Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Смогут ли банки и финансовые стартапы развиваться параллельно и помогать друг другу или какое сотрудничество их ждет?

Руслан Спивак, Марина Квашнина, Виктория Тигипко, Дмитрий Яковлев
Фото Тетяна Довгань для MIND

В мире появляется все больше стартапов, которые занимаются мобильными платежами, моментальными переводами, онлайн-кредитованием, объединяя все это термином «финтех». Они используют новейшие технологии, с помощью Big Data оценивают кредитоспособность и предлагают услуги через сеть интернет, работая по всему миру. Таким образом они не только сразу обеспечивают хороший клиентский опыт, делают банковские продукты более доступными для разных слоев населения и МСБ, но и сокращают операционные затраты, то есть уже делают то, что банки только начинают. К примеру, пока классические финансовые учреждения выпускают новые пластиковые карты, финтех учит пользователей обходиться без них. 

Как банкам реагировать на развитие финтеха, бороться за клиентов, предоставлять похожие продукты или объединятся с финтех-компаниями – все это обсуждалось в ходе форума «Banks + Tech: какими будут финансовые услуги будущего», организованного Mind совместно с инновационным парком Unit.City и спикерами Романом Корнилюком (YouControl), Русланом Спиваком (Райффайзен Банк Аваль), Дмитрием Яковлевым (Альпари Банк), Викторией Тигипко (TA Ventures) и Мариной Квашниной (EdenLab) при поддержке «Украина-Мерседес-Бенц», Food Box и Distil. No9 Small Batch Vodka..

Mind: Главная причина того, почему появился финтех – это User eXperience. Мы становимся клиентами большого количества компаний, и технологических в том числе. Опыт, который мы получаем от пользования продуктами Google, более технологичный и приятный. Такого же обслуживания люди ожидают и от банков. Компания E&Y провела исследование, согласно которому 50% пользователей осуществляли перевод средств с помощью финтехкомпаний, 24% пользовались страховыми услугами, 20% – услугами сбережения и инвестирования, 10% используют приложения, которые дают возможность осуществлять финансовое планирование. Так что же тогда будет с банками через пять лет?

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

                                                                              

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Руслан Спивак, директор департамента корпоративных продуктов, партнерства и продаж Райффайзен Банка Аваль:

В том или ином виде банки точно будут. Они будут другими, но они будут. До 2008 года именно банки были лидерами по инновациям. Кризис, падение системы и следующие 10 лет банки искали капитал, было не до Digital. За последние 5–7 лет банки закрыли более 15 000 точек продаж, меняли свою институциональную структуру, бизнес-модель, выводя новые каналы и новые системы взаимодействия с клиентом, и только сейчас отрасль вышла на 8% ROE (показатель рентабельности капитала). Поэтому банки мало приносят хорошего пользовательского опыта клиентам. Делойт делал оценку систем банков всей Европы. Даже лидеры не попали в середину рейтинга. В среднем эти лидеры тратят 3,5% от доходов на Digital, развитие цифровых технологий, те, кто отстают, – 3,2%. Вопрос не в объёмах инвестиций, вопрос в том, что вы можете вытащить из того объема денег и инвестиций, качественно от стратегии, которая у вас есть. Насколько стратегия банка отвечает Realtime, от этого зависит успешность того, что вы делаете.

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Банки страдают от большого количества регуляторных ограничений, которые каким-то образом нужно систематизировать. Это является бичем всех банковских систем в мире. Например, создаются решения Middleware (слой программного обеспечения, состоящий из агентов, которые являются посредниками между различными компонентами большого приложения. Чаще всего промежуточное ПО используется в распределенных приложениях, причем агентов, составляющих этот слой может быть несколько), и благодаря финтех-решениям, это позволяет быстрее обращаться не на прямую к корсистеме банка, получая более быстрый отклик и взаимодействие с клиентом.

Следующие годы банки продолжат работать над оптимизацией законодательных и регуляторных систем, чтобы создать необходимое удобство клиенту. Поэтому банки в первую очередь инвестируют в развитие каналов, во вторую – в User eXperience, мы не думаем над тем, как клиент будет обслуживаться. Мы спрашиваем, как он хочет. Структуры, в которых предполагается навязать какой-то продукт, – уже не работают. Маркетинг по объему инвестирования падает.

В 2016 году на финтех банками было потрачено $22 млрд реальных инвестиций. Из них на покупку компаний пришлось только $5 млрд

Mind:  Какие сейчас стратегии у банков?

Следующие 24 месяца в большинстве банков будет формироваться много стратегий по цифровым изменениям. Банки с разными темпами внедряют инновации. Например, развивать удобство – омниканальность – давать одинаковый опыт клиенту по всем процессам в банке.

Финтех-компании в определенной части цепочки сервиса для клиента делают что-то лучше, быстрее, качественнее, но не всегда безопаснее, чем банк. В данном случае скорость замены этих решений будет позволять им быстрее выходить на рынок. Начинали с простых платежей, сейчас говорим о блокчейне или искусственном интеллекте.  

Mind: Как банки сегодня могут реализовать блокчейн?

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Дмитрий Яковлев, глава правления ПАТ «АЛЬПАРІ БАНК»:

Блокчейн был создан давно и на бумаге. Наши первые инструкции, пронумерованная кассовая книга или технология автоблокировки железных поездов – это все блокчейн. Мне кажется, на блокчейн перейдут очень быстро и самый большой банк в мире через 50 лет будет иметь только 50 сотрудников. Всех остальных заменят смарт-контракты и чатботы.

Но на сегодняшний день возможности блокчейна очень ограничены. Несколько десятков операций в одну секунду. Эти фермы – это прародители большого мощного нанопроцессора. Пока его в мире нет. Есть прогнозы, что он будет создан в 2024 году. И тогда процессы блокчейна начнут развиваться очень быстро.

Mind: В первую очередь инвесторы вкладывают в кредитные проекты, на втором месте – платежи, потом страхование, финансовый рынок, текущие счета и управление инвестициями. Исходя из всего этого, какой сегмент имеет самый большой потенциал?

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция
Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Виктория Тигипко Founding Partner TA Ventures:

Блокчейн для нас очень интересная тема. Мы ищем проекты. У нас восемь проектов, связанных с финтехом. Это мобильные сервисы, денежные переводы. Что касается финтеха, это три основных тренда – блокчейн, artificial intelligence и все, что связано со страхованием. Найти хорошие проекты сложно. Тема электронных платежей и кредитов уже занята.

Mind: Есть две модели развития этих направлений. Финтех компании работают без банков. Или работают в кооперации с банками. Что теряют банки, если они не работают с финтех? Они теряют отношения с клиентами, потому что они не видят мелкие операции, они теряют зависимость клиента от работы с банком и теряют доходы. Если работают, то уменьшают операционные затраты, уменьшают риски, развивают digital-бизнес. Могут ли быть конкурентами в кооперации с финтех-банками, например, ритейл-компании, телеком, почта?

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция

Марина Квашнина, Managing Partner EdenLab:

Одна из самых популярных форм коллаборации банков с финтехом – это работа с ними как с корпоративными клиентами. Если пару лет назад оптимизма в банковском секторе было мало, то сегодня банки сориентировались и нашли различные способы сотрудничества. Банк либо участвует в капитале, либо обслуживает как корпоративного клиента, либо предоставляет транзакционную часть сервиса и даже ведет клиентские счета.

Чем банки интересны финтеху? Финтех – это фокусировка и специализация на одном из направлений, которое они делают лучше. И если у нас будут открытые данные, то что останется банкам? Если эта часть останется на финтехах, то вторая вещь, которая им интересна, кроме лицензии (скоро не будет является конкурентным преимуществом), – это клиенты, клиентские данные. И вот финтехкомпании могут пойти и объединиться с теми, у кого эти данные есть – телекомом, ритейлом или логистами.

Руслан Спивак:

Только финтех-компаниям нечего принципиально нового нам предложить, что касается знания о клиентах и обслуживании его быстрее. Вопрос в скорости зачисления, принятия решения, это IТ-решения, которые устанавливаются внутри банка. Решений особо инновационных нет. Реализованных проектов мало. Их качество низкое. Мы живем в Украине, хорошие проекты сразу смотрят на Запад. Но мы готовы к предложениям, готовы встречаться даже в выходные, если появятся хорошие проекты.

Финтех&банки: коллаборация или нарастающая конкуренция
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS