Выпустить пар: как личный бренд влияет на бизнес
И почему нельзя отделять эти два понятия
Личные, деловые или социальные вопросы часто разрешаются благодаря соцсетям. Однако не всегда удается избежать неприятных моментов в общении. От хейта не застрахованы ни обычные пользователи, ни известные бизнесмены, политики или бренды. Особенно во время нейтрализации негатива в соцсетях требуется спокойствие и этика, чтобы не добавить масла в огонь. Следовать этим нормам нужно, в частности, если коммуникация происходит как на странице бренда или компании, так и с личных аккаунтов владельцев этого бизнеса, ведь и в первом, и втором случае речь идет о репутации. Про этичные соцсети и о том, почему невозможно отделять личный бренд от бизнеса, рассказала Mind SMM-консультантка, владелица инстаграм-площадок по развитию бизнеса и основательница платформы #rest_in_ukraine Анна Тильняк.
Этика, тем более в соцсетях, в каждом уголке земного шара разная, как бы не хотелось это отрицать. Поскольку мы живем в Украине, этику поведения в социальных сетях собираемся измерять категориями «хотелось бы лучше» и «стремимся к цивилизованному миру».
Нынешняя ситуация с личным брендом в Украине
Что имеем на данный момент: надвигающееся на украинцев понимание, что рано или поздно на кон придется поставить свое драгоценное имя. Ведь с доверием сейчас совсем туго – ни государству, ни соседям доверять в целом не приходится.
Рекламой своего продукта забрасывать бессмысленно и безразмерно тоже не стоит. Вот и приходят нехотя люди к личному бренду, внедряют этот канал коммуникации и пробуют завоевать рынок новыми тактиками и стратегиями.
Какие ошибки допускаются при внедрении личного бренда?
-
«А давайте все сделаем быстро»
Быстро с личным брендом может и получится, но риски очень велики, поэтому коротко о них. Почему быстро не работает? Сравните с ситуацией: подходит незнакомый парень к девушке на улице и предлагает замуж. Нелепо, странно, небезопасно, рискованно, малоэффективно. -
«А давайте все сделаем за личность»
Неорганично. Если вкратце описать ситуацию подобного формата: SMM-щик (точнее, копирайтер) старается, выписывает тексты в социальных сетях тому самому обладателю личного бренда и вдруг он или она выходит в прямой эфир или дает интервью. Несоответствия будут, поверьте. -
«А давайте все сделаем дешево»
Если коротко, то скупой платит дважды, и вы спорить не будете. Хорошие специалисты, которые помогают формировать личности публичный образ и направляют коммуникацию, стоят недешево. Выводы простые – где сэкономили, там заплатите, не деньгами, так репутацией, а это дороже. -
«А давайте обманем»
Тут чаще бывает комплексное решение «быстро/неорганично/экономно» или разные комбинации. Интуиция у современных людей в диджитал выработана годами, обмануть нас все сложнее. Тем более, если будут случаться скандалы, скрыть их во времена социальных сетей практически невозможно. -
«А давайте дорого»
Сначала мне показалось, об этом не стоит писать, но все же напомню. Люди ценят скромность, тренды новой этики все больше об осознанности, поэтому осторожно с люксом, если это не непосредственно сфера вашей деятельности.
Почему личный бренд нельзя отделять от бизнеса?
Если мы говорим о личном бренде собственника или любого сотрудника компании, то он всегда под прицелом.
Самый простой случай, когда можно проверить, что личный бренд неотделим от бизнеса, это попробовать его запятнать. Громкий скандал с участием любого человека, где пресса или пользователи социальных сетей напишут, что это сотрудник такой-то компании, несомненно повлияет на имидж.
К сожалению, это касается только негативных новостей. Позитивные новости работают хуже и медленней. Хорошие благотворительные и социальные инициативы менее заметны, нежели скандалы. Первому лицу всегда сложнее: решиться пойти в публичность, работать с отзывами и воспринимать их, быть всегда под прицелом и, как английская королева, соблюдать все ритуалы и правила сообщества, на которое надо влиять.
Я знаю много интересных личностей, собственников замечательных компаний, которые не готовы к такой коммуникации, к пристальному вниманию, хотя они же прекрасно понимают важность и эффективность личного бренда для компании.
Собственникам и топ-менеджерам могу дать один совет: соблюдать баланс времени и вовлеченности в вопросах проявления и продвижения личного бренда. Одновременно стоит лично участвовать в формировании и распространении своего собственного личного бренда, но при этом выделять время на коммуникацию с миром.
Что касается личного бренда любого другого сотрудника компании?
В ближайшие несколько лет мы увидим, как компании приведут в порядок личные страницы тоовых сотрудников и примутся за других членов коллектива.
Корпоративная культура не заканчивается общением на рабочем месте в наше время. Аватары и посты, сторис и обложки, комментарии на своей и чужих страницах – все это составляющие личных брендов сотрудников, значит, и репутации компании.
В моей голове до сих пор возникает образ: страница топ-менеджера уважаемой автомобильной компании, на которой он сфотографировал несколько развернутых конфет и пожаловался на их срок годности. Странно звучит, вроде бы, человек имеет право. Но это было единственное, кроме обложки с автомобилями и указанием места его работы, что присутствовало в его профиле в Фейсбуке.
Связь личного бренда и вреда бизнесу
Я люблю разбирать кейсы, связанные с неосторожными высказываниями, обнаженными фото и другими проявлениями личности в социальных сетях в разрезе личного бренда.
Недавняя история с собственницей украинской компании-производителя сладостей ярко демонстрирует зависимость личного бренда и бизнеса. Один комментарий девушки на ее собственной странице в Инстаграме привел к отказу от реализации продукции ее компании многими операторами рынка. Один рассказанный анекдот равно финансовые потери.
Анализируя эту историю, я прошу вас не путать и не перемешивать такие понятия как патриотизм, свобода слова, черный пиар и тому подобное. Помнить здесь надо одно: даже если собственник компании не считает, что его личный бренд принадлежит компании, это не так.
Личный бренд работает даже тогда, когда вы об этом не догадываетесь. В самолете, в салоне красоты, когда вам делают процедуры, в социальных сетях, когда вы просто забыли поменять аватар.
Свобода высказываний
Сейчас становится все больше тех, кто понимает, что словами и фотографиями в социальных сетях они могут навредить своему бизнесу или месту работы.
Лично для себя «нормальную» этику высказываний в социальных сетях, которая мне лично подходит, я определяю как свободу слова с нежеланием оскорбить достоинство другого человека. Если мыслить в таком ключе, то проблем в связи личного бренда и бизнеса не будет.
А если вам необходимо высказаться и высказывания точно оскорбят другую личность или социальную группу, вступает правило ответственности за свои действия. Обижая другого, вам стоит осознать, что вы моментально обретаете врага, который свое недовольство может быстро перекинуть на ваш вид деятельности.
Личный бренд – ответственность. Однако, если кто-то думает, что это не происходит с ним сейчас, глубоко ошибается. Личный бренд не в мировых масштабах – это наше имя. Оно с нами навсегда, поэтому получает дивиденды и страдает первым. А институт репутации в стране когда-то появится. Дело времени.
Анна Тильняк
https://www.instagram.com/annatilniak/
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.