Итоги «Нобелевской недели»: в тренде – беженцы и честные журналисты
Награждены те, кто доказал, что наши ощущения обманчивы и из-за нас нагревается Земля

С понедельника по пятницу, 4–8 октября, Нобелевский комитет объявлял лауреатов одноименных премий в области медицины, физики, химии, литературы и защиты мира. Открытия этих ученых проложили человечеству путь к созданию новых обезболивающих препаратов, построению точных моделей изменения климата и повышению эффективности химических производств.
В нынешнем году размер каждой премии составит 10 млн шведских крон ($1,14 млн). Церемония награждения, как и прежде, состоится 10 декабря в день смерти изобретателя динамита Альфреда Нобеля, но из-за пандемии она пройдет в онлайн-режиме.
Mind объясняет, кому и за что в 2021 году достанутся самые престижные научные награды.
Медицина и физиология

Лауреаты: Дэвид Джулиус (США) и Ардем Патапутиан (США)
Формулировка: «за открытия рецепторов, реагирующих на температуру и прикосновения»
Почему мята создает у нас во рту ощущение холода, а острый перец жжет? Исследования нынешних нобелевских лауреатов разъяснили эти странности и проложили науке путь к разработке новых обезболивающих препаратов.
Дэвид Джулиус из Калифорнийского университета в конце 1990-х изучал реакции человеческих клеток на перец чили (точнее, на вещество капсаицин) и отыскал в мембране клеток «датчик тепла» – рецептор TRPV1. Это особо чувствительный белок, реагирующий на жгучий вкус. Он же активируется и при температуре выше 43 градусов, поэтому и от перца чили, и от погружения в горячую ванну мы испытываем схожие ощущения жжения.
Дальнейшие опыты Джулиуса показали, что у мышей-мутантов с дефицитом TRPV1 снижена чувствительность к ожогам, а также восприимчивость к боли, вызванной воспалениями и онкологическими болезнями.
Ардем Патапутиан, работавший в Институте Скриппса, в 2000-х годах искал в клетках человеческой кожи рецепторы осязания. Путем долгого перебора из большого списка генов-кандидатов он смог найти тот единственный белок Piezo1, чье подавление сделало клетки нечувствительными к прикосновениям. По сходству с Piezo1 был идентифицирован второй ген, названный Piezo2. Оказалось, что Piezo1 и Piezo2 регулируют важные физиологические процессы, включая артериальное давление, дыхание и контроль мочевого пузыря.
Независимо друг от друга нынешние нобелевские лауреаты провели эксперименты с «прохладительными» веществами – мятой и ментолом – и отыскали рецептор TRPM8, который активируется еще и холодом. Так они нашли ответ на вопрос, почему у мяты прохладный вкус.
Физика

Лауреаты: Сюкуро Манабэ (Япония), Клаус Хассельман (Германия) и Джорджио Паризи (Италия)
Формулировки: «за прорывной вклад в наше понимание сложных физических систем»
Как предсказать изменения в тех системах, где господствуют хаос и беспорядок? Этот вопрос очень важен, так как такой системой является поверхность нашей планеты, где на климат влияют атмосфера, океаны, суша, ледники, переносы воды и воздуха и множество других параметров. Нынешние нобелевские лауреаты помогли разобраться, как чрезвычайно сложная система Земли работает, и создать математические модели, решая которые современные суперкомпьютеры выдают надежные прогнозы изменения климата. Компьютерные симуляции помогают человечеству понять причины и последствия происходящего глобального потепления.
Половину $1,14-миллионной нобелевской премии по физике разделят между собой 90-летние ветераны науки Сукюро Манабе и Клаус Хассельманн, создавшие первые модели климата Земли, на основе которых созданы современные компьютерные симуляции.
Сюкуро Манабэ еще в 1960-е годы впервые показал, как растущее содержание углекислого газа в атмосфере ведет к росту температуры у поверхности планеты. Он создал минималистичную модель изменения климата, имевшую лишь один параметр – высоту столба воздуха – и выдававшую правильные результаты. Примерно десять лет спустя Клаус Хассельманн впервые создал модель, связавшую погоду и климат и показавшую, что глобальное потепление – это результат деятельности человека, выбрасывающего в атмосферу огромные объемы углекислого газа.
Физик-теоретик Джорджо Паризи получил вторую половину нобелевской премии за то, что в 1980-х годах описал математически, как возникают скрытые закономерности в сложных системах. Он показал, что явления – на первый взгляд абсолютно случайные – подчиняются определенным правилам. Это помогло ученым построить значительно более точные модели происходящих на Земле климатических изменений.
Джорджо Паризи фокусировался на изучении металлических сплавах и нашел закономерности в том, как атомы железа распределяются среди атомов меди и радикально меняют магнитные свойства материала. Но его работа объясняет, как найти порядок не только в сплавах, но и в любом хаосе. По формулам Паризи можно предсказать закономерности в щебетании тысяч скворцов и в появлении на планете ледниковых периодов.
Химия

Лауреаты: Бенджамин Лист (Германия) и Дэвид Макмиллан (США)
Формулировка: «за развитие асимметрического органокатализа»
Катализаторы – вещества для ускорения и контролирования химических реакций – это важнейшие инструменты, на которых построена вся современная химическая промышленность. До начала 2000-х годов все катализаторы изготавливались либо из ферментов, либо из металлов. Бенджамин Лист и Дэвид Макмиллан независимо друг от друга разработали процесс получения нового типа катализаторов из аминокислот и других небольших органических соединений.
Их открытие в пресс-релизе Нобелевского комитета названо «гениальным инструментом построения молекул». Изобретенный ими органокатализ уже активно используется для производства тысяч веществ от ядов до лекарств. Благодаря этому инструменту, например, эффективность изготовления стрихнина повысилась в 7 тысяч раз.
Бенджамин Лист сделал открытие, когда работал с ферментами и решил проверить, сможет ли катализировать химическую реакцию не фермент, а его часть. Догадка ученого подтвердилась. Лист выделил из фермента аминокислоту пролин и доказал, что она является катализатором сама по себе.
Дэвид Макмиллан пришел к этому же открытию другим путем. Его беспокоило, что существующие катализаторы на основе металлов экономически невыгодны, так как для их использования на производстве нужно было обеспечить отсутствие влаги и кислорода во время реакции. Чтобы устранить эти ограничения, американский ученый пробовал заменять металлы-катализаторы небольшими органическими молекулами, и ионы иминия у него сработали как нужно.
Тип катализа, найденный Листом и Макмилланом, получил название органический или органокатализ. Приставка «асимметрический» подчеркивает его особое преимущество – новый инструмент позволяет получить в реакциях не пары молекул, зеркально отражающих друг друга и отличающихся по свойствам, а исключительно молекулы одного нужного типа.
Лист и Макмиллан стали не только основателями, но и лидерами нового направления в химии. Их научные группы разработали множество дешевых и стабильных органокатализаторов для проведения огромного разнообразия химических реакций.
Литература

Лауреат: Абдулразак Гурна (Великобритания)
Формулировка: за «бескомпромиссное и сострадательное погружение в последствия колониализма и судьбу беженцев на границе между культурами и континентами».
На счету 73-летнего Абдулразака Гурны десять малоизвестных англоязычных романов, в которых он поднимает проблемы изгнания, бездомности, тяготах миграции и жизни на чужбине, грузе воспоминаний и ностальгии по отчизне.
Этнический араб Абдулразак Гурна родился в 1948 году на острове Занзибар – бывшей британской колонии, вошедшей в 1964 году в состав независимой Танзании. В возрасте 18 лет Гурна приехал в Великобританию в статусе беженца, защитил докторскую степень в Кентском университете и до недавнего времени работал там профессором английской постколониальной литературы.
В его романе «По морю», изданном в 2001 году, рассказывается история 65-летнего араба Салеха Омара, сбежавшего от беззакония и коррупции в Занзибаре и прибывшего просить убежище в Англию. В европейской стране он встретил жестокость иммиграционных властей, мрачную британскую бюрократию, а также сына своего врага, причинившего много горя ему и его семье. В итоге Салех завязал дружбу с этим человеком и таким экстраординарным способом успокоил бушевавшую в его душе жажду мщения.
Премия мира

Лауреаты: Мария Ресса (Филиппины), Дмитрий Муратов (Россия)
Формулировка: «за их усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочного мира».
Интрига вокруг премии мира нарастала из-за того, что в понедельник «медицинский Нобель» не отдали боровшимся с COVID-19 врачам, а в среду премия по химии не досталась разработчикам РНК-вакцин. Эксперты высказали множество мнений о том, что это повысило шансы Всемирной организации здравоохранения как главного борца с пандемией на получение Нобелевской премии мира.
Однако престижную награду присудили двум самым маловероятным претендентам – главному редактору российской «Новой Газеты» Дмитрию Муратову и основательнице филиппинского интернет-сайта Rappler Марии Рессе. Они, как сказано в пресс-релизе, работали в условиях усиливающегося авторитаризма на Филиппинах и в России и храбро отстаивали свободу выражения мнений. Их награждение призвано подчеркнуть важность борьбы журналистов за сохранения этого фундаментального права.
Мария Ресса критиковала силовую кампанию филиппинского президента Родриго Дутерте против наркоторговцев, в которой смертей столько, что эта кампания похожа на войну с собственным населением. Ресса и ее Rappler просвещали население о том, как авторитарный режим использует социальные сети для распространения фейковых новостей, запугивания оппонентов и манипулирования общественным мнением.
Дмитрий Муратов на протяжении 24 лет работает главным редактором «Новой газеты» – самого независимого издания в России, критикующего власть и служащего важным источником информации о коррупции, полицейской жестокости, незаконных арестах, махинациях на выборах, «фабриках тролей» и использовании российских Вооруженных сил внутри страны и за ее пределами.
Как сказано на сайте Нобелевского комитета, шесть журналистов «Новой газеты», в том числе Анна Политковская, были убиты. Но, несмотря на эти убийства и угрозы, Дмитрий Муратов неизменно защищал право журналистов писать все, что они хотят, обо всем, о чем они хотят, если они соблюдают профессиональные и этические стандарты журналистики.
…
В прошлом году, как писал Mind, Нобелевская премия мира досталась крупнейшей в мире гуманитарной организации – Всемирной продовольственной программе ООН. Она в 2019 году предоставляла продовольствие для 100 млн человек в 88 странах и таким образом не давала использовать голод как инструмент в войнах и конфликтах. Читайте также «Истощение Йемена: как и зачем обе стороны войны усиливают голод».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].