Крах или взлет: стоит ли мир на пороге нового глобального кризиса

Какой «мыльный пузырь» может лопнуть в этот раз и как Украине извлечь пользу из возможного падения

Фото Shutterstock

Если верить в цикличность экономики, в ближайшие годы нас ждет очередной мировой кризис. Так, в «черный понедельник» 1987 года «благодаря» оттоку инвесторов с региональных рынков упал индекс Доу-Джонса. В 1997-м из-за ухода инвесторов рухнула экономика стран Юго-Восточной Азии. Азиатский кризис подстегнул российский дефолт 1998 года. Впрочем, тогда главными причинами крутого пике были огромный госдолг России, построение пирамиды краткосрочных облигаций и падение мировых цен на нефть. В 2008-м финансовый обвал начался с ипотечного кризиса в США.

Mind обратился к макроэкономистам и инвестиционным аналитикам с просьбой рассказать, какой «мыльный пузырь» может лопнуть в ближайшее время и станет ли недавнее снижение индексов мирового фондового рынка толчком к более серьезному обвалу. А также попросил посоветовать читателям, в какие ниши стоит инвестировать осторожно в связи с вероятным кризисом.

Крах или взлет: стоит ли мир на пороге нового глобального кризиса

Роман Сульжик, экс-глава набсовета Национального депозитария Украины, экс-вице-президент JP Morgan Chase, экс-руководитель подразделения торговли срочными финансовыми инструментами Deutsche Bank

Не вижу серьезных предпосылок для очередного глобального кризиса. США продолжают быть драйвером мировой экономики. Европа потихоньку начинает выходить из кризиса, наблюдаются позитивные изменения. В Китае есть потенциальные проблемы с огромным числом выданных кредитов. Считаю, что КНР сможет их решить за счет своих огромных резервов и возможности девальвировать юань.

А снижение мировых фондовых индексов на 5–10% я бы назвал коррекцией. Это здоровая реакция рынка на то, что долго был рост, своеобразный сигнал Федеральному резерву США, что не надо слишком быстро поднимать ставки. Пока нет экстраординарных поводов для резкого спада. Думаю, после небольшой коррекции на 10–15%, перебалансировки портфелей фондовый рынок вернется в состояние плавного роста.

Сдувающийся пузырь криптовалют не приведет к глобальному краху реальной экономики. Когда в начале 2000-х «лопнули» интернет-компании – сотни тысяч людей потеряли работу. В 2008 году огромное число предприятий не смогли рефинансировать свои долги и обанкротились, поскольку стоимость их заложенных активов значительно упала. Это были удары по реальной экономике. А криптопузырь таковым не станет. Люди, которые брали в долг на покупку криптоактивов, для участия в ICO, – не нанимали тысячи разработчиков. Резкого роста безработицы не будет. Впрочем, думаю, криптолихорадка еще немного продержится. Это серьезный сигнал всем, кто намеревается туда зайти: можно не только быстро заработать, а и потерять.

На этом фоне у Украины – отличные шансы для роста экономики. Несмотря на мировую коррекцию, у гривны огромный потенциал к укреплению. Если мы перестанем делать глупости, НБУ уберет ограничения на движение капитала, то увидим серьезный приток инвестиций в страну. Некоторые полагают, что, наоборот, будет отток. Не соглашусь. В Украине процентные ставки – одни из самых высоких в мире, а стоимость активов за последние годы значительно упала. Поэтому очень надеюсь, что наши кормчие проявят мудрость и дадут возможность западному капиталу зайти в страну.

Крах или взлет: стоит ли мир на пороге нового глобального кризиса

Анатолий Гулей, соглава высшего экспертного совета при НБУ, экс-председатель правления Ощадбанка

Глобальные и локальные экономики развиваются по определенным циклам, которые колеблются в пределах 6–12 лет. Спады 1998, 2008 годов подтверждают теорию цикличности. Ранее кризисы вспыхивали в августе-сентябре. Поэтому если и случится обвал, то не ранее восьмого месяца 2018 года. Сейчас же рынки приходят в порядок после зимней спячки и закрытия балансов крупных корпораций.

Пока есть две предпосылки думать, что 2018 год попадет в этот цикл. Во-первых, обвал ценных бумаг на мировых биржах, во-вторых – пузырь на крипторынке. Однако криптовалюты занимают достаточно маленький процент в товарообороте. Поэтому их спад серьезно не повлияет на реальный сектор экономики. Пострадают лишь те, кто увлекся спекулятивными ожиданиями на крипторынке и желанием разбогатеть за одну ночь. В марте состоится большая конференция по криптовалютам в Аргентине. Будут приняты глобальные методы регулирования, и, думаю, это рынок придет в порядок.

А то, что мы стоим на пороге изменений на финансово-банковских рынках, – это факт. Вопрос – подготовились ли мы к ним, сделали ли выводы из прошлых кризисов или будем продолжать исправлять ошибки по мере поступления? После 2008 года банковская система Украины не привела в соответствие нормативы и получила очень жесткое «течение».

Также важно учитывать, что кризис подогревает внутренняя паника. Ее причина – отсутствие информации, непонимание происходящего. Поэтому стоит глубже погружаться в информационный поток, найти аналитиков, отслеживать глобальные и локальные процессы. И не забывать о личных финансах. Украина пережила 11 валютных кризисов. Думаю, наши граждане получили очень хорошую прививку. Поэтому прекрасно знают, как не прогореть на возможном 12-м валютном кризисе.

Крах или взлет: стоит ли мир на пороге нового глобального кризиса

Андрей Длигач, д. э. н., CEO Advanter Group

Конечно, стремящиеся к триллионной стоимости Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon – это «пузыри», если смотреть из сталелитейного или нефтяного прошлого. Но и для настоящего Uber – это вовсе не «машинка» по производству денег. Как и Facebook, и Google – один из хороших инструментов для оцифровки человечества.

Биткоин – как и многие другие криптовалюты – не является инструментом нынешней экономики. Хотя интерес к нему и его курс отражают готовность и стремление существенной части человечества к переходу в будущее. Поэтому рынок криптовалют одновременно и связан с утилизацией (вернее, перераспределением) ресурсов настоящего, и не связан с существующей финансово-экономической системой. Чего не хватило в переходе – так это некоего энергетического стандарта. Возможно, он еще проявится в ближайшем будущем.

Глобальных проблем в мировой экономике я сейчас не вижу. Даже с учетом диспропорции в росте экономик различных регионов – это не новое явление. Есть существенные риски, связанные с Китаем – кредитный пузырь, $4 трлн вне официальной финансовой системы, наступающая на пятки в ценовой конкуренции Индия и т. д. Но и они решаемы.

Скорее, главная проблема в том, что новым лидерам и прогрессорам в обществе тесно в прошлом, и они провоцируют ускорение изменений, опережая готовность экономик и технологий. Как это было с дот-комами в начале 2000-х.

Неопределенность и опасения будущего и спровоцируют мировой экономический, финансовый и политический кризис 2018–2019 годов. Особенно сильно он может ударить по Украине, так и не завершившей трансформацию государства, общества и экономики. И вопрос не только в том, что мы должны в ближайшие годы выплатить около $20 млрд внешних заимствований. Проблема в том, что нашей экономике пока нечего предложить миру, кроме сырья в агросекторе, металлургии и «сырых мозгов» (не готовых продуктов, а часов программистов) в ІТ.

Куда инвестировать? Однозначно – в себя. В саморазвитие и выстраивание связей. В преддверии новой финансово-экономической модели мира это самая ценная инвестиция. Другие ресурсы прошлого не будут ценны в будущем. Еще инвестировать – в технологии, инструменты сбора и анализа цифровой информации в различных сферах. В медицине, в сельском хозяйстве, в коммунальном хозяйстве и многих других сферах. В школьное образование. В экспортные консолидаторы.

Крах или взлет: стоит ли мир на пороге нового глобального кризиса

Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA)

Что касается Украины, то, во-первых, сложно утверждать, что в Украине кризис заканчивался. Грядущие выборы, вероятно, усугубят политические дисбалансы в нашей стране и приведут к еще большей стагнации экономики в следующие два года.

Во-вторых, Украина существенно зависит от тенденций в мировой экономике. Кризис, который, на мой взгляд, ожидается в мире в конце 2019 – начале 2020 года, усугубит финансовое состояние компаний и населения нашей страны.

В-третьих, никуда не делся и огромный госдолг Украины, выплаты по которому уже ждут МФУ в этом году.

Рассуждая о причинах будущего кризиса в мире, стоит отметить, что по-прежнему никак не уйти от двух тем, которые уже второй год «открывают» Всемирный экономический форум, да и год в целом: это «нашествие» Дональда Трампа и Brexit. Один из ведущих мировых экономистов Морис Обстфельд во время форума в Давосе заявил, что сокращение налоговых ставок в США в будущем «отплатит» замедлением экономического роста.

Brexit уже оказывает существенное влияние не только на Британию, но и на будущее ЕС в целом. Собственно, запланирован Brexit на конец марта 2019 года. Таким образом, к концу года позиции фунта будут падать и дальше.

Еще одна «горячая» тема – рост и падение курсов криптовалют. Сложно утверждать, что на данном этапе она будет влиять на уровне мировой экономики. Года через два-три – возможно, когда пройдет стадия «накопления». Все же традиционные валюты (фунт, доллар) будут иметь больше влияния на стабильность экономики.

Никуда не уйти и от тенденций развития экономики Китая – основного импортера и экспортера товаров для предприятий всего мира. В 2018–2020 годах экономика КНР значительно замедлит свой рост, а пузырь на рынке недвижимости, взрыва которого ожидают в ближайшие год-два, может увеличить наклон спадающего тренда развития этой страны.

Но гражданам и предпринимателям в Украине не стоит впадать в уныние и забывать о позитиве. В китайском языке иероглиф «кризис» представляет собой символ из двух слов, которые обозначают одновременно «опасность» и «возможность». Поэтому Brexit для нашей страны может стать возможностью в какой-то мере занять нишу торгово-экономического партнера для ЕС, а также представлять бóльший интерес для инвестирования, в частности инновационного. Главное – использовать эту возможность и заявить о потенциале страны. К примеру, мы начали год с Ukraine House Davos во время ВЭФ, организованного UVCA при партнерстве с WNISEF & Victor Pinchuk Foundation. Работаем над тем, чтобы посещение 5000 людей нашего Дома возымело позитивное влияние на экономику.

А инвестировать стоит всегда осторожно. Конечно же, будущее за технологиями. Причем, буквально, во всех секторах: будь то программное обеспечение, здравоохранение или агропромышленность. Важно понимать сферу, в компании которой вкладываете капитал. В таком случае, кроме уменьшения инвестиционных рисков, вы сможете привнести так называемые smart money («умные деньги»), то есть экспертизу, связи и т. д.

Читайте также: 7 законов денег: почему стоит прочитать книгу Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне»
В форме притч Джордж Клейсон рассказывает о том, что богачами становятся только те, кто запомнил простые законы накопления денег.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS