«Бессмертный пони»: как не выгореть на работе

И возродить желание работать

Работа с людьми считается одной из самых энергозатратных. Если вы постоянно находитесь в стрессе даже вне офиса, то рискуете перегореть. Project Manager NIX Марина Варасова на NIXMultiConf рассказала, как распознать профессиональное выгорание и справиться с «недугом» трудоголика. Mind предлагает некоторый тезисы выступления.

Mind – партнер NIXMultiConf.

Начну с необычной аналогии. Вспомните, как выглядят пони. Наряженные как принцессы и феи, милые лошадки изо дня в день катают детишек в парке, терпят жару и холод. Иногда так и хочется обнять беднягу. На самом деле эти малышки очень выносливые. Некоторые даже весят до 670 кг. С виду хрупкие животные, склонив голову к земле, сильной поступью идут вперед. Уверенно и безотказно. Как и люди иногда.

«От работы дохнут кони, ну а я – бессмертный пони». Если согласны с каждым словом, поздравляю, вы – трудоголик. Вечный забег без продыху грозит профессиональным выгоранием. «Недуг» мешает качественно выполнять обязанности и приводит к эмоциональному истощению.

Только проснулся и уже устал

Профессиональное выгорание возникает от хронического стресса. Бесконечные форсмажоры, дедлайны и вдобавок домашние хлопоты – все это забирает энергетические и личностные ресурсы. Накапливается усталость, чувствуется опустошенность. «Надо просто выспаться или развеяться на выходных», – думаете вы. Но стоит вернуться в рабочую среду, как неприятные ощущения возобновляются.

Синдром эмоционального выгорания прошел стадии от надуманного состояния до серьезного медицинского диагноза: в 2019 году Всемирная организация здравоохранения внесла его в Международную классификацию болезней.

Как распознать у себя профессиональное выгорание

За восемь лет работы в проектном менеджменте я убедилась: там, где не помогает обычный отдых, пора разобраться в причинах выгорания и попытаться зарядиться заново. Выясним, что в нашем поведении говорит о профессиональном выгорании.

У профессионального выгорания есть несколько стадий. Первая – самая легкая. По ней редко можно определить, что пони-то уже спотыкается на ходу.

Пять способов «восстать из пепла»

Спасаем «горящую» команду

Помимо личного «выгорания», мы можем загонять и свои команды. В экстренных случаях бывает необходимо поработать в выходные. Представим менеджера-трудоголика. Он привык работать сверх нормы и ожидает того же от остальных. Может давить и клиент, а PM под его началом хочет казаться лучшим и забывает заботиться о своих коллегах. Быстрее, выше, сильнее – не всегда значит лучше. В погоне за эффективностью регулярные переработки вредны всем. Миссия руководства – здраво распределить приоритеты, выделить цели компании и донести их до сотрудников. От правильности поставленной задачи зависит мотивация людей.

В качестве примера расскажу притчу. Однажды у одного строителя спросили: «Чем ты занимаешься?» Он ответил: «Да я весь день таскаю эту проклятую тачку с кирпичами». Подошли к его коллеге и тоже самое спрашивают, а он им: «Зарабатываю деньги для семьи». У третьего строителя интересуются, и тот говорит: «Я участвую в строительстве прекрасного храма». Все выполняли общую задачу, но относились к ней по-разному. Ощущения от работы у каждого были свои. Согласитесь, строить храм приятнее, чем переносить с места на место груду камней. Чтобы работа не была в тягость, в ней нужно видеть смысл.

Улучшайте условия труда

Медицинская и юридическая поддержка, доставка обедов, комфортный офис – все это добавляет сотруднику уверенности в том, что на работе ценят его потребности.

Упражнения против «выгорания»

Персональное – «Мне 70 лет». Допустим, вас тревожит какая-то проблема. Найдите дома тихое уютное место. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, каким вы будете в 70 лет. Постарайтесь увидеть как можно больше деталей. Как вы одеты? Чем занимаетесь? В какой обстановке находитесь? Кто рядом с вами? Подумайте с позиции 70-летнего: что для вас важно сейчас? Каковы ваши ценности? А теперь спросите себя: эта проблема так же важна для вас 70-летнего? Возможно, ситуация не вызовет прежнего беспокойства.

Откройте глаза и поразмышляйте: что нужно перестроить в жизни, чтобы не потерять действительно важные цели? Повторяйте упражнение при очередных трудностях. Это поможет всегда направлять свои усилия на реализацию истинно главного и важного.

Командное – «Оптимисты». После того, как произошла негативная ситуация, проведите мозговой штурм. По очереди сотрудники называют положительные стороны случившегося. Здесь не важна содержательная часть. Главное – общий позитивный настрой. Например, вы не успели сделать функционал в срок, заказчик был очень зол, но вы узнали много новых английских слов :). Цель упражнения – привыкнуть думать позитивно и обучить этому свои команды. Так будет легче справиться с проблемами, получится снизить уровень стресса, и работать станет радостнее.

Мы все люди, и физически можем что-то не успевать. Это нормально. Не нужно корить себя за малейший промах на работе. Стройте прекрасные храмы, а не возите тяжелые тачки. Горите идеей, но не выгорайте.
Больше советов смотрите в моем докладе на NIXMultiConf #4.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS