Понятие well-being уже несколько лет на слуху у тех, кто стремится вывести свой бизнес на новый уровень. Одни говорят о «программах благополучия» как о панацее от проблем, связанных с карантинными ограничениями последних лет. Другие утверждают: «Не работает и не стоит потраченных усилий...» Кто прав, а кто не очень – попробуем разобраться.
Что нужно знать каждой компании, рассказала Mind психотерапевт, сооснователь 4ID Студии корпоративной психологии Оксана Лещенко.
Well-being – это общее благополучие нашей жизни. Поддержка этого направления в компаниях позволяет снизить отток персонала, повысить уровень удовлетворенности жизнью и работой у сотрудников, их вовлеченность в рабочий процесс.
«Размывание» границ дома и работы – это проблема с которой столкнулся каждый второй сотрудник, переведенный на удаленку. Отсюда стресс, переутомление и выгорание.
Существует немало кейсов, рассказывающих об эффективности внедрения «программ благополучия». Черпать полезные детали из практики других компаний – это, конечно, хорошо, но перенимать полностью готовую обнародованную модель не желательно. Не все меры, даже самые креативные и удачные, будут действенны в вашем случае. В этом еще одна особенность well-being-программ: только индивидуальный подход может «открыть второе дыхание» конкретной компании и ее сотрудников.
Практика последних лет доказывает, что внимание к благополучию рядовых сотрудников – это один из основных бизнес-навыков руководителя, который помогает добиваться высокой производительности всего коллектива. Чем выше уровень удовлетворенности сотрудника, тем лучше он работает, поэтому well-being-программы становятся частью корпоративной культуры развитых компаний.
Для американского бизнеса программы well-being стали реальным инструментом в борьбе с финансовыми тратами вследствие болезней и потерь рабочего времени подчиненными:
Из-за гипертонии экономика теряет ежегодно $48,6 млрд. Повышенное артериальное давление – это результат несбалансированного рабочего графика и хронического стресса.
Депрессия у сотрудников – это фактор, который ежегодно отбирает у бизнеса $210 млрд.
С другой стороны, согласно отчету ВОЗ, что всего $1, инвестированный в программы психического здоровья, возвращает $4 прибыли. Общий вклад комплексных well-being-программ – это экономия на больничных и внезапных отгулах по $136 на каждом сотруднике!
Well-being-методики – это комплекс мероприятий, рассчитанный на отдачу в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Один вебинар или одна-единственная встреча с психологом в коллективе не даст ожидаемого эффекта. Как и не поможет «День здоровья», который проводится раз в полгода для галочки.
Не сработают также хаотичные движения и стремление «сделать все и сразу». Это приведет к лишним тратам и не даст желаемого отклика со стороны коллектива.
Реальное улучшение благополучия работников, а значит, и финансовых результатов компании достигается спустя полгода-год после планомерного внедрения первых комплексных программ.
Для начала работы в well-being-направлении нужны:
детальный опрос сотрудников для выявления «слепых пятен» и приоритетных направлений активности;
анализ имеющихся ресурсов – финансовых, временных, человеческих;
разработка комплексной программы с учетом специфики работы компании;
привлечение к реализации программы топ-менеджмента предприятия.
Мешает то, что вызывает настороженность и сопротивление со стороны сотрудников.
Непоследовательность
Пример:
Курение для компании стало почти религией. Сотрудники практически живут на перекурах, а во время сезонов простуд толпами уходят на больничные или, что еще хуже, чихают и кашляют на рабочих местах, а потом страдают от осложнений и хронических заболеваний.
Руководство поощряет попытки бросить курить – премирует самых активных, дарит сертификаты на посещение фитнесс-центров и бассейнов. Но… оставляет за собой право курить на собственном балкончике.
Так не сработает – нужен личный пример руководителя.
Излишняя напористость
Пример:
В компании курят все, кроме руководителя, который решает начать активную антитабачную кампанию без предварительной подготовки. Появляется атмосфера недоверия и непонимания. Коллектив сопротивляется, ополчаясь на руководство.
Как должно быть: сначала информационная подготовка, чтобы убедить и заинтересовать людей. Затем – действия. Результат – отклик людей и вера в искренние благие намерения руководства, а не «очередной подвох».
Неготовность сотрудников принимать помощь
Пример:
HR компании активно внедряет мероприятия программы well-being: психологические вебинары и практики, здоровое питание и физические активности, поощрения за здоровый образ жизни и прочее, но… Очередной вебинар встречается саркастическим: «Чему будут учить на этот раз?» и пустыми местами в аудитории.
В чем причина непринятия стараний? Неосознанность и неумение заботиться о себе. Если человек потребляет неосознанно, то и ценность предложенных компанией «плюшек» для него нулевая.
В общем добавить немножко благополучия в жизнь офисного работника можно и без значительных вложений, достаточно просто:
Помнить о знаменательных событиях – поздравлять и делать, пусть и небольшие, но приятные подарки.
Поощрять обучение и личностный рост – направлять на курсы и стажировки, помогать сотрудникам увидеть перспективу и новые цели.
Способствовать диалогу персонала с руководством – для начала сгодятся даже ящики для писем и доски с маркерами – главное, чтобы люди почувствовали, что их слышат.
Ценить и оценивать сотрудников по достоинству – похвала и доброе слово – это мотивация, которую нельзя игнорировать.
Поощрять инициативу и соревновательность, поддерживать командный дух – общие празднования, посещения футбола или театра, вылазки на природу – это то, что укрепляет связи. Люди с удовольствием участвуют в конкурсах и розыгрышах – стать «Лучшим менеджером месяца», обладателем звания «Самый пунктуальный» или «Самый позитивный» захочет каждый.