Поскольку украинская экономика довольно молодая и не прошла первый полный цикл смены предпринимательского поколения, которое реализовало свои способности в годы независимости Украины, современные владельцы бизнесов не склонны задумываться, что будет с их бизнесом через 20–30 лет. Проще ситуация у тех предпринимателей, которые планируют передать свой бизнес преемникам и сознательно осуществляют их подготовку. Большинство владельцев не задумываются над тем, как и когда они планируют выходить из бизнеса, а главное, какова стоимость их бизнеса и как ее можно повысить. Они предпочитают оставаться в сегодняшнем положении дел и периодически проводить «стратегические сессии», на которых пытаются разработать стратегию развития их бизнеса на следующие 5 лет. Из чего состоит стоимость бизнеса и зачем ее подсчитывать, рассказал Mind лидер практики Company Growth Program в Baker Tilly Ukraine, резидент Reactor.ua Роман Козырь.
Очень мало предпринимателей может озвучить ориентировочную рыночную стоимость своего бизнеса, а еще меньшее количество может откровенно сказать, за сколько они готовы продать свой бизнес.
Стоимость бизнеса состоит из продукта (или услуги) и внутренней бизнес-инфраструктуры, которая его производит.
Распространенной ошибкой предпринимателей при оценке своего бизнеса является то, что они приравнивают стоимость своих активов в виде недвижимости и оборудования к стоимости бизнеса, но это далеко не так. Ключевыми факторами, влияющими на стоимость бизнеса, являются нематериальные вещи, такие как инновационность бизнес-модели, ценность которой генерирует бизнес для клиентов, наличие уникальной экспертизы или разработок.
Конкуренты могут построить аналогичный завод и закупить идентичное оборудование, но без нематериальных вещей у них не получится получить аналогичный бизнес. Однако при наличии инновационного и ценностного продукта современные предприниматели особо не уделяют внимания внутренней бизнес-инфраструктуре, которая также формирует стоимость бизнеса. Часто можно наблюдать, что развитие инфраструктуры на несколько шагов отстает от развития продукта и в целом бизнеса.
Основная ценность – это понимание драйверов, влияющих на увеличение этой стоимости. Если владелец это понимает, ему проще определить приоритетные направления, на которых следует сконцентрироваться для увеличения капитализации бизнеса.
Часто предприниматели считают второстепенным целый ряд элементов внутренней инфраструктуры, что фактически уменьшает стоимость их бизнеса, если речь идет о его продаже.
Современной украинской культуре ведения бизнеса присущи такие негативные явления, за которыми «прячется» его стоимость:
Поскольку в основе математического расчета стоимости бизнеса все-таки лежит его рентабельность, владельцам следует также контролировать место, где «прячется» прибыль.
Где же чаще всего спрятана прибыль?
Показатель стоимости бизнеса чрезвычайно важно владельцу начать анализировать уже сейчас, поскольку это позволяет заблаговременно принять меры для максимизации стоимости бизнеса. Кроме того, это эффективный инструмент стратегического управления бизнесом. Следует отметить, что часть внутренних изменений в сторону улучшения эффективности и увеличения стоимости может занять значительное количество времени, это следует учитывать при принятии решений.
[INSERT_BLOCK_PROMO_REACTOR]