Ставка на воздух: нужны ли Украине малые аэродромы

Как их развитие повлияет на развитие городов

Фото: pixabay

Недавно глава Черкасской ОГА заявил, что военный аэропорт в Умани хотят реконструировать, добавив функцию пассажирских перевозок. И хотя вопрос с землей еще не решен, для реализации проекта уже есть частный инвестор – это позволит минимизировать заимствования из государственного бюджета. Эта идея уже была озвучена несколько лет назад, но до ее реализации пока не дошло.

Действительно ли нужно осуществлять такие преобразования в инфраструктуре и какие перспективы это открывает перед городом, рассказал Mind СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution Андрей Рыжиков.

Вам может показаться, что это странная идея, но давайте вернемся на несколько десятилетий назад –  во времена Советского Союза. Тогда наши граждане летающей достаточно много, а аэропорты функционировали не только в областных центрах, но и средних городах. Да, в основном передвигались на «кукурузниках», но слетать куда-то было сродни путешествию на поезде. Сегодня не наберетеся и 10 аэропортов, которые бы выполняли регулярные рейсы – большинство или закрыты/заброшены или влачат существование за счет чартерных рейсов в Турцию или Египет.

О развитии сферы

Развитие аэропортов в этом году не вошло в проект «Большое строительство» – пока там сосредоточились на дорогах, детских садиках и школах, медучреждениях и спортивных объектах, что в целом, конечно, логично, потому что у нас абсолютно не закрыты эти потребности, а «полеты» -- это больше про комфорт, чем про первую необходимость.

При этом до коронакризиса в Украину активно заходили лоукостеры, и, например, с марта 2020 Ryanair планировал летать не только из традиционно популярных городов-миллионников и Львова, но и из Херсона. Только в 2019 году воздушный пассажиропоток Украины вырос более чем на 30%, и это неудивительно, индекс украинского паспорта растет из года в год и сегодня он находится на 43-м месте. Такая свобода передвижения и часто более дешевый, чем в Украине, и простой в организации отдых стимулировал соотечественников летать за границу, тем самым развивая авиаотрасль.

Мировые тренды

Сейчас во всем мире прослеживается тренд на малую авиацию – небольшие самолеты и вертолеты. Кроме того, достаточно активно развивается направление электрического воздушного транспорта. В скором времени мы точно будем использовать авиатакси. За ним однозначно будущее, поэтому инфраструктуру для приема воздушных судов нужно создавать.

Поэтому инициатива развитие локальных аэрохабов – очень правильное решение. Потому что, если создание рельсового транспорта, аналогичного китайскому, японскому, французскому или немецкому с учетом наших земельных тем и вечный коррупции в Украине практически на грани фантастики, то построить аэропорты за счет денег инвесторов очень даже реально.

Но, как всегда, всплывает вопрос государственно-частного партнерства: в Украине это очень сложный и ненадежный процесс, сродни лотереи, никогда не знаешь, выиграешь или потеряешь. Поэтому инвестор, который захочет вкладываться в такие аэропорты, должен быть на 100% уверен, что у него все будет хорошо, не отберут право аренды или вдруг рядом через дорогу не построят муниципальной аэропорт, который убьет его инвестиционный проект. Но это уже совсем другая история.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS