Гора с плеч: какие перспективы у приватизации государственных банков
Как избавиться от тяжкой ноши и обезопасить вкладчиков

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал масштабное разгосударствление банковской системы Украины. По мнению главы Кабмина, это прогрессивный шаг, который пойдет на пользу финансовому сектору и позволит привлечь в страну инвесторов. Вопрос только в том, сможет ли правительство найти мотивированных покупателей и при этом сохранить контроль над банковской системой.
Громкий анонс Владимира Гройсмана последовал сразу после встречи с президентом группы Всемирного банка Джим Йонг Кимом, в ходе которой был подписан Меморандум о взаимопонимании о поддержке приватизации государственного Укргазбанка. Это дает существенные надежды на то, что Всемирный банк посодействует в приватизации украинского актива и привлечению инвесторов, хотя статус самого меморандума пока никого ни к чему не обязывает. Особенно в части конкретных сроков.
Почему власть уходит из банковского сектора? Концепция ухода государства из банковской системы является частью процесса приватизации государственного имущества Украины в целом. Начата она была еще при работе Кабмина Арсения Яценюка и позже была подхвачена правительством Гройсмана. Несмотря на амбициозные планы приватизацию власть последние годы с треском проваливает, катастрофически недобирая в бюджет запланированные средства. По итогам 2016 года в бюджет поступило только 330 млн грн из 17 млрд, запланированных к получению от приватизации. Это всего 2%. Естественно, одной из ключевых статей в приватизационном пакете является и банковский сектор. Именно поэтому правительство делает все возможное, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, пытаясь найти поддержку у внешних партнеров.
О каких банках идет речь? Если подписанный с Всемирным банком меморандум касается конкретно приватизации Укргазбанка, то глобальные планы правительства выглядят гораздо шире. Согласно стратегии Министерства экономического развития и торговли, приватизация должна также распространиться на Ощадбанк, ПриватБанк и Укрэксимбанк. Совокупно все госбанки составляют львиную долю украинской банковской системы (55,6% в чистых активах по итогам первого полугодия 2017-го), которая сейчас лежит на плечах правительства, а следовательно, государственного бюджета. Приход инвесторов ознаменуется не только притоком денег в эти структуры, но еще и снимет с власти целый ряд финансовых обязательств. Стоит отметить, что на сегодняшний день только Укргазбанк входит в 10 надежных банков, по итогам осеннего рейтинга Mind. Это говорит о плачевном состоянии госбанков, которое с каждым годом будет только усугубляться.
Кто купит? Здесь все индивидуально. По судьбе Укргазбанка есть предварительное взаимопонимание со Всемирным банком. В ноябре прошлого года аналогичный меморандум был подписан с Европейским банком реконструкции и развития относительно приватизации Ощадбанка. Учитывая то, что ЕБРР оказал Ощадбанку техническую помощь и кредитное плечо, вполне вероятно, что у европейцев есть виды на это финансовое учреждение. Гораздо сложнее с ПриватБанком, о чем уже писал Mind. Найти покупателя на такой крупный и проблемный актив, который находится в перманентном судебном процессе на самом высоком уровне, в ближайшие три – пять лет будет практически невозможно.
Может ли приватизация еще больше дестабилизировать банковский сектор? Вряд ли, учитывая его полную стагнацию на сегодняшний день. Если речь будет идти о мощных банковских группах с международным влиянием, то риски минимальные. Особенно, если правительство поступит грамотно и сохранит свое долевое участие в структуре собственности банков.
Есть ли правовые основания? Да, и они даже совершенствуются. 9 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №7066 «О приватизации государственного имущества», которым прописываются новые правила оценки и продажи госактивов. Крупные объекты, согласно документу, будут продаваться с привлечением инвестиционного советника – представителя банка с мировой репутацией.
Какие плюсы? Главный плюс от возможного разгосударствления банковского сектора – борьба с коррупцией. Не секрет, что сегодня госбанки являются частью коррупционных алгоритмов по отмыванию денег, а крупные чиновники используют госпредприятия как прикрытие для схем личного обогащения. Естественно, в таких условиях ни один государственный актив не может похвастаться улучшением качества обслуживания клиентов и аккуратностью в работе с партнерами.
Какие минусы? Уходя из банковского сектора, государство практически полностью устраняется от решения проблем финансовых учреждений. Теперь и вкладчикам, и кредиторам придется иметь дело с частными собственниками, уровень добропорядочности которых обязано гарантировать государство. Но в украинских реалиях все может быть совершенно по-другому.
Каковы перспективы? Инициатива правительства Владимира Гройсмана вряд ли полностью реализуема в ближайшее время. Слишком много нерешенных проблем и рисков для внешних инвесторов. Но в перспективе украинская банковская система должна пройти грамотное разгосударствление, так как это единственный шанс на восстановление финансового сектора, что является одним из главных условий для экономического роста.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].