Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал масштабное разгосударствление банковской системы Украины. По мнению главы Кабмина, это прогрессивный шаг, который пойдет на пользу финансовому сектору и позволит привлечь в страну инвесторов. Вопрос только в том, сможет ли правительство найти мотивированных покупателей и при этом сохранить контроль над банковской системой.
Громкий анонс Владимира Гройсмана последовал сразу после встречи с президентом группы Всемирного банка Джим Йонг Кимом, в ходе которой был подписан Меморандум о взаимопонимании о поддержке приватизации государственного Укргазбанка. Это дает существенные надежды на то, что Всемирный банк посодействует в приватизации украинского актива и привлечению инвесторов, хотя статус самого меморандума пока никого ни к чему не обязывает. Особенно в части конкретных сроков.
Почему власть уходит из банковского сектора? Концепция ухода государства из банковской системы является частью процесса приватизации государственного имущества Украины в целом. Начата она была еще при работе Кабмина Арсения Яценюка и позже была подхвачена правительством Гройсмана. Несмотря на амбициозные планы приватизацию власть последние годы с треском проваливает, катастрофически недобирая в бюджет запланированные средства. По итогам 2016 года в бюджет поступило только 330 млн грн из 17 млрд, запланированных к получению от приватизации. Это всего 2%. Естественно, одной из ключевых статей в приватизационном пакете является и банковский сектор. Именно поэтому правительство делает все возможное, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, пытаясь найти поддержку у внешних партнеров.
О каких банках идет речь? Если подписанный с Всемирным банком меморандум касается конкретно приватизации Укргазбанка, то глобальные планы правительства выглядят гораздо шире. Согласно стратегии Министерства экономического развития и торговли, приватизация должна также распространиться на Ощадбанк, ПриватБанк и Укрэксимбанк. Совокупно все госбанки составляют львиную долю украинской банковской системы (55,6% в чистых активах по итогам первого полугодия 2017-го), которая сейчас лежит на плечах правительства, а следовательно, государственного бюджета. Приход инвесторов ознаменуется не только притоком денег в эти структуры, но еще и снимет с власти целый ряд финансовых обязательств. Стоит отметить, что на сегодняшний день только Укргазбанк входит в 10 надежных банков, по итогам осеннего рейтинга Mind. Это говорит о плачевном состоянии госбанков, которое с каждым годом будет только усугубляться.
Кто купит? Здесь все индивидуально. По судьбе Укргазбанка есть предварительное взаимопонимание со Всемирным банком. В ноябре прошлого года аналогичный меморандум был подписан с Европейским банком реконструкции и развития относительно приватизации Ощадбанка. Учитывая то, что ЕБРР оказал Ощадбанку техническую помощь и кредитное плечо, вполне вероятно, что у европейцев есть виды на это финансовое учреждение. Гораздо сложнее с ПриватБанком, о чем уже писал Mind. Найти покупателя на такой крупный и проблемный актив, который находится в перманентном судебном процессе на самом высоком уровне, в ближайшие три – пять лет будет практически невозможно.
Может ли приватизация еще больше дестабилизировать банковский сектор? Вряд ли, учитывая его полную стагнацию на сегодняшний день. Если речь будет идти о мощных банковских группах с международным влиянием, то риски минимальные. Особенно, если правительство поступит грамотно и сохранит свое долевое участие в структуре собственности банков.
Есть ли правовые основания? Да, и они даже совершенствуются. 9 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №7066 «О приватизации государственного имущества», которым прописываются новые правила оценки и продажи госактивов. Крупные объекты, согласно документу, будут продаваться с привлечением инвестиционного советника – представителя банка с мировой репутацией.
Какие плюсы? Главный плюс от возможного разгосударствления банковского сектора – борьба с коррупцией. Не секрет, что сегодня госбанки являются частью коррупционных алгоритмов по отмыванию денег, а крупные чиновники используют госпредприятия как прикрытие для схем личного обогащения. Естественно, в таких условиях ни один государственный актив не может похвастаться улучшением качества обслуживания клиентов и аккуратностью в работе с партнерами.
Какие минусы? Уходя из банковского сектора, государство практически полностью устраняется от решения проблем финансовых учреждений. Теперь и вкладчикам, и кредиторам придется иметь дело с частными собственниками, уровень добропорядочности которых обязано гарантировать государство. Но в украинских реалиях все может быть совершенно по-другому.
Каковы перспективы? Инициатива правительства Владимира Гройсмана вряд ли полностью реализуема в ближайшее время. Слишком много нерешенных проблем и рисков для внешних инвесторов. Но в перспективе украинская банковская система должна пройти грамотное разгосударствление, так как это единственный шанс на восстановление финансового сектора, что является одним из главных условий для экономического роста.