Ќобелевска€ истори€ Ц 2021: за что на самом деле получили награду ƒэвид  ард, ƒжошуа јнгрист и √видо »мбенс

Ќобелевска€ истори€ Ц 2021: за что на самом деле получили награду ƒэвид  ард, ƒжошуа јнгрист и √видо »мбенс

» как природные эксперименты и исследовани€ рынка труда могут определить дальнейшую судьбу человечества

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
Ќобелевска€ истори€ Ц 2021: за что на самом деле получили награду ƒэвид  ард, ƒжошуа јнгрист и √видо »мбенс

ѕреми€ –иксбанка Ўвеции пам€ти јльфреда Ќобел€ в этом году присуждена трем экономистам, которые работают в университетах «Ћиги ѕлюща» в —Ўј. ƒэвид  ард с Ѕеркли получил половину награды «за эмпирический вклад в экономику труда». ƒжошуа јнгрист из ћ»“ и √видо »мбенс из —тэнфорда отмечены «за методологический вклад в анализ причинно-следственных св€зей». Mind продолжает традиционную рубрику «Ќобелевска€ истори€». » в ее рамках попыталс€ разобратьс€, в чем заключаетс€ уникальность и новизна исследований этих ученых. » как она дала им возможность оказатьс€ на олимпе экономической науки.

„итайте также: «Ќобелевска€ истори€ – 2019: чем отличились полевые исследователи бедности Ѕанерджи, ƒуфло и  ремер» 

«Ќобел≥вська ≥стор≥€-2018: досл≥дники кл≥мату та ≥нновац≥й Ќордхауз ≥ –омер»

«Ќобелевска€ истори€ – 2017: –ичард “ейлер и экономика с человеческим лицом»

„то такое природные эксперименты?

ќбщей чертой, объедин€ющей работы всех трех ученых, €вл€етс€ использование методов естественных экспериментов в области экономики труда, которые в последние дес€тилети€ прочно закрепились в арсенале современных ученых-экономистов. ¬едь в отличие от коллег, физиков или химиков, экономистам гораздо труднее – а порой и невозможно – изучать свой предмет исследований в контролируемых лабораторных услови€х, поскольку экономические процессы напр€мую касаютс€ жизнеде€тельности больших групп населени€.

ѕриродные эксперименты – это эмпирический анализ ситуаций из реальной жизни, которые хот€ и имеют определенное сходство с контролируемыми экспериментами, однако определ€ютс€ природными факторами, не завис€щими от воли исследователей. ¬ отличие от так называемых рандомизированных или «лабораторных» экспериментов, ученый не способен вли€ть на входные факторы в исследуемой эмпирической модели, потому что услови€ и процессы дл€ предмета исследовани€ создаютс€ под вли€нием реальных внешних событий.

Ќапример, клинические экспериментальные исследовани€ эффективности вакцин €вл€ютс€ контролируемыми, а не естественными, ведь исследователи самосто€тельно формируют выборки лиц в исследовании. ¬ыборка представл€ет все население страны, подопытные готовы участвовать в эксперименте, а исследователи самосто€тельно регулируют параметры ввода пробных вакцин или плацебо. Ёто позвол€ет получить достаточно точные результаты, которые впоследствии подтверждаютс€ фактами.

«ато проведение природных экспериментов – несмотр€ на свою низкую точность – часто единственный выход дл€ изучени€ большинства социально-экономических процессов, в которых контролируемый эксперимент осуществить неэтично или вообще невозможно. ¬ то же врем€ высокий уровень «информационного шума» в естественных экспериментах требует несколько иных подходов к методологии исследований в части создани€ выборок и подтверждени€ причинно-следственных св€зей.

 ак образование вли€ет на доходы?

ѕримером природных экспериментов, которыми занимались нобелевские лауреаты, может быть оценка взаимозависимости между сроком обучени€ (выраженным во времени или средствах, потраченных на образование) и будущими доходами людей. “акие исследовани€ по своей сути не контролируемые, а природные. ¬едь никто не будет рисковать уровнем образовани€ и будущим детей ради исследовани€ продолжительностью не менее 30 лет. — другой стороны, количество лет, потраченных на обучение, не €вл€етс€ показателем качества образовани€. “ак что они вроде бы не должны вли€ть на доходы.

Ќобел≥вська ≥стор≥€ Ц 2021: за що насправд≥ отримали нагороду ƒев≥д  ард, ƒжошуа јнгр≥ст ≥ √в≥до ≤мбенс

¬прочем, результатом такого эксперимента стало вы€вление и подтверждение довольно интересного эффекта: дети, родившиес€ в конце календарного года в IV квартале, став взрослыми, в среднем получают более высокую заработную плату, чем люди, родившиес€ в I квартале. ¬едь из-за позднего поступлени€ в школу они естественным образом получили фору – продолжительное врем€, проведенное в режиме обучени€.

“ака€ причинно-следственна€ св€зь между количеством лет обучени€ и доходами – один из важных выводов лауреатов, подтверждающий роль образовани€ в экономическом развитии.

¬редно ли повышать минимальную зарплату?

ƒругой пример – исследование вли€ни€ повышени€ минимальной почасовой заработной платы на уровень зан€тости. Ёта св€зь изучаетс€ через сравнение количества зан€тых среди тестовой и контрольной групп – работников ресторанного бизнеса двух штатов.

≈стественный эксперимент заключалс€ в том, что в одном из штатов в 1992 году власти решили подн€ть минимальную зарплату с $4,25 до $5,05 за час.  ак показали результаты эмпирического исследовани€ ƒэвида  арда и ныне уже покойного јлана  рюгера, это повышение не повли€ло негативно на зан€тость, как это предусмотрено канонами классической экономической теории.

¬место того чтобы снижать количество работников по мотивам экономии, в ресторанах штата с более высокой минимальной зарплатой наоборот происходило увеличение численности персонала.

Ќесмотр€ на поверхностную простоту, выводы этой и похожих работ в то врем€ были революционными и далеко идущими. ¬едь именно они расширили использование метода естественных экспериментов дл€ обосновани€ ключевых решений экономической политики в сфере трудовых отношений. ѕрактика подкреплени€ расчетов и умозаключений доказательствами из сферы реальной экономической жизни не только обогатила методический аппарат ученых, но и сделала политические решени€ точными и соответствующими потребност€м общества.

 ак из коррел€ции вывести причинно-следственную св€зь?

¬ своих стать€х ƒэвид  ард благодар€ методу естественных экспериментов изучал ключевые вопросы из сферы экономики труда – вли€ние минимальной зарплаты, миграции, образовани€ на экономические процессы и т. п. ќднако данные, полученные во врем€ таких исследований, требовали современных подходов к интерпретации, поскольку участники природных экспериментов попадают туда без предварительного отбора и могут вести себ€ довольно разнонаправленно. »наче говор€, участники контрольной и текстовой групп не всегда распредел€лись в строгом соответствии с предположени€ми, как это предусмотрено в классических контролируемых экспериментах.

  примеру, при исследовании вли€ни€ продолжительности обучени€ на доходы человека в выборку людей со средним образованием попадает немало «самоучек», которые занимаютс€ самообразованием на прот€жении всей жизни. “огда как среди лиц с высшим образованием может оказатьс€ много не слишком старательных студентов, которые получили диплом формально и потом на практике не способны его «монетизировать».

“акие дополнительные факторы сильно искажают результаты естественных экспериментов и требуют методов «очистки» при расчетах.

ƒжошуа јнгрист и √видо »мбенс внесли значительный вклад в построение методологических основ дл€ удобной интерпретации природных экспериментов. Ќапример, коррел€ци€ между количеством лет обучени€ и будущими доходами может свидетельствовать как о св€зи между качеством обучени€ и заработком, так и о противоположном направлении св€зи: дети из богатых семей получали доходы далеко не благодар€ именно образованию, а просто могли учитьс€ долго, так как благопри€тные услови€ им обеспечили родители.

¬ чем социальна€ значимость этих исследований?

— помощью предлагаемой техники «инструментальных переменных» нобелевские лауреаты открыли миру возможность вы€вл€ть насто€щие причинно-следственные св€зи, находить сигналы, отфильтровав шум дополнительных факторов, присущих реальным процессам.

¬ы€вление насто€щих, реалистичных причинно-следственных св€зей между экономическими €влени€ми становитс€ прочной основой дл€ точных и взвешенных решений в сфере социально-экономической политики. »менно за этот прикладной вклад в развитие исследований взаимосв€зей между образованием, миграцией, доходами и государственным регулированием рынка труда научный истеблишмент и отметил лауреатов.

ƒосье лауреатов

ƒэвид  ард

–одилс€ в 1956 году в √уэлфе ( анада). ”чилс€ в престижном канадском университете  винс,  ингстон, ќнтарио. Ќаучную степень получил в 1983 году в ѕринстонском университете (—Ўј). –аботает в должности профессора экономики в  алифорнийском университете Ѕеркли. »меет двойное, канадское и американское. гражданство.

—феры научных исследований: иммиграци€, заработные платы, образование и гендерно-расовые различи€ на рынке труда.

—траница нобелевского лауреата

ƒжошуа јнгрист

–одилс€ в 1960 году в  оламбусе, ќгайо (—Ўј). ”чилс€ в известном ќберлинском колледже. ѕолучил степень PhD в ѕринстоне в 1989 году. ѕреподавал в √арварде и ≈врейском университете в »ерусалиме. —ейчас работает профессором экономики ћассачусетского технологического института. »меет двойное, американское и израильское, гражданство.

—феры научных исследований: экономика образовани€ и образовательна€ реформа; социальные программы и рынок труда, вли€ние миграции, трудового законодательства и институтов, эконометрические методы дл€ оценки эффективности социальных программ.

—траница нобелевского лауреата

√видо »мбенс

–одилс€ в 1963 году в Ёйндховене (Ќидерланды). —тепень PhD получил в американском ”ниверситете Ѕрауна в 1991 году. ѕреподавал в √арварде и Ѕеркли. —ейчас работает профессором прикладной эконометрики и экономики в —тэнфордском университете.

—феры научных исследований: эконометрика и особые методы исследовани€ причинно-следственных взаимосв€зей.

—траница нобелевского лауреата

—траница Ќобелевского комитета


”ченые о лауреатах:  онстантин —онин, ѕол  ругман.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате
ѕроект использует файлы cookie сервисов Mind. Ёто необходимо дл€ его нормальной работы и анализа трафика.ѕодробнее’орошо, пон€тно