В рамках спецпроекта «Кандидатская по экономике», в котором Mind изучает готовность участников предвыборной президентской гонки отвечать на экономические вызовы, мы решили также сосредоточиться на некоторых фактах биографии первой «пятерки» кандидатов. И первым под наш «микроскоп» попал Анатолий Гриценко.
«Первый непроходной» – под таким заголовком в 2009 году вышла журнальная статья об экс-министре обороны Гриценко. И фактически задала тон будущей избирательной кампании политика.
В этом году лидер «Гражданской позиции» в третий раз примет участие в президентских выборах. Шансы занять главный пост в стране у него как никогда высоки, особенно, если ему удастся выйти во второй тур.
Официальная биография Гриценко хорошо известна. Но есть несколько фактов, которые раскрывают его с неофициальной стороны.
Со своей второй женой Юлией Мостовой Анатолий Гриценко играл свадьбу семь раз. Последний раз – в июне 2003 года вместе с экс-президентом Виктором Ющенко и его женой Екатериной Чумаченко. Как объяснял сам политик, у него оказался слишком большой круг друзей, родственников и коллег. Поэтому чета решила не собирать всех вместе, а разделить «по интересам».
Познакомились будущие супруги в 1997 году. Президент Украинского центра экономических и политических исследований Александр Разумков порекомендовал Мостовой ее будущего мужа как военного эксперта для подготовки к интервью с тогдашним министром обороны Александром Кузьмуком. Тогда Гриценко был женат, да и сама Мостовая не одинока – она находилась в гражданском браке с тем же Разумковым.
После смерти Разумкова Центр возглавил Гриценко. Постепенно началось его сближение с Мостовой. В 2002-м будущий министр ушел от первой жены Людмилы, с которой прожил 24 года, и через год женился на Мостовой. Кстати, Гриценко на должность главы Центра Разумкова в свое время предложила именно она. И, по слухам, до сих пор играет в политической карьере мужа ключевую роль.
Гриценко в 2003 году пережил клиническую смерть. Играя в футбол, получил травму колена – порвал связки и повредил мениск. Во время операции «кто-то случайно (случайно ли?!) задел ногой и выдернул из розетки шнур аппарата искусственного дыхания, после чего приборы зафиксировали остановку сердца», – рассказывает об этом сам политик. Кому на тот момент могла быть выгодна его смерть, политик не уточняет.
Анатолий Гриценко – человек небедный. По его собственным рассказам, в 2004 году они с Юлией Мостовой начали строить дом. И не где-нибудь, а в элитном поселке Конча-Заспа на так называемой Большой дамбе. Там же находятся дома Рината Ахметова, Вадима Новинского и других топов украинской политики и бизнеса.
Участок у Гриценко «скромный» – 0,5 га, дом – почти 350 кв. м. Есть собственный выход к воде, баскетбольная площадка, прудик с мостиком, беседка, игровой домик для детей. «Дача», как говорит сам Гриценко, стоит ориентировочно 10 млн грн.
Кроме того, семья Гриценко владеет четырьмя квартирами в центре Киева. Вся недвижимость оформлена на Юлию Мостовую. И, как утверждает политик, это не попытка скрыть имущество. Например, на дом, по словам Гриценко, Мостовая заработала благодаря сотрудничеству с агентством France-Presse в 1990-х.
По документам Мостовая более чем вдвое богаче мужа: ее суммарный годовой доход – почти 375 000 грн.
Гриценко часто подчеркивает, что не сотрудничает с олигархами, и обещает, что если станет президентом, то украинцы вообще забудут это слово. Правда, если изучить налоговую декларацию дочери Гриценко Светланы, можно понять, что она взгляды отца не разделяет.
В 2013 году она получила более 124 000 грн перечислений от благотворительной организации «Фонд Виктора Пинчука – социальная инициатива». В 2014 году такие благотворительные отчисления от организации украинского олигарха выросли почти вдвое и составили уже около 244 000 грн, а в 2018 году – около 330 000 грн. За пять лет поступления составили более 1,4 млн грн.
Правда, не так давно Гриценко заявил, что не считает Виктора Пинчука олигархом.
Зарабатывала семья и на госзаказах. В 2006 году Вооруженные силы Украины привлекли подрядчика для создания единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) административно-хозяйственными процессами. На реализацию проекта из бюджета выделили более 100 млн грн.
Тендер проведен не был, но по случайному совпадению одним из исполнителей проекта стала научно-производственная фирма EnranTelecom, директором по развитию бизнеса в которой на тот момент работал сын министра обороны от первого брака Алексей Гриценко. По оценкам экспертов, доля семьи Гриценко в проекте составляла где-то $1–1,5 млн.
Кроме того, по слухам, в 2005–2007 годах министр обороны выдал негласную «директиву», которая обязывала подконтрольные министерству организации подписаться на еженедельник «Зеркало недели». По приблизительным подсчетам, только в 2007 году на это было потрачено более 125 000 грн.
В украинском политикуме Анатолий Гриценко известен как человек, с которым сложно договориться. «О нем говорят, что он недоговороспособен. С кем и о чем? О том, как распилить? О том, как разнести? О том, как обнести? Нет, в этом он договороспособным не будет: у него совсем другие задачи», – так объясняет эту черту мужа Юлия Мостовая.
Так или иначе, но союз Гриценко с партией «Самопомощь», на который рассчитывали у экс-министра обороны, не сложился. К политсиле Андрея Садового присоединилась и партия «ДемАльянс», с которой «Гражданская позиция» сотрудничала еще на выборах 2014 года.
Но совсем без союзников Анатолий Гриценко во время нынешней кампании не остался. Его уже поддержали опытные политики Николай Томенко и Николай Катеринчук, а также действующий депутат Виктор Чумак, который возглавил предвыборный штаб. Кроме того, в его команду вошел экс-депутат из Донецкой области Егор Фирсов.
Глава Временной следственной комиссии в отношении хищений в армии за период с 2004 по 2017 годы нардеп Иван Винник утверждает, что «первым министром обороны, который начал распродавать технику из резервов ВСУ, был лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко».
«Именно он из стратегического резерва продал почти 400 танков Т-72, уменьшив, таким образом, имеющуюся потребность ВСУ в 3200 танков того времени», – рассказал депутат. И добавил, что в соответствии с отчетом Киевского исследовательского института судебных экспертиз, боевая техника первой-второй категории реализовывалась с баланса Минобороны на баланс спецэкспортеров. Затем ее продавали на экспортные рынки по цене, которая была в 15 раз меньше, чем рыночная цена такой техники на внешних экспортных рынках.
Но это не единственное обвинение в адрес Гриценко. Минобороны провело аудит собственного госпредприятия «Инвестжитло» за 2013–2015 годы. Эксперты пришли к заключению, что приказы экс-министра обороны Анатолия Гриценко привели к нанесению государству ущерба на общую сумму более 100 млн грн.
В аудиторском отчете идет речь о приказах министра обороны Анатолия Гриценко от 2005 года, на основании которых ГП «Инвестжитло» было передано имущество пяти освобожденных военных городков в Одессе и Киеве. Его руководство госпредприятия продало вместе с землей за 30,3 млн грн. Позже новые собственники снесли здания городков, а на их месте возвели многоэтажки.
«В дальнейшем на основании разрешений, выданных бывшим министром обороны Гриценко А.С., предприятием были реализованы объекты недвижимости, расположенные на земельных участках общей площадью 8,87 га (в Киеве – 7,34 га, в Одессе – 1,53 га)», – гласит отчет.
На вырученные деньги военным закупили квартиры в Болграде Одесской области и в Очакове Николаевской области. Часть средств ГП «Инвестжитло» использовало для уплаты налогов и выплаты заработной платы своему штату. Однако аудиторы пришли к выводу, что при продаже не была учтена стоимость земли, которая, по подсчетам, составляет более 100 млн грн.
Были и другие скандалы с продажей земли. По данным Генпрокуратуры, в 2006 году на основании приказа Анатолия Гриценко было передано госпредприятию Минобороны, а затем продано частной фирме 11 зданий с земельным участком в 24 га, которые раньше принадлежали военному городку №247. Этот земельный участок находится в Конче-Заспе, элитном пригороде Киева. Сотка земли там стоила около $30 000, то есть стоимость 24 га без учета зданий должна была достигнуть $72 млн. В то же время в бюджет поступило лишь 10 млн грн.
Проверка прокуратуры показала, что продажу провели без конкурсной процедуры. Но несмотря на резонанс в СМИ и нанесенный бюджету ущерб, обвинение Анатолию Гриценко предъявлено не было.
Сам экс-министр все обвинения отрицает и утверждает, что за информационной кампанией против него стоят первые лица страны. «Глава организованной преступной группировки, он же заказчик – Порошенко. Организатор – Турчинов. Главный исполнитель – Пашинский. Исполнители в медийном пространстве – депутаты Винник (БПП) и Береза (НФ)», – говорит политик.
В декабре 2017 года Следственный комитет России возбудил против Гриценко уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности).
Судя по всему, причиной стал целый ряд громких заявлений политика. Например, комментируя возможный визит Владимира Путина в Киев, он сказал: «Кто-то может это представить? Я не могу. Думаю, просто нашлись бы патриоты, которые бы его убили. И правильно бы сделали».
29 ноября 2014 года на своей странице в Facebook Гриценко назвал Россию вражеским государством и призвал «сбивать ее самолеты и взрывать поезда».
Сам Гриценко назвал открытое в России дело «циничным и гадким».
Гриценко – автор более 100 научных работ, изданных в Украине, Бельгии, Нидерландах, США, ФРГ и Швейцарии. Свободно владеет английским. Кроме футбола, любит рыбалку, шахматы и преферанс. Заядлый курильщик. Рисует шаржи на политических оппонентов.