«Бессмертный пони»: как не выгореть на работе

«Бессмертный пони»: как не выгореть на работе

И возродить желание работать

Цей текст також доступний українською
«Бессмертный пони»: как не выгореть на работе

Работа с людьми считается одной из самых энергозатратных. Если вы постоянно находитесь в стрессе даже вне офиса, то рискуете перегореть. Project Manager NIX Марина Варасова на NIXMultiConf рассказала, как распознать профессиональное выгорание и справиться с «недугом» трудоголика. Mind предлагает некоторый тезисы выступления.

Mind – партнер NIXMultiConf.

Начну с необычной аналогии. Вспомните, как выглядят пони. Наряженные как принцессы и феи, милые лошадки изо дня в день катают детишек в парке, терпят жару и холод. Иногда так и хочется обнять беднягу. На самом деле эти малышки очень выносливые. Некоторые даже весят до 670 кг. С виду хрупкие животные, склонив голову к земле, сильной поступью идут вперед. Уверенно и безотказно. Как и люди иногда.

«От работы дохнут кони, ну а я – бессмертный пони». Если согласны с каждым словом, поздравляю, вы – трудоголик. Вечный забег без продыху грозит профессиональным выгоранием. «Недуг» мешает качественно выполнять обязанности и приводит к эмоциональному истощению.

Только проснулся и уже устал

Профессиональное выгорание возникает от хронического стресса. Бесконечные форсмажоры, дедлайны и вдобавок домашние хлопоты – все это забирает энергетические и личностные ресурсы. Накапливается усталость, чувствуется опустошенность. «Надо просто выспаться или развеяться на выходных», – думаете вы. Но стоит вернуться в рабочую среду, как неприятные ощущения возобновляются.

Синдром эмоционального выгорания прошел стадии от надуманного состояния до серьезного медицинского диагноза: в 2019 году Всемирная организация здравоохранения внесла его в Международную классификацию болезней.

Как распознать у себя профессиональное выгорание

За восемь лет работы в проектном менеджменте я убедилась: там, где не помогает обычный отдых, пора разобраться в причинах выгорания и попытаться зарядиться заново. Выясним, что в нашем поведении говорит о профессиональном выгорании.

  • Действуете «на автомате».Рабочий процесс становится формальным. Все задачи выполняете машинально: пришли, поработали, ушли домой. Будто отгораживаетесь невидимым экраном от каких-либо переживаний и включаете защитный механизм экономии и так истощенных запасов сил и энергии.
  • Успехи в работе не вдохновляют. Кажется, что итог не стоит затраченных усилий. Любая похвала настораживает. Успешная сдача результатов итерации не приносит радости. Выгоревший обесценивает свои успехи.
  • Появляется ощущение «загнанности в клетку». Все чаще задаетесь вопросом: «Тем ли я вообще занимаюсь?» Сомневаетесь в правильности своих действий, не видите перспектив развития. В результате снижается удовлетворенность работой. Уйти в другую организацию или сферу деятельности кажется невозможным. Думаете, что как специалист вы не востребованы. Но, если бы появилась возможность сменить обстановку, вы бы ею воспользовались.

У профессионального выгорания есть несколько стадий. Первая – самая легкая. По ней редко можно определить, что пони-то уже спотыкается на ходу.

  • Мелкие ошибки в работе. Забыли о созвоне, запланировали неправильную дату встречи в календаре, поздно отправили отчет. Казалось бы, со всеми бывает. Но это уже первая ступень «выгорания».
  • Снижение заинтересованности. Вы уже не ошибаетесь, но лишь потому, что ничего не делаете. Играете в «стрелялку» на компьютере и не можете настроиться на работу. Отчеты «горят», а вы прокрастинируете.
  • Выгорание личности. Вам совсем ничего не хочется. Главное, чтобы никто не тревожил. Наступает полное эмоциональное опустошение. В этом случае требуются экстренные меры.

Пять способов «восстать из пепла»

  • Осознайте проблему. День за днем вы допоздна задерживаетесь на работе, а ложась спать, проверяете все проектные чаты. «Я могу прекратить в любой момент», – думаете так, но продолжаете. А потом снова говорите, что устали и разуверились в себе. Чтобы избавиться от проблемы, нужно ее принять и не опускать руки. Выход есть всегда.
  •  Отдохните. При первых признаках простуды мы не кормим себя антибиотиками, а даем возможность организму самому побороть вирус. Отпуск или отгул действуют подобно иммунитету и позволяют телу естественным образом бороться с выгоранием. На нас сыпятся push-уведомления, сообщения и сторис в соцсетях, постоянные конференции, фестивали, тусовки. Все кажется важным. На Западе боязнь что-то упустить называют FOMO (Fear of missing out) – синдромом упущенной выгоды. Люди придают огромное значение чужим активностям вместо того, чтобы сосредоточиться на себе. Сейчас пропагандируют обратный феномен – JOMO (Joy of missing out). Не расстраивайтесь, что нет сил идти на вечеринку и хочется остаться дома. Радуйтесь – вы услышали свое тело. Скажите «спасибо» себе, и организм ответит зарядом бодрости.
  • Найдите в привычной работе нестандартные грани. Если нет возможности кардинально сменить деятельность, привнесите новое в текущую работу. Посещайте профессиональные тренинги, беритесь за новые или нестандартные задачи, станьте ментором для новичков. Расскажу об опыте одного из моих техлидов. Он долго работал в проекте, знал каждый символ в коде, вдоль и поперек изучил бизнес логику продукта. В какой-то момент стало скучно. Тогда он сам стал придумывать для себя задачи. Перед началом работы над новой фичей заключал с собой пари: «Тестировщики не найдут в ней ни одного бага». Позже вызвался самостоятельно проводить клиентам демо результатов спринта. Потом сделал план обучения для новичков, чтобы порог вхождения в проект был минимальным. Стоит немного расширить горизонт внимания, как самая рутинная работа заиграет яркими красками.
  • Откройте в себе новые таланты. Работаете офис-менеджером – попробуйте стать ивентщиком. Все время программируете – возьмите менеджерские обязанности. Компаниям нужны счастливые сотрудники. Они работают продуктивно и задают хороший настрой всему коллективу. Дать человеку новые возможности для карьерного и личностного роста – вот, что вдохнет в него жизнь. Желающим сменить место работы или нишу бизнеса советую изучить рынок популярных сфер, подумать, к чему лежит душа. Еще всегда помогают разгрузить мозг занятия творчеством. Рисуйте, пойте, танцуйте, лепите, изобретайте – и никакие переживания вам не страшны.
  • Сходите к психологу. Наконец-то это не считается чем-то предосудительным. Если профессиональное «выгорание» пагубно влияет на личность и характер, вы стали раздражительными, потеряли интерес к жизни – обратитесь к специалисту. Настройтесь на долгую совместную работу. Разберетесь в себе и определите путь дальнейшего развития.

Спасаем «горящую» команду

Помимо личного «выгорания», мы можем загонять и свои команды. В экстренных случаях бывает необходимо поработать в выходные. Представим менеджера-трудоголика. Он привык работать сверх нормы и ожидает того же от остальных. Может давить и клиент, а PM под его началом хочет казаться лучшим и забывает заботиться о своих коллегах. Быстрее, выше, сильнее – не всегда значит лучше. В погоне за эффективностью регулярные переработки вредны всем. Миссия руководства – здраво распределить приоритеты, выделить цели компании и донести их до сотрудников. От правильности поставленной задачи зависит мотивация людей.

В качестве примера расскажу притчу. Однажды у одного строителя спросили: «Чем ты занимаешься?» Он ответил: «Да я весь день таскаю эту проклятую тачку с кирпичами». Подошли к его коллеге и тоже самое спрашивают, а он им: «Зарабатываю деньги для семьи». У третьего строителя интересуются, и тот говорит: «Я участвую в строительстве прекрасного храма». Все выполняли общую задачу, но относились к ней по-разному. Ощущения от работы у каждого были свои. Согласитесь, строить храм приятнее, чем переносить с места на место груду камней. Чтобы работа не была в тягость, в ней нужно видеть смысл.

Улучшайте условия труда

Медицинская и юридическая поддержка, доставка обедов, комфортный офис – все это добавляет сотруднику уверенности в том, что на работе ценят его потребности.

  • Грамотно распределяйте обязанности. Когда кроме текущих обязанностей на сотрудника взваливают дополнительные, от нагрузки он может быстрее выгореть. Сначала появятся незначительные ошибки, позже недочеты станут системными и могут привести к глобальным проблемам. В худшем случае человек не выдержит и уволится.
  • Развивайте системы мотивации. Материальная мотивация действует до определенного момента. Когда человек удовлетворил все базовые потребности, ему хочется интересных задач, признания коллег и руководства. Если компания не дает возможностей для профессиональной реализации, одной денежной мотивацией не обойдешься. Команда должна понимать, что не просто «педалит» код, а делает нечто классное, то, что реально улучшит чью-то жизнь. Цель работы должна быть видима. Проговаривайте ее с коллегами, если нужно – визуализируйте. Делайте так, чтобы каждый участник осознал персональный вклад в проект.
  • Планируйте карьерный рост сотрудников. Решая новые вызовы, мы развиваемся как специалисты и просто люди – становимся мудрее. А если головой уперся в «стеклянный потолок» и больше некуда расти? Иногда менеджерам надо перестать думать в пределах одной инициативы и начать мыслить в рамках компании. Если ваш сотрудник достиг «потолка» и хочет расти дальше, может, стоит отпустить его в другой проект, а не удерживать, пока тот не устанет.
  • Проводите ротацию персонала. Без переключения между задачами и участия в новых проектах специалист рано или поздно погрязнет в рутине, заскучает и потеряет интерес к профессии. Подобные ситуации часто возникают в стартапах, где возможности «вертикального» роста априори ограничены. Рецепт для руководителя прост – двигать сотрудников «по горизонтали». Время от времени осуществляйте ротацию или перераспределяйте проекты между членами команд.
  • Предотвращайте (искореняйте) негатив.. Хороший коллектив с гордостью называют второй семьей. В дружеской атмосфере доверяешь людям, чувствуешь поддержку. Обратная ситуация – когда в команде есть буллинг. Из-за плохого отношения бывать в таком обществе не хочется, и от работы в нем быстро «выгораешь».
  • Конструктивно оценивайте работу. Мониторьте вовлеченность сотрудников, их удовлетворенность своей работой и деятельностью компании. Для этого регулярно проводите анкетирование.
  • Организовывайте тимбилдинги. Раз в месяц можно выбраться в «офис на природе» или пообедать в новом месте. Проводите профильные тренинги. Неформальное обучение тоже дань развитию сотрудников. Приглашайте в компанию коучей и активных наставников.

Упражнения против «выгорания»

Персональное – «Мне 70 лет». Допустим, вас тревожит какая-то проблема. Найдите дома тихое уютное место. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, каким вы будете в 70 лет. Постарайтесь увидеть как можно больше деталей. Как вы одеты? Чем занимаетесь? В какой обстановке находитесь? Кто рядом с вами? Подумайте с позиции 70-летнего: что для вас важно сейчас? Каковы ваши ценности? А теперь спросите себя: эта проблема так же важна для вас 70-летнего? Возможно, ситуация не вызовет прежнего беспокойства.

Откройте глаза и поразмышляйте: что нужно перестроить в жизни, чтобы не потерять действительно важные цели? Повторяйте упражнение при очередных трудностях. Это поможет всегда направлять свои усилия на реализацию истинно главного и важного.

Командное – «Оптимисты». После того, как произошла негативная ситуация, проведите мозговой штурм. По очереди сотрудники называют положительные стороны случившегося. Здесь не важна содержательная часть. Главное – общий позитивный настрой. Например, вы не успели сделать функционал в срок, заказчик был очень зол, но вы узнали много новых английских слов :). Цель упражнения – привыкнуть думать позитивно и обучить этому свои команды. Так будет легче справиться с проблемами, получится снизить уровень стресса, и работать станет радостнее.

Мы все люди, и физически можем что-то не успевать. Это нормально. Не нужно корить себя за малейший промах на работе. Стройте прекрасные храмы, а не возите тяжелые тачки. Горите идеей, но не выгорайте.
Больше советов смотрите в моем докладе на NIXMultiConf #4.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно