Коронавирус сильно ударил по логистике. Небо и море были практически закрыты, страны не могли заказывать товар из Китая. Что случилось с цепочками поставок в мире и как это повлияло на бизнес и потребителей, рассказал Mind эксперт в области логистики, основатель компаний CoreTeka и WareTeka, Александр Исаченко.
Логистика в мире выполняет поддерживающую функцию – обслуживает бизнес. А экономика работает только тогда, когда проводят торговые операции, обмениваются товарами.
В мировых цепочках поставок многое зависело от Азии. При этом все началось в Китае, откуда Европа и другие регионы заказывали товары. Несмотря на спрос, Китай не мог выполнить заказы, потому что здесь были остановлены порты и введены карантинно-санкционные меры.
Со временем ситуация изменилась в противоположную сторону: Китай поднял экономику и готов был отправлять товар, но ввели карантин в других странах.
Создаваемый десятилетиями механизм остановился. Здесь можно привести аналогию: был хороший оркестр, дирижер в виде руки рынка. Мы отправляем этот оркестр в отпуск на 2 месяца, затем собираем заново, меняем часть его представителей и хотим, чтобы он звучал так же мелодично. Это невозможно: чтобы все восстановилось, должно пройти время,
Это два направления. Сначала приняла удар морская логистика. Главный фактор – снижение логистических потоков из Китая. В пике товарооборот снизился на 30-40%. Некоторые аналитики говорят о том, что эти цифры будут расти.
Крупнейшие объемы перевозок направления Азия – Европа проходят через Суэцкий канал. Комиссия за переход судна составляет $700 000 за 20 000 TEU (единица измерения грузоподъемности). Сейчас налог «раскидывается» на 10 000 TEU. Получается, одни грузоотправители готовы платить больше, другие – нет.
Плюс падение цены на топливо привело к тому, что перевозчикам намного выгодней сделать огромный круг через ЮАР. При этом сроки доставки увеличились.
Второй пострадала авиалогистика. Главный фактор – остановка товарооборота, даже на уровне отгрузок, из-за закрытия неба.
Игорь Смелянский, генеральный директор «Укрпошты», рассказал, что, если раньше проблем с авиаперевозками не было, то сейчас ситуация изменилась. По его словам, чтобы доставить товар из Китая, нужно построить сложноподчиненный маршрут через Гонконг.
Чтобы отгрузить и отправить самолет, необходимо договориться с локальными операторами, что сделать непросто. Если самолет прилетит в Украину, он не может вернуться в Азию пустым. Поднять его в воздух – задача, которая упирается в стоимость доставки.
Экономика сильно зависит от коммерческой деятельности. Аналитики говорят о снижении мирового ВВП в лучшем случае на 15%.
Даже Швеция, которая не вводила значительные ограничения, не избежала удара. 20% производства страны работало на экспорт. Другие страны не могли покупать из-за закрытия границ, усложнения процедур транспортировки и растаможивания. Экономика Швеции замедлилась приблизительно на 15%.
Сейчас все внимательно наблюдают за экономикой Китая, где ожидался отложенный спрос. Он действительно произошел, но не смог покрыть те потери, которые понесла экономика.
Наглядный пример – автопром. Даже отсутствие простой составляющей,такой как контроллер регулировки сидения, причиняет неудобства водителям и влияет на безопасность. Маленький компонент может остановить производство в автоиндустрии.
На заводе Volkswagen в Германии цепочка поставок выглядела так: запчасть на автомобиль нужно поставить в определенный день, в конкретное время. Компания прогнозировала доставку каждого компонента. Это можно проецировать и на другие индустрии.
Отсутствие маленького контроллера и остановка производства влияет на потребителя. Есть товары, которые человек хочет приобрести, но не может. А есть продукция, которая не производится из-за отсутствия цепочки поставок. Это новая реальность.
В первую очередь вырос сегмент доставки последней мили. В Украине «Укрпошта», «Нова Пошта», Zakaz.ua, Glovo сделали скачок вперед за счет того, что люди долгое время не готовы были выходить на улицу и взаимодействовать друг с другом.
Но есть такие страны, как Испания. Из 53 000 сотрудников, обслуживающих почтовую систему страны, на «передовой» осталось только 11 500. Возможности обрабатывать заказы не было, не говоря уже о росте.
Зато британский ритейлер Tesco взял в штат порядка 2500 водителей и 5000 работников склада, чтобы справиться с объемами. Спрос на сегмент доставки вырос, но не каждый бизнес может его удовлетворить.
Склад – ключевой элемент в цепочке поставок, поскольку логистика – это больше, чем одна транспортировка.
В Азии, когда судно из Китая плывет в Европу, отправители хранят товар на складах. Когда они получают заказ, отправляют его через экспедиторов или почтовые службы. До прибытия к месту назначения товар преодолевает 1–3 склада на территории отправителя. Стоимость транспортировки снижается.
Сейчас наблюдается перекос: снизился товаропоток и прогнозируемость доставки – у бизнеса освободился склад. Место на складе какое-то время остается пустым. Если бизнес работает с ритейлом, нужно увеличить наличие товаров.
Например, бизнес работает с ритейлером. Заказчика не волнует, что у поставщика нет товара, ему важно обеспечить спрос покупателя. Если раньше поставщик понимал, что ему нужно 10 000 м² склада, то теперь он прогнозирует, придет ли товар или нет когда придет– через день или через неделю. Чтобы не подводить ритейлера, поставщик увеличивает складскую площадь до 15 000 м² и хранит больше товара.
Необходимо изучить ситуацию с точки зрения того, как можно перестроить цепочки поставки и отношения с поставщиками. Также стоит посмотреть на архитектуру бизнеса и понять, в какой бизнес-модели происходит работа с партнерами.
Если раньше бизнес-модель строилась на работе с ритейлерами, дистрибьюторами, нужно посмотреть в сторону собственного построения канала продаж в виде e-commerce и активно развивать экспертизу.
Запуск данного формата – это налаживание совершенно нового вида бизнеса с другими процессами. И здесь стоит рассмотреть вариант работы с 3PL-операторами. Поскольку все, у кого была собственная логистика, пострадали очень сильно.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.