Карантин и пандемия приучили нас держать дистанцию и избегать личного контакта. Однако это не означает, что «выход в люди» – недоступная опция. Несмотря на всю сложность ситуации с коронавирусом, возвращаться к обычной жизни стоит и нужно. Поэтому, даже если большинство ваших встреч проходит онлайн, часть из них уже можно попробовать перевести в обычный формат. Как вернуться к личному общению и почему после большого перерыва к офлайн-общению следует тщательно готовиться, рассказал Mind руководитель проекта коммерческих закупок площадки Zakupki.Prom Евгений Еременко.
После года в Zoom и Google Meet офлайн-встречи – событие особой важности. Именно поэтому сейчас к ним надо еще тщательнее готовиться. Однако это не исключает непредвиденных ситуаций. Как же себя в них вести?
«Здравствуйте, у нас другая встреча!» – эту фразу слышали, наверное, многие B2B-продавцы и предприниматели, которые встречаются со своими клиентами вживую. И наша команда – не исключение. Однажды мы приехали в Днепр в командировку и когда подошли к офису потенциального клиента, услышали эту злосчастную фразу. Все бы хорошо, но деньги за билеты и другие расходы на командировку потрачены. Спасало только, что мы запланировали в Днепре сразу три встречи на этот день. Но состоялась лишь одна.
Как действовать? Уберечь себя от такой ситуации можно с помощью правильного планирования командировки. Важно не только позвонить и предупредить о приезде, но и назначить встречу в календаре и написать письмо с перечнем вопросов, которые планируете обсудить. Кроме того, лучше перезвонить за день «до» и уточнить, в силе ли договоренности. Также подумайте, с кем еще из ваших действующих или потенциальных клиентов из города, в который вы едете, можно встретиться вживую.
Конечно, все мы люди, поэтому подобные истории тоже не редкость. Особенно часто такое случается со стандартными адресами улиц, которые есть в каждом городе. В результате, сказав клиенту, что будете через 40 минут, можно понять, что речь, например, о Полтаве, а не Киеве. Или о другой компании. Так, однажды просматривая CRM-систему, я решил позвонить и договориться о встрече с одной из крупных продуктовых сетей страны. Меня были рады слышать и сразу пригласили в свой уютный офис. Все начиналось как обычно, но примерно в середине презентации я понял, что мы в сети заправок. Оказалось, что контактное лицо, с которым я говорил, работает уже в другой компании. Выручило то, что наш продукт для заправок и продуктового ритейла практически идентичен.
Как действовать? Даже если вы знаете контактное лицо клиента несколько лет, все равно уточняйте в разговоре, на том же месте он работает. А договариваясь о встрече, без стеснения спрашивайте полный адрес и фиксируйте информацию в календаре и письме. Это дисциплинирует и вас, и клиента.
А есть вещи и ситуации, которые практически невозможно предугадать, и когда они происходят, то могут серьезно выбить из колеи. Например, можно упасть прямо перед встречей и получить синяк на лице. И это не выдумка, такая история была и в моей практике, когда мы с коллегой приехали к потенциальному клиенту. Естественно, весь small talk посвятили падению. Тем не менее, встреча прошла отлично, компания стала нашим клиентом. И лишь после окончания беседы коллега поняла, что у нее огромные гематомы и болит все тело.
Как действовать? Подготовиться к форс-мажору сложнее. Если это вообще возможно, продолжайте двигаться по плану рабочего дня или конкретной встречи. Если ситуация критичная, предупредите клиента и договоритесь о новой дате. Как правило, адекватные люди нормально отреагируют на такую просьбу.
Перед встречами нужно продумать максимум запасных вариантов на разные случаи. Например, если в офисе клиента нет общедоступного Wi-Fi, то мобильный телефон с хорошим интернетом легко поможет с этим вопросом. Если же произошло что-то экстраординарное, нужно не паниковать и продолжать работать. Ведь в компании-клиенте работают такие же люди, и наверняка в их жизни тоже бывали форс-мажорные ситуации.