Кандидатская по экономике. Анализ экономических идеологий и стратегий кандидатов в президенты

Кандидатская по экономике. Анализ экономических идеологий и стратегий кандидатов в президенты

Специальный проект Mind

Этот материал также доступен на украинском
Кандидатская по экономике. Анализ экономических идеологий и стратегий кандидатов в президенты

На что украинцы обращают внимание во время голосования на выборах? На личную симпатию к политику, харизму и актерское мастерство, зависимость от крупного бизнеса, готовность отстаивать государственные интересы, восприимчивость к коррупции или стратегическое видение развития отечественной экономики?

Каждый из этих факторов имеет значение. Возможно даже, что готовность бороться с коррупцией, или зависимость от олигархического бизнеса, или способность самостоятельно вести переговоры с РФ – это самые важные факторы.

Но не менее важно, если бы, выбирая между кандидатами, мы понимали, какие конкретно изменения ждут экономику и бизнес, в какую сторону будет развиваться та или иная отрасль, что ждет банковскую сферу, промышленность, уже начатые реформы в сферах энергетики, медицины, децентрализации и многих других.

Как показывает практика, если политик понимает, что во многих проблемах не существует единственно правильного решения, то больше шансов на то, что он будет искать максимально эффективный подход.

Сегодня абсолютное большинство чиновников занимаются не развитием своих направлений, а банальным воровством. Так было всегда (или почти всегда), но в нынешней структуре власти многие направления просто «развалены» в угоду «решалова».

Есть и положительные отличия этой президентской кампании. Кроме стандартного набора популистских обещаний, которые никто не собирается выполнять, кандидаты в президенты теперь массово заказывают экономические программы и пытаются следовать моде на либеральные идеи. И плевать, что они часто противоречат их же собственным слоганам на билбордах.

Важно ли, чтобы кандидаты в президенты могли ответить на простые вопросы по экономике? Важно ли им иметь собственное экономическое видение развития тех или иных отраслей экономики? Важно ли им уже на данном этапе понимать, что делать с экономикой и конкретными проблемами, когда они придут к власти?

Mind считает, что важно. В тот момент, когда чиновники втягиваются в экономические дискуссии, появляется шанс на формирование государственной политики, или хотя бы тактики в развитии экономики.

Поэтому мы запускаем специальный проект анализа экономических взглядов кандидатов в президенты «Кандидатская по экономике. Анализ экономических идеологий и стратегий кандидатов в президенты».

Мы обращаемся к наиболее рейтинговым кандидатам в президенты с просьбой ответить на вопросы нашей анкеты.

Мы понимаем, что политики, заказавшие экономические программы, не всегда даже читают их. Мы понимаем, что зависимость от спонсоров и лоббизма намного сильнее экономических убеждений. Поэтому в рамках проектах мы будем анализировать не только ответы и высказывания кандидатов, но и их реальные действия.

Анкета не охватывает абсолютно все вопросы экономической политики государства, но поднимает те из них, решение которых, по мнению редакции, наиболее актуально и важно для развития экономики.

До 1 марта мы будем ожидать ответы от кандидатов. Редакция лично обратится в штабы пяти крупнейших кандидатов. Однако мы открыты для публикации ответов со стороны любого из кандидатов за пределами первой пятерки, кто будет самостоятельным проектом участвовать в парламентских выборах осенью 2019 года.

Если же кандидаты полностью или частично откажутся отвечать на вопросы анкеты, Mind самостоятельно проанализирует их действия и заявления, то есть ответит «за них», используя цитаты из различных интервью, публичных выступлений или действий кандидатов в качестве чиновников либо бизнесменов.

Mind также подготовит рецензию на каждый из ответов кандидатов. Редакция приглашает независимых экспертов и авторов экономических программ кандидатов для обсуждения и анализа ответов кандидатов на вопросы анкеты.

БЛОК 1. Политика управления государственными финансами

  • Каким, по-вашему, должен быть в Украине фискальный процент ВВП (сумма налогов и сборов в бюджеты всех уровней как процент от валового внутреннего продукта)? В 1997 году он составлял 43%, к 2002-му упал до 32% и к 2008-му вновь вырос до 38% ВВП. В 2018 году он составляет уже 43,9%. Должны ли и дальше в стране повышаться налоги и социальные стандарты? 
  • В 2019 году Украина должна будет выплатить эквивалент 417 млрд грн государственного долга. Из каких источников должны осуществляться выплаты, и за счет каких средств должен покрываться бюджетный дефицит? Считаете ли вы, что Украина должна выплачивать больше, чем одалживать? Или, возможно, вы считаете, что относительная долговая нагрузка Украины находится на низком уровне (по сравнению с большинством стран Европы) и Украина может и должна еще брать в долг? Если да, то на покрытие каких нужд вы допускаете привлечение новых кредитов? Целесообразно ли проведение новых переговоров относительно списания и реструктуризации части долга Украины?
  • По какому принципу должны строиться отношения между государственным и местным бюджетами? Стоит ли продолжать курс на децентрализацию? Что бы вы изменили в существующей реформе, направленной на децентрализацию? Должны ли местные бюджеты иметь право размещать временно свободные средства на банковских депозитах?
  • Представьте, что перед принятием государственного бюджета на 2019 год у вас была возможность пролоббировать три направления для финансирования вместо любых трех, которые уже прописаны в проекте бюджета. Какие бы направления вы включили в бюджет, а какие вычеркнули бы? И назовите три ключевые проблемы, которые должны получить статус наиболее финансируемых государственным бюджетом.
  • Одна из наиболее сложных для решения проблем госфинансов – это дефицит Пенсионного фонда. Долг Пенсионного фонда по полученным из госбюджета займам вырос в 2018 году на 9,9%, до 52,8 млрд грн. Как решить эту проблему? Солидарная пенсионная система давно себя изжила, и дефицит с каждым годом будет только увеличиваться. Считаете ли вы, что Украине нужно срочно проводить пенсионную реформу? Если нет, то почему? Если да, то есть ли у вас план по внедрению накопительной системы? Какие этапы и в какие сроки вы планируете внедрить? Насколько положительные плоды обязательной частной пенсионной системы перевешивают риски потери будущими управляющими компаниями этих пенсионных накоплений?
  • Какой должна быть политика государства относительно инфляционной динамики? Является ли инфляция на уровне 10% приемлемым стимулом для экономического развития?
  • Дефицит внешней торговли по итогам января – ноября 2018 года достиг $10,6 млрд, что на 43% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Есть ли какие-либо механизмы для замедления роста этого дисбаланса?

БЛОК 2. Госрегулирование и налоговая политика

  • Довольны ли вы тем, как сегодня функционирует система обеспечения антимонопольного законодательства и защиты конкуренции в стране? Что именно и в какие сроки вы будете пытаться в них изменить, когда придете к власти?
  • Какой должна быть роль и задачи государственного регулирования в условиях рыночной экономики? В какие сферы работы бизнеса должно вмешиваться государство, и каким образом? В каких сферах вы бы усилили государственное регулирование, а в каких бы ослабили?
  • Насколько оправдано госрегулирование цен на продовольствие, например хлеб? Должны ли каким-то образом и дальше регулироваться тарифы на электроэнергию и газ?
  • Какие из существующих налогов, на ваш взгляд, должны быть упразднены, а какие новые – введены? Как должны измениться ставки существующих налогов? Система оплаты каких налогов, по-вашему, должна быть изменена в первую очередь и каким именно образом?
  • Какой должна быть политика в сфере трудовой миграции? Насколько Украина готова к дальнейшему экспорту рабочей силы? Каким образом можно восполнить нехватку трудовых ресурсов? За счет удержания/возвращения «заробитчан» или за счет импорта рабочей силы из стран третьего мира?
  • Считаете ли вы, что необходимо заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал? Будете ли лоббировать скорейшее его введение в случае победы на выборах и почему?
  • Как вы относитесь к идеям поддержки населения/стимулирования бизнеса через снижение налогов, например, НДС, ЕСВ или НДФЛ?
  • Нужно ли дальнейшее широкое применение упрощенной системы налогообложения или такую практику стоит сократить? Почему?

БЛОК 3. Банковское регулирование

  • Поддерживаете ли вы действия Нацбанка по очистке банковского рынка (без учета коррупционной составляющей) и значительному повышению требований к работающим банкам. Как вы считаете, насколько политика НБУ влияет на отсутствие кредитования со стороны банков? Чтобы вы изменили бы и почему?
  • Поддерживаете ли вы подход НБУ к регулированию валютного рынка (условно плавающий курс в коридоре, установленном регулятором). Какую политику вы считаете более правильной относительно гривны: курс на укрепление национальной валюты, курс на постепенное мягкое ослабление (существующий), жесткая привязка гривны к доллару для привлечения «долгих» инвестиций и дешевых кредитных ресурсов?
  • НБУ лоббирует объединение банковского и небанковского финансовых секторов, в том числе и слияние регуляторов – НБУ и Нацкомфинуслуг. В результате реформы Нацбанк будет регулировать в том числе и страховой рынок. Поддерживаете ли вы данную реформу и почему?
  • Как стоит решать проблему неработающих кредитов, которых накопилось в размере более 560 млрд грн? Стоит ли повышать ответственность собственников и менеджеров частных банков и надзирающих чиновников Нацбанка в случае возникновения у государства новых расходов из-за их деятельности или бездеятельности?
  • Стимулирование экономики через механизм рефинансирования НБУ конкретных экономических проектов национального значения – может ли это стать эффективным механизмом для ускорения роста ВВП?

БЛОК 4. Рынки капитала

  • Фондовый рынок в Украине де-факто не работает. Считаете ли вы, что государство должно направить свои усилия на развитие рынка? Если да, то какие направления вы считаете приоритетными: долговые инструменты, акционерный капитал, крупный или средний бизнес?
  • Каким образом может решаться проблема защиты инсайдерской информации?
  • Стоит ли привлекать широкие слои населения для участия в фондовом рынке? Если да, то какие для этого вы предлагаете методы?
  • Каким еще образом можно привлечь средства в украинский фондовый рынок?

БЛОК 5. Рынок газа и нефтепродуктов

  • Как, по-вашему, должна быть построена схема поставок газа в Украину, которая остается зависимой от импорта?
  • Сегодня Украина покупает газ на европейских хабах – в основном это перепродажа в Украину европейскими трейдерами излишков российского газа, который остается доминирующим ресурсом на рынке стран ЕС. В результате Украина вынужденно, из-за политического конфликта с Москвой, переплачивает за доставку этого ресурса. Стоит ли сохранить данный принцип? Возможно, стоит восстановить прямые закупки у «Газпрома», но будет ли в таком случае цена ниже?
  • Намерены ли вы перезаключать «транзитный договор» с Россией? Если да, то согласны ли вы для этого отказаться от претензий в Стокгольмском арбитраже? Если да, то каким образом вы планируете получить от РФ гарантии выполнения договоренностей? Каким образом вы планируете минимизировать риски новой газовой войны, которая может ожидать Украину следующей зимой? Без транзита ГТС Украины будет частично законсервирована, к тому же вырастут затраты на закупку технологического газа и поддержания необходимого давления.
  • Как, по-вашему, должен быть устроен внутренний рынок газа? Должна ли быть сохранена фактическая монополия облгазов на поставки газа? Должны ли быть конкурирующие трейдеры-продавцы на внутреннем рынке? Нужно ли допустить на внутренний рынок газа иностранные компании-трейдеры? Если да, то как этого достичь? Необходимо ли поднимать цену на газ для населения? Если нет, то каким образом стоит решать проблему в разнице цен для населения и бизнеса, которая дает возможности для коррупции?
  • Как, по-вашему, должна была бы быть устроена схема поставок нефти и нефтепродуктов в Украину? Стоит ли ограничить поставки из РФ, как это сделано с газом? Может ли Украина самостоятельно обеспечить себя нефтепродуктами? Просчитывали ли вы, сколько будет стоить увеличение отечественной нефтедобычи и переработки, и каким образом достичь такого результата?

БЛОК 6. Угольная отрасль

  • Учитывая тот факт, что мир взял курс на декарбонизацию экономики, как должна развиваться угольная отрасль Украины? Сколько угля должна добывать Украина для покрытия своих потребностей в ближайшие 5–10 лет?
  • Учитывая, что все антрацитовые шахты Украины остались на оккупированной территории, а на свободной только газовые и, в гораздо меньшей мере, коксовые, стоит ли коксовые шахты полностью передать в частные руки? Можно ли увеличить добычу коксового угля, чтобы не импортировать его для нужд металлургии из РФ?
  • Как поступить с хронически убыточными государственными шахтами, добывающими газовый уголь? Что с ними нужно сделать: продать, продолжать дотировать или закрывать?
  • Есть ли у вас программа социальной и профессиональной переориентации рабочих угольных регионов на другие отрасли экономики, потому что часть шахт придется закрыть? Какие новые производства можно внедрить на этих территориях? Опыт каких стран можно было бы применить к украинским угольным регионам?

БЛОК 7. Электроэнергетика

  • Одним из основных условий для запуска полноценного конкурентного рынка электроэнергии в Украине является повышение тарифов на киловатт-час для населения до уровня фактической себестоимости, с ликвидацией перекрестного субсидирования между бытовыми и промышленными потребителями.
  • В настоящее время цена электроэнергии в нашей стране самая низкая в Европе. Готовы ли вы поддержать повышение энерготарифа для населения в 1,5–2 раза? Если нет, то какие решения предлагаете взамен?
  • Есть ли у вас рецепты, как разрешить проблему реструктуризации многомиллиардных долгов энергорынка, что является одним из условий для успешного запуска либеральной модели рынка электроэнергии в Украине с 1 июля 2019 года?
  • В украинской энергосистеме острый недостаток маневренных мощностей. На данный момент эту функцию выполняют ТЭС, ГЭС и ГАЭС. Однако программы по развитию гидроэнергетики реализовываются недостаточно быстро либо блокируются, а свободных мощностей ТЭС не хватает. Каким образом вы планируете решать эту проблему?
  • В Украине один из самых высоких «зеленых» тарифов в Европе, что привело к реальному буму развития «зеленой» энергетики. Однако развитие технологий за последние пять лет значительно снизило себестоимость производства 1 кВт «зеленой» энергетики. Какой должна быть политика государства относительно мощностей «зеленой» генерации?
  • Каково ваше концептуальное видение приоритетов в развитии различных секторов энергетической отрасли (ядерной, гидро, тепловой, альтернативной)?

БЛОК 8. Промышленная политика и приватизация

  • Какой должна быть политика государства в сфере приватизации? Какой подход вы поддерживаете – реформа корпоративного управления стратегических госпредприятий или приватизация любой ценой?
  • Долгие годы в Украине были развиты металлургия, тяжелое машиностроение, самолетостроение, космическая промышленность. Однако на сегодня эти отрасли значительно отстали от мировых лидеров. Возможно, логичнее пойти на кооперацию с мировыми лидерами, чтобы получить новый толчок в развитии?
  • Какие секторы/отрасли промышленности являются, на ваш взгляд, наиболее перспективными? Какими способами из не запрещенных в рамках ВТО государство должно их поддерживать?
  • Какие условия Украина должна предложить крупным мировым компаниям, чтобы они пришли со своими инвестициями и начали развивать перспективные направления на территории нашей страны? Возможно, нужно дать больше полномочий региональным властям, чтобы они могли привлекать узкоотраслевые компании в свои регионы?

БЛОК 9. Инфраструктура и коммуникации

  • Кто должен управлять инфраструктурой (аэропорты, ж/д, порты, дороги) – государство или частный инвестор? Проще говоря, может ли крупная компания, которая часто пользуется этим объектом инфраструктуры, стать его инвестором (управляющей компанией)?
  • Возьмем для примера аэропорт Борисполь. Считаете ли вы, что этот аэропорт нужно отдавать в управление частным компаниям? Нужно ли регулировать допуск таких инвесторов к объекту (исключить, к примеру, приход инвестора, которому принадлежит авиакомпания)?
  • Как считаете, необходимо ли отдавать крупным отправителям морские порты в концессию (с одной стороны, хорошо – это постоянный поток грузов, с другой – плохо, потому что нет диверсификации)?
  • Должны ли крупные украинские компании, лидеры рынка, получать государственную поддержку – скидки, льготы, дотации или какие то приоритеты? Например, МАУ как «нацперевозчик» от Борисполя или СКМ как крупнейший грузоотправитель от УЗ?
  • Про транзитный потенциал Украины говорят очень давно. Но каких-то серьезных глобальных проектов в инфраструктуре частный бизнес не реализует. Почему? Как это можно изменить и нужно ли?
  • Что делать с «Укртелекомом»?
  • Какие шаги вы намерены предпринять для сокращения цифрового разрыва между городом и селом? Мобильные операторы, интернет- и спутниковые провайдеры ждут от государства финансовой поддержки для решения проблемы. Как вы считаете, нужно ли ее оказывать и кому?

БЛОК 10. Агросектор

  • Сколько вам понадобится времени для запуска рынка земли?
  • Государственная политика в животноводстве сегодня направлена на поддержку крупных производителей курятины (у некоторых крупных холдингов рентабельность превышает 600% без учета постоянных дотаций со стороны государства), что приводит к катастрофическому падению производства других видов мяса и молока. Например, государство компенсирует потери птицы, однако отказывает в компенсации пострадавшим от АЧС свинофермам. Как вы считаете, стоит ли сохранить существующую систему дотаций и отсутствия контроля? Возможно, следует создать равные правила на рынке для всех производителей, или же поддерживать определенные направления? Если да, то какие?
  • Сегодня в мире, помимо социалистических и постсоциалистических стран, существует две основные модели развития агрорынков, получивших название «американская» и «франко-голландская».
    Американская модель подразумевает государственную стратегию стимулирования развития крупных агрохозяйств, часто в составе вертикально интегрированных компаний, которые могут быть игроками на международном рынке и успешно противостоять экспансии иностранных конкурентов. Атрибутами такой модели, как правило, является укрупнение сельхозземель (часто за счет разорения или скупки владений более мелких хозяйств), использование новейших мировых технологий в растениеводстве и животноводстве (включая ГМО), и, как результат, достижение самой низкой себестоимости сельхозпродукции, позволяющей ей успешно конкурировать на внешних экспортных рынках (эта модель вперемешку с олигархической уже реализована в Украине).
    Франко-голландская модель подразумевает госполитику противодействия укрупнению земель и акцентирование на развитии малых и средних фермерских хозяйств (семейного или кооперативного типа). Эти рынки выигрывают в ассортименте и качестве национальных сельхозпродуктов и всегда проигрывают в цене глобальным конкурентам. Поэтому государство, избравшее именно такую модель, навсегда обречено дотировать свой аграрный сектор, выигрывая лишь в одном: на селе сохраняется средний класс, который не превращается в низкооплачиваемых рабочих крупных агропроизводств, занимающихся выпуском массовых культур.
    Скажите, какая из этих моделей кажется вам наиболее приемлемой для Украины? И при помощи каких инструментов стимулирования или протекционизма вы намерены ее воплощать/развивать, когда станете президентом?

БЛОК 11. Международная экономическая политика

  • Какие отрасли украинской экономики имеют наибольший потенциал для выхода на мировые рынки при условии государственной финансовой поддержки?
  • Мир погружается в протекционизм, что угрожает таким открытым экономикам, как Украина, новыми потерями. Какими могут быть действия Украины, чтобы смягчить последствия ужесточения условий международной торговли? Какими мерами государство может поддержать наращивание экспорта в другие страны? Может ли быть решена проблема блокады украинской морской и сухопутной торговли со стороны России?
  • Как вы оцениваете ход реализации плана мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации с ЕС (постановление правительства от 25 октября 2017 года №1106)? Нуждается ли этот документ в корректировке? Что в нем стоит изменить?
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате