Производительность промышленности в Украине значительно ниже, чем в соседних странах, а добавленная стоимость на одного работника ниже в 4,5–7 раз. Причиной этого, как указано в аналитических приложениях к Государственной программе стимулирования экономики для преодоления последствий COVID-19 на 2020–2022 годы, является устарелость технологии и превалирование секторов промышленности с низкой добавленной стоимостью.
Причем с начала 1990-х годов разрыв только увеличился: производительность промышленности в Украине в 2018 году была на 43,5% ниже, чем в 1991-м, тогда как в соседних странах она выросла в 1,5–2 раза. Как предупредить незапланированные убытки и повысить производительность, рассказала Mind соучредитель компаний QRSmarty и EqMan, резидент Reactor.ua Елена Филипенко.
Один из факторов низкой производительности – большие незапланированные потери: по опыту аудитов, которые проводила компания QRSmarty с 2018 по 2020 год, они могут составлять до 12–15% годового дохода. Шестая часть дохода вытекает через «дуршлаг» незапланированных потерь! О какой последовательной и прогнозируемой прибыли может идти речь?!
О потерях говорить не принято. В основном они возникают по вине самой компании, итак это:
Потери могут сделать бизнес убыточным в любой момент – в любой квартал, в любое «полнолуние». Но только смелых руководителей потери могут спасти и показать путь к совершенствованию. Поэтому в данном материале рассказываем о самых популярных потерях и возможных путях выхода из вызываемых ими кризисов.
Автоматизация сегодня – в высоком тренде. Бизнес, хотя бы не посмотревший в эту сторону, считается архаичным и устаревшим. Поэтому очень часто компании, стремясь быть в тренде, тратят большие средства на автоматизацию, но не завершают процесс или по разным причинам он так и не приобретает статус «работает».
Один наш клиент, крупная корпорация, сейчас готовится к покупке европейской ERP-системы. Она уже долгое время изучает это решение, разбирает его функционал и радуется возможностям. Но при этом совершенно не понимает, что наличие нужного модуля в системе – это еще не стопроцентный успех. Ведь модуль надо кастомизировать под имеющийся бизнес-процесс, а стоимость кастомной разработки европейских ERP приближается к цене полета в космос. Другой путь – полностью изменить бизнес-процесс внутри предприятия, тоже, скажем прямо, так себе выход.
Здесь важно понимать, что цепочки автоматизации должны быть удобными и понятными, любые изменения – умными и максимально безболезненными для существующих процессов, а внедрение – легким для всех сотрудников компании, от уборщика до инженера-конструктора. Именно такая система даст максимальную эффективность и минимизирует потери.
Пандемия COVID-19 почти полностью выбила такой компонент бизнес-процесса, как логистика. Например, заказать за рубежом и вовремя получить запасные части для оборудования стало почти невозможным. А если компания еще и не ведет учет запчастей и отслеживает их жизненній цикл, то застой может возникнуть неожиданно и надолго.
Какой тут может быть выход? Используйте 3D-фермы для быстрого копирования запасных частей там, где это позволяют технологический процесс и нагрузки оборудования. Отслеживайте регламентную замену запчастей и расходных материалов, договаривайтесь с сервис-службами об обслуживании даже в выходные.
Если все же «встали», то проанализируйте – возможно, лучше провести определенный этап работ в партнерстве с аутсорс-компанией, пока сами возвращаетесь в эффективный процесс. А поскольку от застоя сейчас никто не застрахован, договоритесь о таком субподряд заранее.
Мне очень понравился опыт одной украинской строительной компании, которая разработала протоколы действий сотрудника в случае нестандартной ситуации. После их внедрения все вопросы начали решаться очень четко и быстро, без длительных ожиданий.
Можно создать аналог «свободной кассы» в подразделениях, сократить неэффективные цепочки логистики и согласований стандартных процессов, разработать четкие протоколы действий сотрудников в случае нестандартных ситуаций. Очень важно проводить внутренний аудит хотя бы 1–2 раза в год и постепенно совершенствовать производственный процесс. Это постоянная работа руководства бизнеса.
К сожалению, сталкиваемся с этим на каждом шагу. Очень большую роль здесь сыграло коммунистическое прошлое с отсутствием понимания рыночной стоимости ресурсов и размытой персональной ответственностью сотрудника.
Как бороться? Постоянно мотивировать персонал. Устраивать «близкое знакомство» с оборудованием, на котором работает сотрудник, рассказывать ему о стоимости материалов, ввести элементы концепции «бережливого производства». А еще – быть командой: разделять с работниками победы и достижения компании, вместе проходить учебные курсы и менторские сессии.
Это – самые распространенные дырки «дуршлага» незапланированных потерь. Есть и другие – неэффективное использование ресурсов, сбои в технологических процессах, недо- и перепроизводство и тому подобное. Найти их все поможет подробный анализ бизнес-процессов, а устранить и предотвратить в будущем – управление и постоянный контроль за всеми факторами, которые могут привести к потерям.
REACTOR.UA – открытая платформа инноваций, которая предлагает инфраструктуру и инструменты для успешной работы с инновациями. Резиденты платформы – компании, открытые к инновациям, акселераторы, инкубаторы, инновационные хабы, лаборатории, продуктовые технологические команды.
Став резидентом платформы REACTOR.UA, вы сможете:
Компаниям, которые нуждаются в трансформации бизнеса с помощью технологий и инноваций, платформа предлагает пройти бесплатную менторскую программу RE:START. Программа поможет принять взвешенное решение о том, какой из существующих подходов к работе с инновациями оптимально соответствует запросам и потребностям компании. Впервые в рамках одной программы владельцы и топ-менеджеры имеют возможность поработать с лучшими менторами, определить инновационную стратегию для своей компании, научиться эффективно управлять ресурсами для ее реализации.