Глобальные сервисы Uber и «Яндекс.Такси» в России создали объединенную компанию, которая будет работать также на рынках Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии и Беларуси. Название нового объединения – NewCo, компания будет зарегистрирована в Нидерландах.
Пакет в 59,3% в NewCo достались «Яндексу», 36,6% – Uber, еще 4,1% – сотрудникам. По условиям соглашения, стороны договорились инвестировать в компанию $100 млн и $225 млн соответственно. Мировые СМИ назвали соглашение уходом Uber из России и с других рынков СНГ (кроме Украины). Стоимость акций «Яндекса» на Московской бирже вчера побила исторический максимум. Состояние бизнесмена Аркадия Воложа, одного из совладельцев «Яндекса», за один день выросло на $200 млн.
Почему произошла сделка? Соглашение можно назвать финальным аккордом в той ожесточенной конкуренции, с которой Uber сталкивается в ходе своей активной внешней экспансии, в частности в России, пишут мировые СМИ. Служба «Яндекс.Такси» начала работать в РФ в 2011 году, Uber – двумя годами позже. Последняя развивалась достаточно агрессивно, ее доля в 2016 году на российском рынке составила около 18%, что вдвое выше, чем годом ранее.
Но «Яндекс» все равно впереди: у него 30%, и тоже рост в два раза за год. Объем рынка такси в РФ в 2016-м оценивался в примерно $9 млрд, в последнее время он быстро рос благодаря этим двум компаниям. На рынке уже не так много игроков – в апреле об объединении объявили большие службы-агрегаторы такси Fasten и RuTaxi.
Кроме этого тандема, а также Uber и «Яндекса», заметной компанией является сервис Gett, есть еще службы поменьше – «Максим», «Вези» и другие. С приходом Uber конкурентам не удалось избежать ценовой войны, и снижение стоимости поездок привело к охлаждению интереса к этому бизнесу со стороны водителей. Эксперты уверены, что назрела консолидация. «Компания «Яндекс.Такси» поставила целью крупное размещение акций, поэтому нужно было любой ценой собрать максимальную аудиторию. Понятно, что в этой ценовой войне рано или поздно у кого-то должны были закончиться деньги», – считает Даниил Ваховский, директор по маркетингу украинского сервиса Uklon.
Кто больше зарабатывал? Uber не раскрывает своих данных по выручке и прибыли по отдельным странам, в 2016 году глобальная компания получила $2,8 млрд убытков. «Яндекс.Такси» в РФ тоже была убыточной – $35 млн убытка в 2016 году. Выйти на прибыль сервис планировал только к 2021 году. В апреле российский «Коммерсантъ» писал о том, что «Яндекс.Такси» выдал JP Morgan мандат на поиск инвестора с намерением привлечь на развитие около $150–200 млн, возможно, в обмен на пакет акций в 13–17%.
Один из источников издания предположил, что средства нужны компании для поглощений накануне ожидаемой консолидации рынка. «Этим соглашением «Яндекс» устраняет агрессивного конкурента, что в итоге приведет к улучшению монетизации и доходности», – сказал Reuters аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Другие добавляют, что экономика проекта Uber не позволяла дальше субсидировать поездки с учетом не слишком значительной доли рынка. Тогда как органический рост компании уже на грани исчерпания, и наращивать дальше было бы сложнее.
Почему Uber вкладывает больше денег, но получает меньше акций? Взносы были рассчитаны на основании оценки стоимости компаний, сделанной во время подготовки соглашения, говорит главный специалист по аналитике и стратегии Mail.Ru Group Александр Горный. Uber досталось мало, и компания добавила больше денег, чтобы ее доля стала больше. Но все равно недостаточно много денег, чтобы она стала 50%. Яндекс действительно был существенно больше по всем показателям», – говорит Горный.
«Бизнес «Яндекс.Такси»в регионе больше, чем бизнес Uber, поэтому логично, что доля «Яндекса» в новой компании больше. Мы считаем соглашение очень выгодным для нас», – прокомментировали в Uber.
У Uber проблемы с прибылью и на других рынках. Почему уходит именно из РФ? Хотя такой шаг – действительно редкий для компании, которая все же чаще расширяет свою географию, чем сужает, такое с Uber произошло не только в России. В прошлом году китайская компания Uber China объединилась с местным конкурентом Didi Chuxing. Именно последняя компания стала платформой для объединения. До этого Uber потратил миллиарды долларов на субсидии для местных водителей и все-таки не выдержал жесткой ценовой войны.
После объединения он получил долю в совместном предприятии в размере 17,5%, что соответствует около $8 млрд. При этом компания действительно продолжает терпеть убытки в Индии и Юго-Восточной Азии, пишет Bloomberg. Аналитики агентства прогнозируют, что соглашение в РФ станет предшественником дальнейших процессов консолидации в этой части мира, в том числе на больших развивающихся рынках.
Так что в итоге получат обе компании? Прежде всего взаимный доступ на рынки и к капиталам. Сегодня Uber доступен в 16 городах России, «Яндекс.Такси» – в 126 городах и шести странах. Соответственно, в результате сделки Uber получит доступ ко всем другим городам России, Армении, Грузии. Тогда как «Яндекс.Такси» автоматически выходит на рынок Азербайджана, где работает Uber. По данным российского РБК, до соглашения суточное количество поездок на такси у «Яндекса» составляла 500 000, у Uber – 160 000 (у объединенного сервиса Fasten, по данным самой компании, – 1,5 млн поездок в сутки).
Теперь же бывшие конкуренты из нового тандема рассчитывают обслуживать совместно 35 млн поездок, общая стоимость которых составит около $135 млн. То есть по объему выручки общая доля NewCo на рынке составит около 16%. Сами участники тандема оценивают стоимость новой компании в $3,73 млрд. Она будет работать на одной технологической платформе, однако для пользователей будут по-прежнему доступны оба приложения.
Вырастут ли теперь цены на такси? Мнения аналитиков расходятся. Одни считают, что да, поскольку именно прекращение ценового демпинга является одной из целей объединения. Другие уверены: пока цены сохранятся, поскольку конкуренция все еще есть, и, возможно, рынок будет продолжать укрупняться. Основатель сервиса Gett Дэйв Вайсер уже спрогнозировал, что цены вырастут, а маржинальность этого бизнеса в России стабилизируется. Сами представители новой компании уверяют, что пока планов по пересмотру тарифов нет. В любом случае, соглашение еще пристально изучат антимонопольные органы, которые в течение 30 дней должны дать свое заключение.
А что с Uber в Украине, почему компания не вошла в соглашение? Скорее всего, из-за политических рисков, которые несет в Украине бренд «Яндекс». «В Украине компании «Яндекс» и «Яндекс.Такси» находятся под санкциями согласно приказу президента и решению СНБО», – напоминает Даниил Ваховский. При этом он предполагает, что сделка могла включить в себя и украинский бизнес, но не афишируя это.
«Это вполне возможно, ведь соглашение еще не закрыто, его детали не обнародованы, а значит, мы всего можем не знать», – говорит он. Возможна ли подобная консолидация рынка такси в Украине в ближайшее будущее? Вряд ли, считает эксперт.
«Во-первых, потому что все игроки в Украине достаточно независимыми, во-вторых, потому что рынок у нас находится в значительно менее адекватном состоянии с точки зрения регулирования, чем в России. Там все-таки он более цивилизованный и упорядоченный», – считает Ваховский. В пресс-службе Uber ранее сообщали, что Украина не является частью соглашения с «Яндексом». Но добавили, что из-за нее Uber отказывается от объявленных ранее планов открыть в Киеве центральный офис по работе на территории СНГ.