А гарантии? Или как не ошибиться в сотрудничестве с инфлюенсерами

Как агентству защитить свои интересы

В сентябре 2021 года Хозяйственный суд Киева взыскал с украинского инфлюенсера Алевтины Черкашиной, известной под никнеймом diva_olivka,  250 000 грн за то, что она не смогла привлечь оговоренное количество подписчиков на аккаунт заказчика.

Прецедент поднял на поверхность проблему, которая давно требует внимания украинского коммуникационного рынка – халатное отношение инфлюенсеров к исполнению договорных обязательств перед рекламодателями.

CEO New Strategies Group Владимир Чернер и юрист, адвокат Виталий Кордон рассказали Mind, как защитить интересы агентства в работе с блогерами еще на старте проекта.

«Я приведу на вашу страницу 50 000 новых подписчиков» – стандартное обещание мегаинфлюенсера, аудитория которого более миллиона человек. С точки зрения рынка оно не противоречит логике. «Что такое 50 000 против миллиона? Вот если бы у блогера было 10 000 подписчиков, а он пообещал 100 000 с giveaway – вот тогда да», – рассуждают некоторые рекламодатели и теряют деньги.

С точки зрения юриспруденции верить подобным обещанием чревато, поскольку результат зависит от ряда моментов, которые можно предупредить еще на старте сотрудничества с инфлюенсерами.

Договор vs e-mail-переписка

Виталий Кордон. В первую очередь рекламодателю необходимо убедиться в том, что инфлюенсер работает легально: у него оформлен ФОП или ТОВ, он платит налоги и несет юридическую ответственность.

Подписанный договор с инфлюенсером с четко прописанными требованиями по проекту и штрафными санкциями – основной документ, который гарантирует защиту интересов и прав рекламодателя и блогера. В противном случае доказать что-либо в суде будет сложно, процесс затянется и принесет моральные и финансовые потери обеим сторонам.

К сожалению, чаще блогеры не хотят регистрировать ФОП или ТОВ, платить налоги и продолжают работать как физические лица. Рекламодатель вынужден брать все риски на себя и строить сотрудничество на честном слове. E-mail-переписка с инфлюенсером лишь отчасти защищает клиента от возможных проблем. Договор – в разы надежнее.

Анализ профиля инфлюенсера

Владимир Чернер. Перед тем как подписать партнерское соглашение с блогером не забудьте провести тщательный анализ его профиля в соцсетях и узнать больше о его команде. В поле зрения:

Чем больше информации вы соберете, тем выше шансы получить качественный продукт или услугу.

Что рекламодатель вправе требовать от инфлюенсера?

Владимир Чернер. По нашему опыту, рекламодатель вправе требовать все, что указано в договоре.
Агентство следит за своевременным размещением контента, выполнением оговоренного объема публикаций, реализацией медийного бюджета и моделями продвижения на охваты или вовлечения.

Проще говоря, договорились о 4 постах и 10 сторис в неделю, то их должно быть именно столько. Условились продвигать пост на $100 на охваты, то продвигаем на охваты, а не вовлечение профиля, на эту сумму и не меньше.

Репутационные риски

Виталий Кордон. Рекомендуем включить в договор формулировки о репутационной ответственности блогера. Например, инфлюенсер не имеет права сотрудничать с конкурентами бренда во время реализации рекламной кампании. Обязан вежливо отвечать на комментарии подписчиков и разделять ценности компании, с которой подписан договор.

Публикация фото или видео, в котором амбассадор вегетарианского бренда поедает свиные ребрышки с кетчупом на пьяной вечеринке, бросит тень на репутацию бренда и оскорбит подписчиков его сообществ.
Пропишите требования к продукции бренда, которую инфлюенсер берет в аренду на время рекламной акции. Автомобиль с царапинами и трещинами на лобовом стекле значительно удешевит его первоначальную стоимость.

И не забудьте о справедливых штрафных санкциях за невыполнения договорных обязательств – например, в размере гонорара инфлюенсера за проект.

Конечно, блогер может отказаться заключать договор или нарушить условия, что повлечет за собой долгий процесс взыскания за проваленную работу. Это утомительно для обеих сторон. А потому такие ситуации, как конфликт Алевтины Черкашиной с заказчиком, будут повторяться и не раз. По крайней мере до тех пор, пока рынок инфлюенсеров не урегулируют на законодательном уровне.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS