В конце июля исследователи из США представили модель искусственного интеллекта (ИИ), которая может самостоятельно находить сообщения интернет-троллей. Ее точность составляет 91%. И это лишь один из примеров применения ИИ. Однако Украине пока далеко до всеобъемлющего развития этой сферы. Но бизнес все чаще задумывается над его применением.
С чего начать, если возникла идея применить ИИ, и на что обращать внимание в этой сфере, рассказал Mind соучредитель, CEO DevRain, резидент Reactor.ua Александр Краковецкий.
Тренды приходят к нам с довольно большим опозданием, а часто даже успевают умереть по дороге. И пока Маск готовится к запуску ракеты на Марс, украинский бизнес наконец начал переползать на мобильные платформы и обновлять сайты, созданные в стиле «привет из 90-х». Искусственный интеллект не является исключением. Он как подростковый секс – все о нем говорят, но никто его не видел. В этой статье поговорим о трендах, их адаптации и о том, нужен ли искусственный интеллект украинскому бизнесу.
Перед тем как погрузиться в мир искусственного интеллекта, предлагаю рассмотреть жизненный цикл любой новой технологии.
Пока технология не станет зрелой или не исчезнет из списка перспективных, она пройдет несколько стадий, которые чем-то напоминают «американские горки»:
Все эти этапы напоминают «взлет и падение» блокчейна, технологии «виртуальной реальности», чатботов и других технологий, которые недавно появились в нашем информпространстве.
Нечто похожее происходит и с искусственным интеллектом. Сейчас можно найти много насмешливых публикаций и комментариев о том, что ИИ не существует, что это все статистический анализ, названный по-новому, и еще много всего в таком духе. Собственно, этот график четко показывает, что это нормальная ситуация для абсолютно всех трендовых технологий.
Последние достижения ИИ – это безоговорочная победа в го; OpenAI, который умеет генерировать тексты и DeepFakes, благодаря чему можно заменить лицо одного человека другим лицом или сгенерировать реалистичное лицо человека, который никогда не жил.
Есть много исследований и материалов, где подробно расписано, на каком этапе той или иной компании стоит «прыгать в поезд», то есть инвестировать в технологию, учитывая размер, уровень резистентности к инновациям, готовности к риску и экспериментам.
Для реализации ИИ-систем нужны данные, алгоритмы и компьютерные мощности для вычислений. С алгоритмами особых проблем не было никогда, и даже сейчас большинство алгоритмов являются усовершенствованием математических аппаратов 1960-х или 1980-х годов.
Развитие ИИ сдерживала высокая стоимость компьютерных вычислений, но благодаря стремительному развитию компьютерной техники, а сейчас и публичных облаков, эта проблема тоже более или менее решена. Сегодня любой легко может арендовать сверхмощный облачный сервер и провести собственные исследования.
Остались данные. Принципиально иное количество и качество данных. А также люди, которые эти данные могут понимать (data understanding) и анализировать (data analytics).
Интерес к данным создал много новых ролей. Вот несколько из них:
Последняя роль в этом перечне является ключевой в компании с точки зрения ее подготовки к ИИ. И первое, за что отвечает этот человек, – это Data Strategy.
Дата-стратегия поможет вам ответить на следующие вопросы:
Для того чтобы иметь возможность быстро работать с данными, у вас должна быть современная и гибкая ИТ-инфраструктура.
На этом этапе нужно сфокусироваться на таких вопросах:
Сегодня безусловными лидерами с точки зрения построения облачной и гибридной инфраструктуры являются компании Amazon (AWS), Microsoft (Azure) и Google (Cloud).
Технологические гиганты имеют огромный набор готовых сервисов и инструментов для того, чтобы построить современную и надежную инфраструктуру. И процесс миграции в облако для многих компаний – уже сегодняшний день, а не призрачное будущее.
Любая современная инфраструктура не существует обособленно от партнеров, которые ее обслуживают. Это называется экосистемой партнерства. И если вы еще не работаете с технологическими партнерами, то сейчас хороший момент начать это делать. Так, уже доказано, что лучшие продукты и решения появляются именно в мультискилових командах на грани различных сфер.
Главные стратегии по работе с технологическими партнерами:
Ищите технологического партнера и начните с готовых решений/платформ.
Вместе с CTO/CIO начните кастомизировать процессы под себя. Ищите узкоспециализированных технологических партнеров с экспертизой в тех процессах, которые вы хотите улучшить.
Создавайте собственную команду и развивайте собственную ІТ-экспертизу.
Простыми словами, все, что не является профильным для вашего бизнеса (особенно в сфере ІТ) – отдавайте технологическим партнерам.
Внедрение ИИ пока не всегда дает прямой экономический эффект, но процесс подготовки к ИИ-проектам помогает структурировать данные, выявить проблемы в структуре бизнеса и процессах. И вот это, а не ИИ, может дать значительное улучшение и экономический эффект. Поэтому внедрение ИИ не должно быть самоцелью. Добавлю, что бизнес, который хочет стать пионером производства ИИ, должен понимать, как работают инновации, быть гибким, открытым к риску и экспериментам.
Кроме этого, у каждого бизнеса есть задачи, которые являются стандартными для всех и которые не требуют больших бюджетов, глубокого погружения в специфику бизнеса и серьезных финансовых вливаний.
Это может быть что-то незначительное – FAQ чатбот, прогнозирование финансовых и других показателей, анализ оттока клиентов или выгорания сотрудников.
Любой подобный проект позволит бизнесу:
Есть много инструментов, которые позволяют быстро «повертеть» данным, создать несколько простых моделей и быстро встроить их в ваши бизнес-процессы.
Предлагаю пройти простой тест с помощью AI Readiness Assesment Tool от Microsoft.
Вам нужно ответить на несколько вопросов и в конце вы получите вашу оценку готовности к внедрению искусственного интеллекта:
А также рекомендую курс AI for Everyone на Coursera и AI Business School от Microsoft.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями.
Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.