На рынке криптовалют очередное потрясение. Достигнув 2 сентября исторического максимума на отметке почти в $5000, цена биткойна к 14 сентября обвалилась на 20% – до $3900. Следом за биткойном устремились и другие валюты. Курс etherium за аналогичный период упал с $389 до $276, ripple обрушился с $0,25 до $0,2 за монету, litecoin – с $85 до $62, dash – с $395 до $300.
Что произошло? Главной причиной обвала стала череда негативных новостей из Китая, где, по разным данным, проводится от 70% до 80% сделок с криптовалютами. Главным потрясением стал запрет на проведение в Поднебесной ICO (первичного размещения монет). Так, с 4 сентября 2017 года Народный банк Китая признал все операции, связанные с ICO, нелегальными. По мнению центробанка, ICO благодаря своей анонимности могут использоваться для отмывания денег и финансирования терроризма. Также в Народном банке считают, что взлет криптовалют очень сильно напоминает финансовую пирамиду. В итоге спустя несколько дней появилась информация о том, что власти КНР планируют заблокировать в стране деятельность биткойн-бирж. Учитывая, что еще в 2013 году Народный банк Китая сообщил о невозможности признать биткойн законным финансовым инструментом, такой запрет выглядит вполне логичным.
Почему это далеко не первый кризис? После взлета курса биткойна в 2010 году и увеличения его капитализации до $1 млн, летом 2011-го произошла громкая кража 25 000 биткойнов из кошелька одного из основателей Bitcoin Forum. В апреле 2013 года зафиксирован очередной прыжок курса биткойна до $266. Но в октябре того же года был арестован владелец торговой площадки Silk Road Уильям Росс Ульбрихт – и курс снова пошел вниз. Аукцион Silk Road отличался тем, что специализировался на сделках с нелегальными и крадеными товарами (фальшивыми деньгами, оружием, наркотиками, порнографией), расчет за которые осуществлялся именно биткойнами.
Следующий обвал, зимой 2013 года, был связан с введением правительством КНР запрета на работу китайских банков с криптовалютами.
Тем не менее в 2014–2015 годах цена биткойна стабилизировалась и с 2016-го начала стабильно расти. Положительную динамику подогревал благоприятный новостной фон. Так, в сентябре 2015 года Комиссия США по торговле товарными фьючерсами официально признала биткойны биржевым товаром. С октября 2015 года в странах Евросоюза операции с биткойнами освобождены от налогообложения НДС. В 2016 году биткойн был признан законным платежным средством и в Японии.
Кроме того, во всем мире стало стремительно увеличиваться число компаний, которые принимают биткойны в качестве средства платежа. Росло и количество альтернативных критповалют (на сегодняшний день их насчитывается несколько сотен), которые все активнее «пылесосят» деньги инвесторов и подогревают весь рынок.
Удачная инвестиция или очередной «пузырь»? Многие эксперты считают, что лихорадка вокруг криптовалют – не более чем спекуляция, и самый масштабный обвал еще впереди. И хотя адепты виртуальных денег уверяют, что биткойн – перспективный актив, имеющий реальную денежную ценность благодаря сложной процедуре добычи (майнинга), есть довольно-таки веские аргументы, которые ставят его несокрушимость под сомнение.
Бум вокруг критповалют вызывает слишком много ассоциаций с тюльпаноманией 1636–1637 годов в Голландии. Тогда луковицы тюльпанов внезапно привлекли внимание непрофессиональных торговцев и спекулянтов. Цены на них за несколько месяцев взлетели в сотни раз. Но затем перегретый рынок рухнул, и стоимость переоцененных цветков обвалилась на 99%.
Прослеживается в динамике курса биткойна и сходство с рынком недвижимости США и стран ЕС, который до кризиса 2007–2008 годов активно рос с помощью ипотечных кредитов. Например, в Соединенных Штатах за период с 1999 по 2006 год стоимость квадратных метров увеличилась в два и более раза. Чем это закончилось – мы хорошо помним: банкротством банков, огромными долгами по кредитам и падением цен на недвижимость.
Конечно, это не означает, что биткойн пойдет по такому же пути. Но глядя на нестабильность и колебания этого рынка, очевидно, что свою реальную цену критповалюты еще не нашли. Кроме того, как известно, пока есть ажиотажный спрос – рост продолжается. Но вот что будет, когда инвесторы, которые сегодня вкладывают в цифровые валюты, завтра захотят получить свой капитал обратно, да еще и с прибылью?
Находятся ли эти операции в правовом поле? Рисковость вложений в виртуальные деньги еще в том, что их правовой статус толком не определен. Даже несмотря на попытки некоторых стран легализовать операции с криптовалютами.
Национальный банк Украины, например, до сих пор не может охарактеризовать подобные сделки. «В разных странах биткойн классифицируют по-разному. Как виртуальную валюту, денежный суррогат, нематериальную ценность, виртуальный товар и тому подобное. Но со своей стороны Национальный банк Украины пока официально не поддерживает ни одно из приведенных определений», – еще в августе озвучил точку зрения регулятора Олег Чурий, заместитель главы НБУ.
Правда, в Нацбанке пообещали, что по данному вопросу уже ведется диалог с Министерством финансов, Государственной фискальной службой, Государственной службой финансового мониторинга, Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Нацкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг. Но никаких конкретных заявлений с их стороны пока не поступало.
«Путаницы добавляет и то, что Верховная Рада отказалась принимать законопроект № 5361-д, в котором предлагалось предоставить небанковским финансовым учреждениям, имеющим лицензию на перевод средств без открытия счетов, право эмитировать электронные деньги. Более того, звучало предложение внести изменения в ряд законодательных актов, которые легализовали бы оборот криптовалют в стране», – подчеркивает Николай Лихачев, советник адвокатского объединения Spenser&Kauffmann.
Платить ли налоги с виртуальных денег? Что интересно: в отношении налогообложения дохода, который возникает в ходе операций с криптовалютами, та же Государственная фискальная служба никаких разъяснений не дает. «Хотя операции с криптовалютой схожи с любыми другими операциями с виртуальным товаром, а также с торговлей реальными валютными ценностями на онлайн-площадках. То есть, если в процессе таких операций у юридического или физического лица возникает доход, он должен быть задекларирован и с него должен быть уплачен налог. Более того, если доход получен в иностранной валюте налоговым резидентом Украины, на него распространяются требования системы валютного контроля нашей страны», – считает Алексей Бурчевский, юрист-аналитик МЮФ Kinstellar.
Вот и получается, что неуязвимый биткойн не так уж и безупречен. С одной стороны, операции с криптовалютами полностью анонимны и децентрализованы, что делает их безопасными. С другой – опыт минувших лет показал, что кража данных и средств вполне возможна. Достаточно вспомнить взлом крупнейшей в свое время биткойн-биржи Mt. Gox.
Ко всему этому добавляется шаткость курса криптовалют и их неоднозначный статус, что существенно повышает риск вложений. К тому же, если операции с биткойнами отследить достаточно тяжело, так как сами они анонимны, в процессе вывода критповалюты в «живой кеш», и банки, и контролирующие органы смогут получить исчерпывающую информацию о таких операциях. А это моментально нивелирует все те преимущества биткойна, ради которых за ним идет такая фанатичная охота.