Нобелевская история – 2021: за что на самом деле получили награду Дэвид Кард, Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс

Нобелевская история – 2021: за что на самом деле получили награду Дэвид Кард, Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс

И как природные эксперименты и исследования рынка труда могут определить дальнейшую судьбу человечества

Цей текст також доступний українською
Нобелевская история – 2021: за что на самом деле получили награду Дэвид Кард, Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс

Премия Риксбанка Швеции памяти Альфреда Нобеля в этом году присуждена трем экономистам, которые работают в университетах «Лиги Плюща» в США. Дэвид Кард с Беркли получил половину награды «за эмпирический вклад в экономику труда». Джошуа Ангрист из МИТ и Гвидо Имбенс из Стэнфорда отмечены «за методологический вклад в анализ причинно-следственных связей». Mind продолжает традиционную рубрику «Нобелевская история». И в ее рамках попытался разобраться, в чем заключается уникальность и новизна исследований этих ученых. И как она дала им возможность оказаться на олимпе экономической науки.

Читайте также: «Нобелевская история – 2019: чем отличились полевые исследователи бедности Банерджи, Дуфло и Кремер» 

«Нобелівська історія-2018: дослідники клімату та інновацій Нордхауз і Ромер»

«Нобелевская история – 2017: Ричард Тейлер и экономика с человеческим лицом»

Что такое природные эксперименты?

Общей чертой, объединяющей работы всех трех ученых, является использование методов естественных экспериментов в области экономики труда, которые в последние десятилетия прочно закрепились в арсенале современных ученых-экономистов. Ведь в отличие от коллег, физиков или химиков, экономистам гораздо труднее – а порой и невозможно – изучать свой предмет исследований в контролируемых лабораторных условиях, поскольку экономические процессы напрямую касаются жизнедеятельности больших групп населения.

Природные эксперименты – это эмпирический анализ ситуаций из реальной жизни, которые хотя и имеют определенное сходство с контролируемыми экспериментами, однако определяются природными факторами, не зависящими от воли исследователей. В отличие от так называемых рандомизированных или «лабораторных» экспериментов, ученый не способен влиять на входные факторы в исследуемой эмпирической модели, потому что условия и процессы для предмета исследования создаются под влиянием реальных внешних событий.

Например, клинические экспериментальные исследования эффективности вакцин являются контролируемыми, а не естественными, ведь исследователи самостоятельно формируют выборки лиц в исследовании. Выборка представляет все население страны, подопытные готовы участвовать в эксперименте, а исследователи самостоятельно регулируют параметры ввода пробных вакцин или плацебо. Это позволяет получить достаточно точные результаты, которые впоследствии подтверждаются фактами.

Зато проведение природных экспериментов – несмотря на свою низкую точность – часто единственный выход для изучения большинства социально-экономических процессов, в которых контролируемый эксперимент осуществить неэтично или вообще невозможно. В то же время высокий уровень «информационного шума» в естественных экспериментах требует несколько иных подходов к методологии исследований в части создания выборок и подтверждения причинно-следственных связей.

Как образование влияет на доходы?

Примером природных экспериментов, которыми занимались нобелевские лауреаты, может быть оценка взаимозависимости между сроком обучения (выраженным во времени или средствах, потраченных на образование) и будущими доходами людей. Такие исследования по своей сути не контролируемые, а природные. Ведь никто не будет рисковать уровнем образования и будущим детей ради исследования продолжительностью не менее 30 лет. С другой стороны, количество лет, потраченных на обучение, не является показателем качества образования. Так что они вроде бы не должны влиять на доходы.

Нобелівська історія – 2021: за що насправді отримали нагороду Девід Кард, Джошуа Ангріст і Гвідо Імбенс

Впрочем, результатом такого эксперимента стало выявление и подтверждение довольно интересного эффекта: дети, родившиеся в конце календарного года в IV квартале, став взрослыми, в среднем получают более высокую заработную плату, чем люди, родившиеся в I квартале. Ведь из-за позднего поступления в школу они естественным образом получили фору – продолжительное время, проведенное в режиме обучения.

Такая причинно-следственная связь между количеством лет обучения и доходами – один из важных выводов лауреатов, подтверждающий роль образования в экономическом развитии.

Вредно ли повышать минимальную зарплату?

Другой пример – исследование влияния повышения минимальной почасовой заработной платы на уровень занятости. Эта связь изучается через сравнение количества занятых среди тестовой и контрольной групп – работников ресторанного бизнеса двух штатов.

Естественный эксперимент заключался в том, что в одном из штатов в 1992 году власти решили поднять минимальную зарплату с $4,25 до $5,05 за час. Как показали результаты эмпирического исследования Дэвида Карда и ныне уже покойного Алана Крюгера, это повышение не повлияло негативно на занятость, как это предусмотрено канонами классической экономической теории.

Вместо того чтобы снижать количество работников по мотивам экономии, в ресторанах штата с более высокой минимальной зарплатой наоборот происходило увеличение численности персонала.

Несмотря на поверхностную простоту, выводы этой и похожих работ в то время были революционными и далеко идущими. Ведь именно они расширили использование метода естественных экспериментов для обоснования ключевых решений экономической политики в сфере трудовых отношений. Практика подкрепления расчетов и умозаключений доказательствами из сферы реальной экономической жизни не только обогатила методический аппарат ученых, но и сделала политические решения точными и соответствующими потребностям общества.

Как из корреляции вывести причинно-следственную связь?

В своих статьях Дэвид Кард благодаря методу естественных экспериментов изучал ключевые вопросы из сферы экономики труда – влияние минимальной зарплаты, миграции, образования на экономические процессы и т. п. Однако данные, полученные во время таких исследований, требовали современных подходов к интерпретации, поскольку участники природных экспериментов попадают туда без предварительного отбора и могут вести себя довольно разнонаправленно. Иначе говоря, участники контрольной и текстовой групп не всегда распределялись в строгом соответствии с предположениями, как это предусмотрено в классических контролируемых экспериментах.

К примеру, при исследовании влияния продолжительности обучения на доходы человека в выборку людей со средним образованием попадает немало «самоучек», которые занимаются самообразованием на протяжении всей жизни. Тогда как среди лиц с высшим образованием может оказаться много не слишком старательных студентов, которые получили диплом формально и потом на практике не способны его «монетизировать».

Такие дополнительные факторы сильно искажают результаты естественных экспериментов и требуют методов «очистки» при расчетах.

Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс внесли значительный вклад в построение методологических основ для удобной интерпретации природных экспериментов. Например, корреляция между количеством лет обучения и будущими доходами может свидетельствовать как о связи между качеством обучения и заработком, так и о противоположном направлении связи: дети из богатых семей получали доходы далеко не благодаря именно образованию, а просто могли учиться долго, так как благоприятные условия им обеспечили родители.

В чем социальная значимость этих исследований?

С помощью предлагаемой техники «инструментальных переменных» нобелевские лауреаты открыли миру возможность выявлять настоящие причинно-следственные связи, находить сигналы, отфильтровав шум дополнительных факторов, присущих реальным процессам.

Выявление настоящих, реалистичных причинно-следственных связей между экономическими явлениями становится прочной основой для точных и взвешенных решений в сфере социально-экономической политики. Именно за этот прикладной вклад в развитие исследований взаимосвязей между образованием, миграцией, доходами и государственным регулированием рынка труда научный истеблишмент и отметил лауреатов.

Досье лауреатов

Дэвид Кард

Родился в 1956 году в Гуэлфе (Канада). Учился в престижном канадском университете Квинс, Кингстон, Онтарио. Научную степень получил в 1983 году в Принстонском университете (США). Работает в должности профессора экономики в Калифорнийском университете Беркли. Имеет двойное, канадское и американское. гражданство.

Сферы научных исследований: иммиграция, заработные платы, образование и гендерно-расовые различия на рынке труда.

Страница нобелевского лауреата

Джошуа Ангрист

Родился в 1960 году в Коламбусе, Огайо (США). Учился в известном Оберлинском колледже. Получил степень PhD в Принстоне в 1989 году. Преподавал в Гарварде и Еврейском университете в Иерусалиме. Сейчас работает профессором экономики Массачусетского технологического института. Имеет двойное, американское и израильское, гражданство.

Сферы научных исследований: экономика образования и образовательная реформа; социальные программы и рынок труда, влияние миграции, трудового законодательства и институтов, эконометрические методы для оценки эффективности социальных программ.

Страница нобелевского лауреата

Гвидо Имбенс

Родился в 1963 году в Эйндховене (Нидерланды). Степень PhD получил в американском Университете Брауна в 1991 году. Преподавал в Гарварде и Беркли. Сейчас работает профессором прикладной эконометрики и экономики в Стэнфордском университете.

Сферы научных исследований: эконометрика и особые методы исследования причинно-следственных взаимосвязей.

Страница нобелевского лауреата

Страница Нобелевского комитета


Ученые о лауреатах: Константин Сонин, Пол Кругман.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно