2017 год. Украина празднует 26 лет независимости в статусе финансового и фондового центра Восточной Европы. Борисполь – один из крупнейших аэропортов Европы, обслуживающий транзитных пассажиров, следующих в Европу, Азию и на Ближний Восток. Украина является ключевым логистическим центром для китайского экспорта на европейский рынок и сама активно поставляет туда корабли, двигатели и аграрную продукцию. ВВП Украины составляет $1,4 трлн, что на 30% больше, чем у Польши. Курс гривны – 4 грн за $1.
Кажется, что это все невозможно? А как часто мы говорим о том, что в 1991 году Украина имела колоссальный потенциал и была 21-й по величине экономикой в мире, сегодня она уже 49-я. 21-я экономика в мире сегодня – это Египет, с уровнем ВВП по ППС $1,2 трлн. Польша, кстати, за это время сохранила свои позиции в этом рейтинге с уровнем ВВП $1,1 трлн.
Но реально ли было для Украины развиваться средними темпами? Или можно было превысить эти темпы?
Мы считаем, что вполне реально – при правильных и эффективных экономических решениях в 1990-х, реформировании экономики, содействии развитию бизнеса и инноваций.
Mind решили немножко пофантазировать и представить, каким путем могло бы пойти государство Украина и чего в конечном итоге достичь в основных секторах экономики. Мы взяли несколько отраслей, которые могли стать двигателями развития украинской экономики, но по ряду причин таковыми не стали.
Давайте накануне крупнейшего украинского государственного праздника немного помечтаем, как все могло бы быть.
Как на самом деле. Почти 90% населения Украины не имеют ни одной акции какого-либо отечественного предприятия. Все наследство бывшего Советского Союза сконцентрировали в своих руках несколько десятков так называемых олигархов через офшоры и различные инвестиционные фонды. Украина, как государство, получила копейки за распродажу своего промышленного потенциала. Позорным явлением были приватизационные сертификаты, с которых в начале 1990-х и началась грандиозная распродажа. Впрочем, приватизация еще не закончилась, потому что больше 3000 предприятий все еще остаются в государственной собственности.
Как могло бы быть. 1991 год. Обретя независимость, Украина прежде всего провела тотальную инвентаризацию своего имущества и сделала его оценку на основе потенциального вклада каждого предприятия в мировую экономику.
Приватизационные сертификаты получили все граждане Украины. Но эти бумажки давали право не на покупку предприятия, а на получение определенной доли его прибыли. Продавая свой сертификат инвестиционному фонду, человек продает свое право на будущую прибыль.
1995 год. Когда большинство людей разобралось в тонкостях фондового рынка, началась активная приватизация. Учитывая позиции каждого предприятия в мировой экономике, государство определило 30 стратегически важных предприятий и оставило их в своей собственности. Сотрудники научно-исследовательских институтов получили право открыть собственные частные бюро без приватизационной процедуры. Наиболее одаренные и прагматичные вышли на мировой рынок инноваций.
2005 год. К приватизации в металлургической, добывающей, химической, машиностроительной, легкой, энергетической и других отраслях приглашены все ведущие фирмы мира. Учитывая потенциальную интеграцию в мировые экономические процессы, каждое крупное предприятие было продано за несколько миллиардов долларов. В общем от продажи крупных заводов и энергообъединений Украина получила более $100 млрд, которые были направлены на развитие образования, медицины и культуры.
Запорожский автомобильный завод был куплен ведущим западным концерном, который установил там свои производственные линии, и Украина наладила выпуск европейских авто. Отечественным бизнесменам достались небольшие ремонтные и машиностроительные заводы, строительные компании, обслуживающие крупные предприятия.
2010 год. Среди угольных предприятий наибольшим спросом пользуются шахты с антрацитовым и коксующимся углем. Их стоимость составляет от $100 млн до $700 млн. Однако на большинство украинских угольных шахт желающих не нашлось, поэтому они были законсервированы и закрыты.
2015–2017 годы. Поскольку Украина имеет компактное расположение месторождений различных металлических руд и мощных металлургических заводов, а также развитую транзитную инфраструктуру, она становится центром черной и цветной металлургии Европы. Имея самые большие залежи лития, страна становится ведущим производителем аккумуляторных батарей для электромобилей.
Как на самом деле. Фондовый рынок в классической его форме решает несколько важных задач для экономики: субъектам хозяйствования он предоставляет возможность привлекать капитал, инвесторам – возможность осуществить инвестиции. Украина же в данном случае много лет обманывала сама себя. Здесь рынок использовали для перераспределения социалистического имущества в пользу финансово-промышленных групп, а позже он существовал во многом для технических и спекулятивных операций, которые в цивилизованном мире классифицировались бы как мошенничество. О капитализации нынешнего существующего рынка, как и о торговом обороте, нет особого смысла упоминать, так как цифры являются абсолютно раздутыми.
Как могло бы быть. 1991–1992 годы. Международные финансовые институции после развала Союза обратили внимание на отставание в развитии финансовых рынков постсоветских стран. В Киев отправляются консультанты Всемирного Банка и МВФ с желанием выделить стране денежную помощь в обмен на реформы финансового сектора. Одна из ключевых реформ, которую требуют от Украины, – создание полноценного фондового рынка с качественной инфраструктурой и защитой прав акционеров. Американцы в то же время лоббируют создание дочерней биржи NASDAQ в Киеве и проведение приватизации с помощью созданной инфраструктуры.
1995 год. Большинство международных инвестиционных фондов обращает внимание на Украину, где по привлекательной цене можно купить содержательные предприятия промышленности и инфраструктуры.
В итоге отечественные ФПГ в результате первой волны приватизации становятся цивилизованными партнерами западных инвестиционных фондов. Население в свою очередь является активным участником фондового рынка. Вместо «МММ», граждане ежедневно следят за котировками предприятий «Антонов», «Мотор Сич» и Полтавского ГОКа.
Присутствие иностранного капитала в последних значительно увеличивает эффективность их работы, в результате чего у них есть потребность в «длинных» деньгах населения для модернизации, что в свою очередь подталкивает к введению второго уровня пенсионной системы.
2005 год. Киев становится финансовым центром для компаний со всей Восточной Европы. За иностранным финансированием сюда приезжают представители крупнейших структур постсоциалистического пространства, листинг российской компании на Киевской бирже в Москве является особым признаком ее прозрачности и эффективности.
2010-е годы. Страна «необратимо погрязла» в капитале – в хорошем смысле этого слова.
Как на самом деле. Сфера госзакупок всегда была крайне проблемной для украинской экономики: источник огромного потенциала для развития наследия УССР с первых лет независимости и одновременно – мощный коррупционный конгломерат.
В среднем Украина ежегодно выделяет на госзакупки 250 млрд грн – от 140 млрд в кризисный 2009-й до 350 млрд в годы экономического роста. С учетом колебаний курса можно говорить о том, что Украина тратит на госзакупки приблизительно $10 млрд в год. Совокупно за годы независимости было потрачено не менее $200 млрд. По заявлениям замминистра экономики Максима Нефедова, коррупционная доля тендерных операций в Украине составляет 20%. Даже если исходить из этой цифры, можно говорить о том, что за годы независимости Украина потеряла порядка $40 млрд.
С августа 2016 года в Украине закон о «Публичных закупках» вступил в силу для всех предприятий. Систему ProZorro в Украине и хвалят, и критикуют, но с уверенностью можно сказать, что переход на новую систему торгов осуществили слишком поздно и технически далеко не идеально. В условиях экономического спада ProZorro способна принести не более 5 млрд грн экономии бюджетных средств, но это лишь малая часть от тех объемов, которые могли бы быть в 2005–2008 годах.
Как могло бы быть. 1991 год. Украина создала правительственную систему современных конкурентных торгов – условный прототип, который бы развивался из года в год. На момент обретения Украиной независимости системы и принципы публичных торгов сформулированы в международном праве. К примеру, комиссией ЮНСИТРАЛ при ООН, которая сформулировала стандарты еще в конце 60-х годов. В 1996 году она разработала типовой закон «Об электронной торговле».
1994–1995 годы. Реформа системы госзакупок позволила стране выйти на бездефицитный бюджет. Освободившиеся деньги грамотно вложены в инфраструктурные проекты под госгарантии, в результате снизился уровень безработицы.
Начало 2000-х. На фоне инвестиционного бума Украина становится центром европейских инвестиций, создав равные условия для отечественных и иностранных инвесторов. Госказна ежегодно получает $5–10 млрд при привлечении прямых инвестиций на $20–30 млрд.
В 2005–2010 годах такой подход позволил Украине вложить деньги в развитие собственной инфраструктуры и модернизацию ГТС и «Укрзализныци», благодаря чему сохраняются и наращиваются транзитные возможности страны. Наличие куда более мощной финансовой «подушки» позволяет совершенно по-другому пройти через кризис 2009 года.
Именно ее хватило для сохранения банковской системы, которая была залогом растущего рынка кредитования и двигателем экономики в конце «нулевых» годов.
А открытые тендеры для «Укрзализныци» и «Нафтогаза Украины» в перспективе 10 лет позволили этим предприятиям выйти на бездефицитные бюджеты, что избавило госказну от кабальных ежегодных дотаций.
Результатом этих действий к 2017 году стали качественные дороги и отремонтированные объекты социального сектора.
Как на самом деле. Зарождение собственной налоговой системы в Украине произошло еще в начале 1990-х годов. Основным фундаментом для ее развития стал закон «О системе налогообложения», следом за которыми были приняты закон «О налогообложении доходов предприятий и организаций» (фактически ввел механизм налога на прибыль), декрет Кабинета министров «О налоге на добавленную стоимость» и декрет «Об акцизном сборе».
26 лет независимости – это сравнительно небольшой срок для того, чтобы построить эффективную и прозрачную фискальную систему. Но опыт той же Грузии (16-е место в рейтинге Doing Busines) или Польши (24-е место в Doing Busines) доказывает, что реформирование может быть куда более эффективным. Ведь, по сути, на сегодняшний день налогообложение в Украине совсем недалеко ушло от своего «зачаточного» состояния, в котором оно находилось в «лихие 90-е».
Как могло бы быть. 1998 год. Президент Леонид Кучма инициирует введение в Украине упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Эта идея трансформируется в отдельный законопроект, который поддерживает большинство в ВР. В итоге уже с 1999 года предприниматели получают куда более лояльные фискальные условия для ведения бизнеса. Правда, с некоторыми ограничениями. Например, годовой оборот предпринимателя не может превышать 5 млн грн, а количество трудоустроенных сотрудников – 20 человек. При этом юридическим лицам, оборот которых не превышает 20 млн грн, предложен отдельный налог в размере 10% годового оборота и упрощенное ведение отчетности. Спустя несколько лет право пользоваться «упрощенкой» с уплатой фиксированного налога предоставляют малым и средним фермерам, которые обрабатывают до 300–500 га земли.
2004 год. В правительстве начинается дискуссия по поводу сведения всех нормативно-правовых актов, которые регулируют ключевые налоги, в Налоговый кодекс. Правда, обсуждение длится целых три года, и Верховная Рада после долгих баталий с бизнесом и экспертной средой в 2008 году все-таки принимает выстраданный кодекс.
Но политический кризис, который в конце 2008 года привел к досрочным выборам в парламент и кардинальной смене экономического курса правительства, спровоцировал очередной виток пересмотра налогового законодательства.
2009 год. Кабмин инициировал масштабную налоговую реформу под эгидой «Справедливые налоги для каждого». В ее основу легло кардинальное изменение уровня и ставок бюджетообразующих налогов, равно как и подход к их начислению.
В частности, стандартная ставка НДС с 2010 года была установлена на уровне 15%. К ней добавлены сниженные ставки в размере 7–10% для отдельных групп товаров, как это принято в ряде стран ЕС. Скажем, для продукции первой необходимости, а также лекарств. Налог на прибыль для малого и среднего бизнеса, который работает на общей системе, заменяется налогом на выведенный капитал по примеру Эстонии, где подобный механизм был введен еще в 2000 году.
В то же время для крупных компаний условия уплаты налога на прибыль остались неизменными. И хотя лоббисты от большого бизнеса пытались «продавить» переход на налог на выведенный капитал, компромисс достигнут не был. Потери бюджета оценивались в десятки миллиардов, догонять которые пришлось бы за счет увеличения других налогов (в первую очередь акцизов), что явно не способствовало росту ВВП, особенно в период кризиса, который накрыл украинскую экономику. Единственное, что удалось «продавить» корпорациям и холдингам, – это отмену авансирования налога на прибыль, которое было прекрасным «окном» для коррупции в стенах налоговых органов.
2012 год. Происходит кардинальная реформа зарплатных налогов. Несмотря на то что в 2011 году по инициативе Кабмина вдобавок к НДФЛ был введен единый социальный взнос со стандартной ставкой 25%, правительство признало ошибочность такого решения, которое привело к уходу бизнеса в «тень» и стремительному росту зарплат в конвертах. В итоге было принято решение взять за основу немецкую модель и ввести единый сбор на соцстрахование и налоги по ставке 27%, который уплачивает работодатель. Кроме того, для нанятых сотрудников, чей доход превышает 10 000 грн, отчисления составляют 25%, им предоставляются льготные условия по отчислениям на пенсионное и медицинское страхование.
2014 год. Стартует фундаментальная реформа Государственной фискальной службы, запланированная на пять лет. Во-первых, происходит слияние налоговой инспекции и таможенной службы в единое юрлицо. Во-вторых, персональный состав ГФС сокращается на 30%, а право проводить проверки остается лишь у областных подразделений фискальной службы. Причем снижается не только число проверок, но и сам механизм их проведения. В-третьих, налогоплательщиков разделяют на три группы: с высоким, средним и низким уровнем риска уклонения от уплаты налогов (причем с учетом специфики и сферы их деятельности). Первую группу проверяют раз-два в год, вторую – раз в два года, а третью – раз в три-пять лет.
Кроме того, хоть и с большими трудностями, но усилиями бизнеса в парламент в 2015 году попадает законопроект о введении персональной ответственности сотрудников ГФС за злоупотребления, вплоть до уголовной.
2016 год. ГФС анонсирует полную «диджитализацию» своих сервисов. Согласно озвученной стратегии, до 2018 года в 95% случаях контакт налогоплательщика с представителями фискальной службы будет осуществляться в электронной форме. Начиная с проведения онлайн-консультаций и заканчивая подачей отчетности и уплатой налогов. По прогнозам ГФС, это даст возможность полностью вычистить коррупцию из налоговых органов и наделит фискальную службу исключительно сервисными функциями по модели, принятой во многих развитых странах Западной Европы.
Как на самом деле. Транзит в Украине падает катастрофическими темпами. В 2007 году через страну прошли рекордные 387 млн тонн транзитных грузов, но с тех пор этот грузопоток сократился почти в четыре раза и продолжает сходить на нет. Только с 2010 по 2016 год железная дорога потеряла 27 млн тонн транзита, он снизился с 44 до 17 млн тонн. Порты лишились 23 млн тонн (транзитная перевалка обвалилась с 33 до 10 млн).
Причин этому много. Можно сказать, что транзит – это индикатор здоровья целого ряда экономических и рыночных институтов. Война лишь немного усугубила процесс потери транзитных грузов, но не является ни основной причиной, ни даже важным фактором: болезнь прогрессирует уже много лет.
Потенциал же экспортной выручки от этой статьи дохода огромен. В последнем мирном 2013 году, когда показатели транзита были далеко не в «лучшей форме», он принес Украине $8,6 млрд дохода (86 млрд грн по тем временам). И даже с учетом того, что в 2016 году выручка от экспорта транспортных услуг сократилась до $5,3 млрд, по нынешнему курсу это составляет 138 млрд грн. С чем можно сравнить эти цифры? Это лишь немногим меньше всего объема выручки, которую Украина получает от экспорта черных металлов. Но эти цифры – только жалкие крохи того, что мы могли бы иметь при грамотной реализации своих транзитных возможностей.
Как могло бы быть. 1991 год. Министерство транспорта разрабатывает систему гибких сквозных ставок, которые берут на вооружение все государственные порты и «Укрзализныця». Руководство по гибким тарифам ложится в основу тарифной политики в портах и на железной дороге, принципы системы закрепляются законодательным актом на 10 лет вперед. Основной из них исходит из просчета стоимости конкурентных логистических маршрутов, для того чтобы предложить клиентам комплексный маршрут с коэффициентом к аналогам 0,8–0,9.
Порты заключают ряд выгодных долгосрочных контрактов: в Одессу приходят большие партии хлопка из Узбекистана, следующие далее на фабрики в Восточной Европе, «Южный» договаривается об эксклюзивных условиях с «Сибирской угольной энергетической компанией» и «Кузбассразрезуголем». Китай запускает два (позже количество будет доведено до 10 в месяц) контейнерных поезда по транскавказскому пути через Украину в Гамбург и инвестирует в строительство под свои потребности огромного контейнерного порта в Ильичевске. Функция регулирования транзитных тарифов передана независимому органу, который занимается также и тарифами железной дороги. Только за первые пять лет работы программы «Укрзализныця» получает $10 млрд дополнительной выручки от транзита, порты – $6 млрд. Железная дорога аккумулирует часть вырученных средств на специально созданном целевом счете, с которого финансируется закупка нового подвижного состава.
1994 год. Проведена таможенная реформа, количество проверок и документов, необходимых для пересечения границы, сведено к минимуму. Транзит признается «священной коровой» – его досмотры и задержки не допускаются, везде открыт режим максимального содействия. В 2008-м «дочка» «Укрзализныци» UZ Logistic Investments (к этому времени уже проведена реформа железной дороги с разделением функций) становится соинвестором крупнейшего в Восточной Европе мультифункционального логистического хаба под Фастовом. На тот момент UZ Logistic Investments уже является инвестором подобных хабов в Польше и Грузии, а UZ Cargo владеет железнодорожными компаниями в Эстонии, Болгарии и Венгрии, которые помогают загружать хабы UZ.
1998 год. Ряд морских портов объявлены свободными экономическими зонами и становятся гаванями для инвестиций. Проведена успешная приватизация портов, которые теперь сами формируют свою тарифную политику в условиях жесткой конкуренции. К 2004-му портфель инвестиционных проектов в портах достигает $60 млрд, построенные терминалы оттягивают на себя транзитные грузопотоки из Новороссийска и Прибалтики. РФ не провела вовремя приватизацию своих гаваней, и там царит засилье коррупции и бюрократии, а прибалты завысили цены за судозаходы, что играет на руку Украине.
2000 год. Проведена реформа «Укравтодора», приватизирована дорожно-строительная компания «Автомобильные дороги Украины» и создан Дорожный фонд. За счет его средств, а также привлеченных инвестиций в 2007 году строится первая концессионная дорога Харьков – Чоп. Проект окупается за счет сбора платы с фур, для которых в свою очередь время транзита в Среднюю Азию сокращается на 30%.
2009 год. Аэропорт Борисполь на условиях концессии привлекает инвестора для реализации green-field проекта по строительству международного пассажирского терминала к Евро-2012. К этому моменту уже заработала программа «Открытое небо» не только с Европой, но и США, и пассажиропоток стабильно растет. В Украине работает не менее 10 лоукостов из Европы и Ближнего Востока. После ввода в эксплуатацию терминала в 2011 году он становится базой для сетевой компании «МАУ», во флоте которой на этот момент уже 60 самолетов. Часть лоукостов перебирается в Жуляны.
2016 год. МА Борисполь является третьим по величине европейским хабом после Хитроу и Франкфурта с пассажиропотоком 55 млн в год, из которых 60% – транзитные. Грузовой аэропорт Гостомель становится вторым после Франкфурта и обслуживает 1 млн тонн грузов в год. В 2017 году в рейтинге Skytrax World Airport Awards Борисполь признан лучшим европейским аэропортом года.
Как на самом деле. В Украине уже на протяжении 16 лет действует мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. За это время отечественный АПК «склонился» в сырьевую сторону, произошла его значительная монополизация, а украинские черноземы существенно потеряли в качестве. Так, на сегодняшний день средняя урожайность в Украине на 26% ниже, нежели у других постсоциалистических стран ЕС, создавших внутренние рынки земли. А цена земли осталась на уровне начала 2000-х, тогда как у стран-ориентиров она выросла в среднем в шесть раз.
Как могло бы быть. 2001–206 годы. Парламент принимает решение внести в Земельный кодекс поправку, разрешающую и регламентирующую оборот земли в Украине. Устанавливается временный запрет на продажу земли иностранцам и ограничение по максимальной концентрации земли для предприятий. Пайщики, желающие продать свою землю, свободно ее реализуют и получают достаточно средств для покупки недорогой квартиры/уплаты первого взноса по ипотеке.
Происходит более ускоренная урбанизация, что уберегает страну от массовой миграции сельских жителей за границу и высокого уровня безработицы в селах. Ежегодный объем операций купли/продажи составляет около 1–1,5% сельскохозяйственных земель Украины, находящихся в частной собственности, или 0,3–0,5 млн га.
Банки, ориентируясь на спрос со стороны фермеров, создают новые кредитные продукты, учитывающие специфику земли как объекта ипотеки, и получают дополнительного клиента – наиболее крупную отрасль в Украине, вместо сегодняшних 6% удельного веса в кредитном портфеле аграрии занимают не менее 15%. Фермеры получают финансовую и юридическую возможность покупать землю, что позволяет им производить продукцию с более высокой добавочной стоимостью и инвестировать в землю, повышая ее качество.
2016 год. Стоимость украинского аграрного экспорта растет (вследствие как повышения урожайности, так и изменения его структуры). Его удельный вес в общем экспорте в среднем составляет 10–15%. Украина получает дополнительно не менее $1,5 млрд ежегодной экспортной выручки и $4–5 млрд прироста ВВП.
Таким образом, вместо накопленных за 16 лет по причине моратория не менее $72 млрд убытков и $24 млрд недополученного прироста золотовалютных резервов Украина сохраняет курс доллара на уровне 12–14 грн/$.
Судостроение
Как на самом деле. «Анализ состояния судостроения Украины за 2016 год свидетельствует, что мы оттолкнулись от дна» – с этого начинается отчет участников круглого стола ассоциации «Укрсудпром» о результатах прошлого года. По данным ассоциации, объемы реализованной продукции на восьми судостроительных предприятиях увеличились на 13% (1312 млн грн) по отношению к 2015 году. Почти все судостроительные предприятия показали чистую прибыль, которая по сравнению с предыдущим годом увеличилась в 10 раз (119,7 млн грн). Построено всего 15 плавсредств. Но, отмечают судостроители, имеющийся у украинских верфей потенциал в 10 раз больше.
Это капля в море по сравнению с тем, сколько строили судов в Украине в конце 1980-х. После распада Союза Украине досталось 11 судостроительных предприятий, 7 предприятий судового машиностроения, 16 судоремонтных заводов, 11 предприятий морского приборостроения и 27 отдельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
Практически все украинские верфи были в очень хорошем состоянии – даже старые заводы модернизировали в 1960–80-х годах. Тогда в Украине были сконцентрированы основные судостроительные мощности СССР по строительству судов – как военных, так и коммерческих. Так называемый Николаевский судостроительный кластер, в который входило несколько крупных заводов, был самым крепким в мире.
Если бы его можно было перенести в эти годы, он мог бы конкурировать с такими крупными корпорациями, как, например, Hyundai Heavy Industries, которая, кстати, входит в тройку крупнейших концернов в мире судостроения. Для Украины это десятки миллиардов долларов и новые рабочие места. Для справки: в 1990 году в украинском судостроении работало более 150 000 человек, сейчас – несколько тысяч.
Как могло бы быть. 1991 год. На первые десять лет крупнейшие предприятия получают налоговые льготы или на заводах создают что-то вроде специальных экономических зон. В результате предприятия смогли быстро найти профильных инвесторов.
1996 год. Чтобы компенсировать потери заводов от резкого сокращения внутренних оборонных заказов (в портфеле некоторых из них заказы оборонки достигали 40%; так, например, работал Черноморский судостроительный завод), государство делает ставку на изготовление коммерческих судов.
Заводы получают возможность открывать для себя иностранные рынки сбыта, производят различные суда и продукцию – от небольших судов типа «река – море» до крупнотоннажного флота и оборудования для нефтяных платформ и рыбоперерабатывающих ферм.
Поскольку спрос на крупнотоннажный флот в мире растет (более 90% экспортных грузов перевозится морским транспортом, за последние 20 лет дедвейт морского транспортного флота увеличился почти в два раза, а прирост составил 775 млн тонн, среднегодовой темп роста экспорта составил 8%), украинские заводы получают выгодные зарубежные заказы.
2002 год. Растет спрос на продукцию украинских корабелов и в самом государстве. Страна сохранила судоходные компании – Черноморское морское пароходство, Дунайское пароходство и Азовское морское пароходство, флот которых в совокупности состоял из тысячи судов различного типа. С учетом этого обновляется портовая инфраструктура – закупается оборудование для терминалов, которое тоже изготавливают местные верфи.
По рекам перевозится более 50 млн тонн грузов. Для этого используются суда, которые изготовили украинские верфи. Также продукцию украинских верфей заказывают рыболовные и рыбоперерабатывающие предприятия.
2010–2016 годы. Отечественные корабелы налаживают строительство пассажирских лайнеров. В Украине активно развивается водный туризм.
Нефтепереработка
Как на самом деле. В Украине среднее потребление нефтепродуктов в 2016 году составило 8,4 млн тонн (бензин и дизель) и почти 1,5 млн тонн сжиженного газа. Страна на 85% зависит от поставок нефтепродуктов из-за границы, за которые было уплачено в 2016 году $3,3 млрд, а в 2015-м – $3,8 млрд. Пять из шести нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Украины стоят. Работает только Кременчугский НПЗ: при проектной мощности 18,6 млн тонн в 2016 году он переработал 2,2 млн тонн. Никаких тенденций к изменению ситуации пока нет.
Как могло бы быть. 1991 год. Украина добывает около 5 млн тонн нефти, а мощности нефтеперерабатывающих заводов превышают 50 млн тонн. При этом потребление внутри страны составляет 15 млн тонн нефтепродуктов в год. Правительство принимает кардинальное решение: из шести НПЗ оставить два – Кременчугский и Одесский, которые имеют лучшую инфраструктуру поставок нефти. Оснований для этого несколько. С одной стороны, оба стоят на прямой «трубе», которая поставляет российскую нефть на заводы и на экспорт через Одессу. Этим занимается филиал «Укртрансгаза» – «Приднепровские магистральные нефтепроводы». С другой – на Кременчугский НПЗ идут прямые поставки с крупнейших украинских месторождений, а Одесский имеет возможность принимать танкеры с моря.
Два НПЗ нужны для диверсификации рисков поставок нефти, ведь «труба» работает как на аверс, так и на реверс, и через две недели может менять направление поставок нефти – с юга на север. Закупка нефти идет у всех стран-поставщиков, где лучшая цена.
1996 год. Глобальная модернизация заводов позволяет увеличить глубину переработки нефти до 90–95%, при этом немного уменьшить мощность Кременчугского НПЗ и увеличить Одесского – с 3 млн до 5 млн тонн нефти в год. Оба завода равномерно покрывают всю территорию Украины. Лишние объемы продают на мировых рынках.
Заводы получают статус «стратегических объектов» и остаются в государственной собственности. Налоговые льготы на уплату акциза и НДС распространяются только на импорт нефти. Весь импорт нефтепродуктов идет с учетом всех налогов.
2010 год. Работают два стратегических нефтеперерабатывающих предприятия, а не один, как сейчас, и трубопроводные предприятия. Государство все доходы отправляет на поддержку собственной добычи нефти, которая постепенно растет с 5 млн тонн в год до 12–14 млн тонн, как было в 1970-х годах (в 2016-м – 2 млн тонн).
2016–2017 годы. Развиваются как государственные, так и частные добывающие предприятия. Ежегодно бюджет экономит от $1 млрд до $1,5 млрд. С развитием альтернативного топлива для авто Украина становится независимой от импортной нефти.
Инна Коваль, автор Mind UA
Александр Моисеенко, внештатный автор Mind UA
Виталий Филипповский, политический аналитик
Павел Харламов, внештатный автор Mind UA
Екатерина Гребеник, автор Mind UA
Григорий Кукуруза, экономист IMF group Ukraine
Светлана Рябова, автор Mind UA