Начало года выдалось сложным для бизнеса, в частности из-за локдауна в январе. Однако уже сейчас можно наверстывать упущенное время и настраиваться на новый деловой сезон. Как выстроить и систематизировать отдел продаж и чего можно достичь, рассказал Mind СЕО и основатель Martsenko Sale Вадим Марценко.
Один из моих клиентов сказал: «Я раньше думал, что самый системный отдел в компании – это финансовый отдел, а продажи – это больше про творческий подход. Но теперь понимаю, что как раз самыми системными должны быть продажи». И он на 100% прав.
Выстроив систему в продажах, вы получаете прогнозируемый и управляемый бизнес, который работает по понятным правилам и алгоритмам и открыт к безболезненному росту и масштабированию. И поэтому логично начинать выстраивать систему в бизнесе именно с продаж.
Системность в отделе продаж – это продуманность, регламентированность и контроль над организацией работы коммерческого подразделения вашей компании. В системном отделе продаж каждый менеджер четко знает, какую позицию он занимает, каковы его задачи и какого результата от него ждут.
Вот базовые элементы, которые точно должны присутствовать в грамотно организованном коммерческом подразделении:
Если эти элементы присутствуют в вашей компании – поздравляю, ваш отдел продаж выстроен эффективно и наверняка радует вас стабильной прибылью. Если же системы нет, ее следует выстроить.
В микро- и малом бизнесе внедрять систему на уровне менеджеров может сам собственник. Если же в бизнесе есть топ-менеджеры, то имплементацию можно доверить им, назначив ответственного. Однако у истоков систематизации должен стоять собственник, и вот почему:
Как в мореплавании: если вам нужно попасть в конкретное место, то каким бы опытным ни был капитан, он не догадается, какая у вас цель, пока вы ее не озвучите.
Обозначьте, из каких стадий состоит продажа в вашей компании и кто будет отвечать за реализацию каждой стадии:
Исходя из того, сколько человек внутри вашей компании ведут сделку по стадиям, определяется модель продаж:
Одноуровневая модель – когда на всех этапах сделку ведет один и тот же человек, менеджер по продажам. Такая модель хороша для коротких сделок, где не тратится много усилий на подготовку и сопровождение. Для длинных сделок одноуровневая модель не подойдёт, так как ресурс менеджера ограничен, и он будет занят не столько продажей, сколько сопровождением клиентов.
Двухуровневая модель – когда продажу ведут два специалиста. В зависимости от специфики вашего бизнеса, вторым может быть ассистент, подключаемый на этапе продажи встречи (когда, например, нужно прозванивать многих потенциальных клиентов или отрабатывать большой поток входящих лидов), либо аккаунт-менеджер, который перехватывает клиента уже после заключения сделки и далее сопровождает его.
Трехуровневая модель – ассистент работает на первом этапе, менеджер по продажам на втором, аккаунт менеджер – на третьем. Как и предыдущая модель, эта лучше всего подходит для сделок с длинным этапом реализации или с циклическими сделками по договору.
В некоторых нишах – например, в IT – хорошо показала себя четырехуровневая модель, где на последнем этапе клиента ведут сразу два специалиста: сначала аккаунт-менеджер все настраивает и подключает, а затем представитель службы саппорта оказывает поддержку.
Модель продаж в свою очередь напрямую зависит от прописанной вами воронки продаж, о которой поговорим далее.
Воронка продаж – это путь клиента в рамках сотрудничества с вашей компанией. В идеале это даже должна быть не типичная сужающаяся «воронка», а прямая «труба», в которой никто из клиентов не отсеивается, а все уверенно идут к нужной цели, проходя этап за этапом.
Что главное в этой воронке-трубе? – то, что по ней клиент идет не сам, а его ведет ваш менеджер. Или несколько менеджеров в зависимости от вашей модели продаж.
Вот пример типичной неправильной воронки.
Здесь на каждом этапе ответственность за реализацию лежит не на вас, а на клиенте или каких-то внешних факторах. Вы можете только надеяться на то, что клиент достаточно заинтересован в сделке, либо на то, что ваш менеджер добросовестно подходит к работе и прилагает массу усилий, чтобы довести клиента до результата. Однако на практике эти надежды не оправдываются. И огромное количество потенциальных клиентов навсегда зависают на стадии «Принимает решение».
Чтобы воронка продаж была эффективной, она должна быть сформулирована в виде законченных, совершенных этапов. И при этом каждый последующий этап должен зависеть от менеджера, а не от клиента. Вот, например:
При таком формате воронка не только отображает все стадии работы с клиентом, но и становится четким планом действий для менеджера.
Прописав все этапы воронки – введите их в свою CRМ-систему. Каждому этапу присвойте свой статус в CRM-системе – и получите идеальный инструмент, основу основ для систематизации вашего отдела продаж.
Смотрите сами.
Этот список можно продолжать бесконечно, но, думаю, главное вы уже уловили. Выстроив правильную воронку продаж, вы закладывает фундамент для систематизации всего коммерческого департамента.
В своей практике я не раз убеждался: стоит только выстроить систему, как продажи возрастают ВСЕГДА по меньшей мере на 30%. А есть примеры кейсов, где компания расширяла свою деятельность, становилась лидером рынка только потому, что никто из конкурентов не озаботился вопросом продаж. Таким образом, системный отдел продаж – залог эффективности коммерческой деятельности, основа стабильности всего бизнеса, которым ни одному собственнику нельзя пренебрегать.