ICU выходит на рынок проблемных активов

В работу с «проблемкой» Группа «Инвестиционный Капитал Украина» планирует привлечь около $200 млн

Фото Shutterstock

В конце прошлой недели управляющий директор финансовой группы ICU Макар Пасенюк сообщил, что планирует привлечь до $200 млн в фонд, который будет заниматься проблемными активами. Называться новая структура Ukraine Recovery Fund.

Идея фонда сводится к тому, что ICU будет покупать долги и работать с заемщиками по реструктуризации их задолженности. Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) продолжит продавать активы, а следовательно, найдутся заемщики, которые будут заинтересованы в том, чтобы снизить долговую нагрузку, проведя возможную рекапитализацию.

Пасенюк отметил, что подобная реструктуризация долгов может проходить в форме либо докапитализации, либо списания долгов или же путем обмена на акционерный капитал.

К тому же компания будет рассматривать для покупки проблемные активы не только в Фонде гарантирования вкладов, но и у работающих банков с украинским и иностранным капиталом.

«Фонд создан, сбор средств проходит успешно. Мы хотим поднять около $200 млн, чтобы эту стратегию реализовать», – добавил Пасенюк.

Чьи средства хотят привлечь в фонд, в компании не сообщили. Однако отметили, что вели переговоры с международными инвесторами. На рынке же считают, что, кроме внешних инвесторов, фонд может привлечь средства физлиц из Украины.

«Идея фонда – именно в том, чтобы привлечь средства иностранных инвесторов. Учитывая то, что фонд зарегистрирован за рубежом, рассчитан он также на «внешние» средства. Пока трудно сказать, будут ли это физические лица, компании, банки или другие фонды. Но можно предположить, что часть средств может принадлежать нашим гражданам или тем, кто ранее был гражданином Украины, поскольку именно для них инвестиции в долговые обязательства заемщиков внутри страны наиболее понятны и предсказуемы. Так же, как и макроэкономическая ситуация в стране», – считает финансовый эксперт Павел Крапивин.

Стоит отметить, что для украинского рынка проблемных активов заявленная сумма является достаточно существенной. В последние годы Фонд гарантирования вкладов за год мог продавать «проблемки» на сумму примерно от 1,5 до 3,5 млрд грн. То есть если ICU в этом году потратит подобную сумму на покупку у ФГВФЛ, то это будет рекорд по продаже проблемных активов.

Более того, создание фонда совпало по времени с окончательным реформированием системы продаж в самом ФГВФЛ. Теперь Фонд гарантирования вкладов собирается продавать активы по системе аукционов, начиная торги за актив от номинала и снижая цену на 10% при каждых последующих торгах. В Фонде гарантирования уже заявили, что подобная система позволит выставить на продажу все активы уже в этом году.

Опрошенные Mind эксперты надеются, что создание такого фонда по выкупу проблемных активов может положительно повлиять на работу ФГВФЛ. Вероятность того, что долги определенной компании перейдут в распоряжение структуры, приближенной к власти или мощной ФПГ, обычно стимулирует заемщиков к более внимательному обслуживанию кредитов. Ведь высока вероятность того, что в противном случае их активы попадут под принудительное взыскание.

Если же заемщики действительно не могут выдержать долговую нагрузку, тогда предусмотрен запуск других сценариев. «Возможны варианты дофинансирования проектов, вхождение в капитал таких заемщиков, техническая и консультационная помощь и тому подобное. Но основными инструментами все равно будет принудительное взыскание (не только залогов, но и других активов заемщиков, поручителей), возможное преследование в уголовной плоскости должностных лиц и собственников, реструктуризация, которая может включать увеличение сроков кредита, списание части задолженности, снижение процентной ставки, изменение валюты кредитования и т. д.», – говорит Крапивин.

Эксперты также считают, что специфика рыночной позиции ICU в большинстве случаев сможет гарантировать группе успешность всех перечисленных выше вариантов. Ведь, по их словам, близость к власти является едва ли не ключевым фактором в работе с проблемными активами. «Фактически единственный selling point компании ICU, который сама компания может продавать сторонним инвесторам (в случае если таковые вообще будут или могут быть), – это близость к власти. Остальные вещи – это просто антураж, который сопровождает подобные проекты. Учитывая систему власти в стране в постсоветский период, при каждой власти были и есть такие компании, которые, имея особенно тесные отношения с властью, продавали этот «актив», – говорит финансовый аналитик Иван Угляница.

По его словам, работа с большими проблемными активами (долгами и т. д.) является довольно специфическим направлением в Украине, в частности, по причине полного отсутствия системы правосудия и чрезвычайной коррумпированности правоохранительных органов, прокуратуры и судебной системы.

«То есть сам колекшен в секторе крупных активов – это довольно затратный бизнес с неопределенным результатом, что доказали дефолты больше половины банковской системы и чрезвычайные убытки в тех банках, которые не утонули за это время. Очевидно, что именно в этом вопросе ICU и будет пытаться «продавать» этот проект. Если, конечно, там вообще предусматриваются сторонние инвесторы, и это не чисто технический проект под уже заранее известных местных «инвесторов» от власти, просто призванный оформить определенные договоренности. Потенциально, имея на своей стороне силовой ресурс или близость к такому ресурсу, компания может показать инвестору, что стоимость колекшена будет значительно меньше и будет иметь более прогнозируемый результат, чем при прочих равных условиях», – констатирует Угляница.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS