Нобелевская история – 2017: Ричард Тейлер и экономика с человеческим лицом

Какое влияние на экономические отношения в обществе имеет эффект владения

Фото: University of Chicago/Anne Ryan

9 октября в 11:45 по стокгольмскому времени было объявлено имя победителя премии Риксбанка Швеции имени Альфреда Нобеля. Лауреатом самой престижной награды для ученых-экономистов в 2017 году стал профессор поведенческих наук и экономики Чикагского университета Ричард Тейлер «за вклад в поведенческую экономику». В отличие от большинства экономистов, ранее получавших премию Риксбанка, учение Тейлера о важности учета психологии в принятии экономических решений интуитивно понятно широким массам читателей. Нобелевский лауреат пишет настолько просто, что для многих людей, далеких от влияния экономического «птичьего языка», выводы американского ученого кажутся несколько банальными.

Ричард Тейлер родился в 1945 году в городке Ист-Оранж, штат Нью-Джерси (США). Начинал обучение в Case Western Reserve University. Научную степень Тейлер получил в 1974 году в Университете Рочестера. Затем преподавал в Рочестерском и Корнельском университетах. Начиная с 1995 года и по сей день работает в Чикагском университете (Booth School of Business) профессором поведенческих наук и экономики. Был одним из советников Барака Обамы. Сферы научных исследований: поведенческая экономика, финансовые рынки, теория игр.

Эффект владения. Одним из первых вкладов Тейлера в экономическую науку стало открытие и исследование «эффекта владения» (endowment effect). Его суть можно выразить невероятно просто: «люди склонны более высоко ценить вещи, которыми уже обладают». При этом для завышенной оценки стоимости товаров важен сам факт владения и не имеет значения, сформирована ли историческая привязанность к предмету оценки. Подержав в руках чашку всего лишь минуту, участники эксперимента оказались менее склонны обменять ее на товар аналогичной стоимости (например, авторучку) по сравнению с контрольной группой, которой был предоставлен заочный выбор альтернатив.

Похожий эффект возникает, когда человеку удается приобрести билет на выступление любимой группы или футбольной команды. После приобретения он будет готов продать его за цену, которая значительно выше среднерыночной. Вроде не совсем рационально, но это факт. Эффект владения оказывает существенное влияние на экономические отношения. С помощью эффекта владения можно легко объяснить склонность большинства людей к сохранению статус-кво как в политике, так и в бизнесе, несмотря на высокие потери. Таким образом, экономическая мобильность населения может быть значительно ограничена, бизнес-модели компаний – инертными, а политический выбор – десятилетиями вращаться вокруг «знакомых лиц».

Люди против «эконов». На вопрос, каков его главный вклад в экономическую науку, Ричард Тейлер ответил: «Я доказал, что экономические агенты являются людьми». Банально? На самом деле нет, если открыть любой учебник для первого курса по экономике. Там можно прочитать о максимизации полезности, графиках спроса и предложения, эффекте масштаба и массе других вещей, которые могут со временем усвоить роботы с искусственным интеллектом. Но не обычные люди, которые принимают потребительские и политические решения, далеко не всегда рациональные и математически продуманные.

Нобелівська історія-2017: Річард Тейлер та економіка з людським обличчям
Фото: University of Chicago/Anne Ryan

Тейлер считал и всю жизнь доказывал, что классические экономические модели слишком упрощены, ведь в них «живут» рациональные и хладнокровные максимизаторы полезности, которых он называет «эконами» (econs). В отличие от людей (humans), «эконы» всегда принимают взвешенные решения, не имеют вредных привычек и лишены страсти, что имеет различные последствия с точки зрения экономики. Так, потребительская ценность блага в виде подарка, полученного на день рождения, для «эконов» идентична его ценности в любой другой день года.

«Экон» не ожидает поздравлений в привязке к какой-то дате, для него в принципе непонятна сама идея дара, ведь лучшим вариантом для него всегда будет ликвидный товар – наличные деньги. Впрочем, как шутит Тейлер в книге Misbehaving, он не советует дарить кеш на годовщину своей второй половинке, правда, только если вы вы не женились на экономисте. Ведь мы живем в мире людей, а не «эконов».

В мире людей возможны ложные и иррациональные экономические решения, неэффективное перераспределение ресурсов, проблемы с ликвидностью, пузыри на рынке активов, ипотечные бумы, катастрофические финансовые кризисы, которым нет места в мире «эконов», спроектированном традиционными теоретиками. Каждый наш экономический выбор, даже выбор магазина для очередной закупки продуктов, не говоря о покупке квартиры или автомобиля, может оказаться далеко не лучшим из возможных, ведь вариантов масса и мы банально не успеваем обработать всю существующую информацию.

Ментальная отчетность. Начиная с 1979 года Ричард Тейлер вместе с выдающимися экономистами Амосом Тверски и Даниелем Канеманом совершили прорыв в таком направлении поведенческой экономики, как «ментальная отчетность», которая заключается в примитивизации принятия финансовых решений. На практике экономические агенты, то есть мы с вами, часто вместо детальных расчетов принимают потребительские решения быстро и «от балды», не учитывая всех факторов под влиянием иррациональных порывов, которые могут существенно и системно отклонить полученный результат от оптимального.

Примером ментального вычисления может быть наше разное отношение к своим средствам, если они находятся в кармане, «под матрасом» или на текущем депозитном счете. Заработанные тяжелым трудом деньги мы тратим тоже несколько иначе, чем те, которые получили случайно или неожиданно. С точки зрения классической экономики такое поведение лишено смысла, тогда как поведенческие финансы и сама жизнь указывают на противоположное.

Исследования Тейлера и его коллег в сфере ментальной отчетности де-факто широко используются маркетологами, особенно в электронной коммерции. Различные системы бонусов и скидок, электронные счета для пополнения, бесплатные пробные версии основываются на слабостях человеческой психологии в отношении собственных средств и специфических паттернах поведения при сбережении и потреблении.

Психологическая трансформация экономтеории. Стоит понимать, что Тейлер, критикуя классику, ни в коем случае не исключал достижения экономической науки прошлых веков, считая, что модели неоклассиков являются отличной стартовой точкой для более реалистичных экономических моделей, которые помогает создавать бихевиористская экономика. Традиционные модели из учебников, по его мнению, могут также быть хорошей аппроксимацией экономической реальности и для тех случаев, когда экономическим агентам не приходится принимать сложных решений или же они являются высокопрофессиональными и рациональными. С другой стороны, Тейлер был против прямого переноса выводов со школьной доски на бизнес-решения и рекомендации по экономической политике без понимания ограниченности моделей и предположений, на которых они строятся.

Несмотря на интуитивную простоту идей Тейлера, его концепции в 70-х годах прошлого века сначала воспринимались как революционные и непригодные для использования в серьезных научных трудах мейнстримной экономики, которые базировались на принципах равновесия и оптимизации. Среди оппонентов поведенческой экономики, которых Тейлер называет «рационалистами», было немало выдающихся личностей и нобелевских лауреатов: Франко Модильяни, Роберт Лукас, Мертон Миллер.

В первых серьезных дебатах между рационалистами и бихевиористами, организованных в 1985 году в Чикагском университете, где на защиту поведенческой теории встали Герберт Саймон, Даниел Канеман, Амос Тверски и Роберт Шиллер, Ричард Тейлер также аргументировал важность учета ограниченной рациональности экономических агентов. Завершая свой доклад, он сказал известную фразу: «Существует два ложных утверждения: первое – рациональные модели не нужны, второе – все поведение рационально». Начавшаяся тогда конструктивная дискуссия между бихевиористами и рационалистами была дополнена десятилетиями похожих дебатов, конференций, статей и эмпирических исследований, в результате которых поведенческая экономика сумела занять свое место под солнцем, доказав большое практическое значение.

Иррациональность финансовых рынков. В течение 1980-х годов Ричард Тейлер вместе со своим аспирантом Вернером де Бондтом провел ряд исследований, статьи о результатах которых стали одними из самых популярных в области анализа фондовых рынков. Ученых заинтересовала известная способность игроков на бирже системно переоценивать или недооценивать стоимость ценных бумаг, которая не вписывается в классическую теорию арбитражного ценообразования. Ученые обнаружили и исследовали массу разного рода иррациональных явлений на финансовых рынках, которые потом вошли в учебники по экономике: эффект января, эффект рождественского отпуска, эффект уикенда, эффект окончания месяца и тому подобное.

Такие аномалии в курсообразовании с привязкой к календарю в сочетании с чрезмерной реакцией инвесторов на «хорошие» и «плохие» новости о ценных бумагах свидетельствуют о внутреннем несовершенстве фондовых рынков, что противоречит гипотезе эффективности. Причины аномалий Тейлер объяснял психологическими факторами, в частности склонностью инвесторов переоценивать собственную стратегию и недооценивать риски при общей эйфории на рынке. Зато во время «медвежьих трендов» даже профессиональные фондовики теряют капитал из-за склонности держать акции в торговом портфеле дольше, чем следует в надежде на восстановление цен.

«Толчок» к эффективности. Тейлер стал известным далеко за пределами академического мира благодаря бестселлеру «Толчок» (Nudge), в котором обосновал механизмы и привел примеры активного «подталкивания» к социально важным действиям. Суть концепции «толчков», как всегда, элементарна: если вы хотите, чтобы люди что-то сделали, сделайте так, чтобы это было сделать просто, и уберите лишние барьеры. Так, благодаря мягким «толчкам», администрации школ могут стимулировать детей питаться здоровой пищей, размещая овощи и фрукты на уровне глаз. Подтолкнуть прохожих в европейских городах бросать в мусорные контейнеры для алюминия исключительно пивные банки удалось с помощью кардинального уменьшения отверстия в новых конструкциях мусорников. Так же предложенные нобелевским лауреатом схемы автоматического наращивания ставки отчислений на сберегательные счета с будущих доходов помогают накапливать значительные средства людям, которые при других обстоятельствах просто спустили бы их на потребление.

Американский ученый показал, как можно использовать эффект владения, который проявляется в инертности наших решений, в качестве «толчка» в целях экономической политики. Например, при введении пенсионной реформы не стоит спрашивать у людей, какие условия пенсионного счета они хотят выбрать. Несмотря на демократичность такого подхода, результатом станет полное игнорирование инициатив правительства. Люди ленивы. Они не смогут быстро разобраться в новой ситуации. Зато, если каждому работнику сразу предложить автоматический пенсионный план, «по умолчанию» привязанный к его работодателю, мы получим 100%-й охват пенсионной реформой. Конечно, в рыночной экономике всем, кто не согласится с предложением, дается право на изменение условий пенсионного плана, но, как показывает практика, таких лиц оказывается немного.

Идеями из книги «Толчок» заинтересовалось британское правительство, которое при активном участии Тейлера создало в 2010 году Behavioural Insights Team для имплементации поведенческих инсайтов в регуляторную практику. Сейчас это агентство стало квазиприватным и предоставляет консультации по всему миру.

В 2017 году "Толчок" Ричарда Тейлера вышел на украинском языке в издательстве "Наш Формат". С более детальным обзором книги можно ознакомиться по ссылке

Популяризатор поведенческой экономики. Нынешний нобелевский лауреат получил академическое признание. В 2015 году он вошел, по версии Bloomberg Markets, в 50 самых влиятельных людей мира и занимал должность президента Американской экономической ассоциации. Его последнюю книгу Financial Times назвала одной из шести самых влиятельных книг 2015 года.

Нобелівська історія-2017: Річард Тейлер та економіка з людським обличчям
Фото: University of Chicago/Anne Ryan

Заслуга Тейлера заключается не только в формировании новой экономической дисциплины, но и в ее популяризации через конференции, журналы и массу поведенческих экспериментов, о которых часто упоминают поколения студентов. Ричард Тейлер является соавтором таких бестселлеров, как Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth, and Happiness (2008) и Misbehaving: The Making of Behavioral Economics (2015), в которых наглядно объяснил, почему человеческое поведение идет вразрез с традиционной экономической логикой, и к чему это приводит. Тейлер не боится менять форматы для популяризации поведенческой экономики и несмотря на свой почтенный возраст сохраняет реноме активного революционера от экономики с прекрасным чувством юмора. Так, профессор появился в известном эпизоде фильма «Игра на понижение» (The Big Short), где в казино вместе певицей Селеной Гомез на примере азартной игры популярно объяснил сущность производных ценных бумаг – синтетических CDO. Самая свежая статья ученого по теории игр построена на данных о поведении участников популярных телевизионных шоу.

Имени Ричарда Тейлера – основоположника и популяризатора психологических аспектов в экономике – явно не хватало на сайте нобелевского комитета среди предварительно отмеченных лауреатов поведенческой экономики, таких как Джордж Акерлоф, Даниел Канеман, Роберт Шиллер. Впрочем, настоящая значимость Нобелевской премии 2017 года в области экономики заключается не столько в праздновании достижений самого Тейлера (которого сейчас уже трудно сделать более популярным), а в четком сигнале об изменении трендов будущего движения экономической мысли. Главное, что присвоение очередной Нобелевской премии за исследования в области поведенческих финансов показало их полную и безоговорочную интеграцию в мейнстрим экономической науки.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS