Украина с понедельника вышла из локдауна, который продолжался в течение трех недель. Весь упомянутый период большинство представителей малого и среднего бизнеса, кто арендовал торговые точки в торговых центрах и не только, вынужден был закрыться на этот период. Как локдаун 2.0 повлиял на условия аренды для всех заинтересованных и как изменились цены на этот период рассказала Mind руководитель отдела консалтинга NAI Ukraine Марина Гуревич.
В январе COVID-19 снова активировал «режим локдаун», и снова актуальным стал вопрос условий аренды для представителей малого и среднего бизнеса.
По данным исследования NAI Ukraine, в период январского локдауна 2021 года преимущественно действовали договоренности, аналогичные весенним. Арендаторам ТРЦ, чьи магазины пришлось полностью закрыть, были поставлены условия по оплате эксплуатационных расходов. Примерно это составило $5–10 кв. м в зависимости от объекта по каждому виду дополнительных платежей.
Это было необходимое условие, так как собственники торговых объектов должны были продолжать поддерживать их функционирование и обслуживание, чтобы они были полностью готовы открыться с 25 января 2021 года.
Те арендаторы, которые могли продолжить работу в условиях карантина, сохранили свои стандартные условия. Таким образом, на несколько недель рынок вернулся к практически свободному от арендных платежей периоду. Поэтому для малого и среднего бизнеса не наблюдалось каких-то массово распространенных дополнительных скидок.
Стоит отметить несогласие ритейла с необходимостью осуществлять часть платежей, однако это были вынужденные меры со стороны ТРЦ, которые потерпели колоссальные убытки в 2020 году.
Напомним, что розничный товарооборот по итогам 11 месяцев 2020 года вырос на 7,6% по сравнению с 2019 годом. При этом всегда исключительно положительная динамика декабря должна только усилить положительный тренд.
В это же время арендные ставки упали на 30–50% в зависимости от товарных категорий. Так, наибольшие скидки получили кафе, рестораны и операторы развлекательного сегмента. Такая ситуация оправдана, ведь эти отрасли пострадали больше всего, но стоит отметить, что сильное снижение наблюдалось и в сегменте галерей моды и прочих товаров: стандартный лот 150–200 кв. м упал с прайм-ставок $70–80 м.кв до $50–60 за квадратный метр.
В целом по рынку диапазон составляет от нулевой ставки с процентом от товарооборота до $60, с уровнем $20–35 – для ТРЦ «в наборе», с высокой вакантностью и $30-50 – для уже успешно функционирующих объектов со стабильной посещаемостью.
Такая ситуация приводит к высоким убыткам собственников недвижимости, что ставит под угрозу реализацию обязательств, поддержание и развитие существующих ТРЦ и открытие новых, современных объектов, так необходимых рынку для роста, экспансии и удовлетворения новых вызовов со стороны потребителя.
Несмотря на колоссальный скачок онлайна в этом году, он способен покрыть только часть обычных продаж. Например, для таких категорий, как одежда и обувь онлайн-продажи составляют всего 20–30% от всего объема продаж. В то же время будущее ритейла – в омниканальности, слаженной и дополняющей друг друга работе онлайн- и офлайн-магазинов.
ТРЦ остаются драйверами для развития физического ритейла, предлагая потребителю удобный шопинг «все в одном месте», развлекательную составляющую, общение и другие варианты досуга. По всему миру – и драйверами онлайна, развивая свои маркетплейс-площадки, что для украинского рынка только в перспективе.
Поэтому так или иначе девелоперам и ритейлерам придется находить компромиссные решения для принятия вызовов современности и эффективного развития в будущем.