Британец Дан Роуз уже второй год ездит лечить зубы в Будапешт – в Британии частные стоматологические услуги очень дорогие, а записи в государственную больницу нужно ждать по несколько месяцев. В венгерской стоматологической клинике он уже побывал трижды. На перелеты, проживание и непосредственно лечение потратил около 7000 фунтов стерлингов (около $9000). В Британии такой же объем стоматологической помощи обошелся бы ему как минимум раз в шесть дороже.
Когда Дан Роуз узнал, что в Украине цены ниже, чем в Венгрии, решил искать врача в нашей стране. Но не только для себя, а и для своих соотечественников – он планирует организовывать платные «стоматологические туры».
Стоматология – популярное направление в медицинском туризме. Не менее 20% медицинских туристов, которые посещают Украину, едут в нашу страну за услугами стоматологов. Mind выяснял, какие направления медтуризма востребованы у иностранцев в Украине и какие перспективы у этой сферы.
Что лечат? По данным Украинской ассоциации медицинского туризма (УАМТ), услуги иностранцам в Украине в 2018 году предоставляли 120–150 клиник. Еще пару лет назад в этой сфере работало не больше сотни медицинских учреждений.
Информация о том, за какими именно медицинскими услугами едут туристы, разнится. В УАМТ в топ-6 самых востребованных называют репродуктивную медицину, стоматологию, офтальмологию, эстетическую медицину и косметологию, а также пластическую хирургию. В Bookimed, профильном онлайн-сервисе по поиску клиник (платформой пользуется более 150 000 человек), самыми популярными запросами за 2018 год оказались: онкология, неврология, нейрохирургия, онкогематология, а также ортопедия и травматология.
Разночтения, скорее всего, возникают из-за отсутствия единой системы учета. Часто за стоматологическими услугами туристы едут в Украину, минуя онлайн-платформы бронирования. А если туристы обращаются в государственные учреждения, то не попадают в статистику УАМТ.
Сколько туристов едет? Сведенной статистики нет. К тому же непонятно, как считать количество медицинских туристов. В понятие «медицинских туризм» входит четыре базовых направления: диагностика, лечение, реабилитация и эстетическая медицина. В УАМТ считают только тех, кто обратился в украинские клиники за диагностикой и лечением – таких, по данным организации, в 2018 году было более 55 000 человек (в 2017-м – 50 000).
Но с учетом санаторно-оздоровительного направления таких туристов будет значительно больше. Только Трускавец ежегодно посещают почти 200 000 отдыхающих, половина – из-за рубежа, в последние годы – преимущественно из Польши.
Также в УАМТ не считают иностранных пациентов, которые обратились за помощью в государственные клиники.
Основной поток медтуристов в Украину идет из СНГ. «Но в последние годы резко увеличилось количество жителей Китая, арабских стран, которые едут в основном за клеточной терапией, омолаживающими процедурами VIP-класса и репродукцией», – отмечает Виолетта Янышевская, президент УАМТ.
Сколько тратят медицинские туристы? По данным УАМТ, каждый медтурист оставляет здесь $2000–2500. Это, например, в пять раз больше, чем тратит среднестатистический обычный интурист за 3–5 дней в Киеве. По подсчетам Янышевской, в минувшем году ведущие украинские медучреждения заработали на лечебном сегменте въездного медицинского туризма $110–162 млн. «Но рынок санаторно-курортных услуг (сегмент оздоровительного туризма) в 2–3 раза больше», – уточняет глава ассоциации.
На фоне мирового рынка, который Международная ассоциация медицинского туризма (Medical Tourism Association – MTA) в 2017 году оценила в $100 млрд, этот показатель более чем скромный. По данным MTA, в мировой индустрии за один визит турист тратит около $7000. В 2017 году услугами медицинского туризма в мире воспользовались 14 млн человек.
В сравнении с большинством стран-соседей Украина тоже проигрывает. Как и с Турцией, которую в этом году должно посетить около миллиона медтуристов, и средняя сумма, оставляемая ими в этой стране, – $5800.
Россия пока единственная страна-сосед, куда приезжает вдвое больше медтуристов, чем в Украину, но тратят они столько же, сколько и в нашей стране – около $2000.
В чем фишка украинских клиник? В основном – в соотношении сравнительно низкой цены на услуги и их качества. В крупных клиниках есть современное оборудование: кибернож, томотерапия, ПЭТ-КТ. Не так давно в Украине появился Robot Da Vinci (робот-хирург, применяется для малоинвазивных операций). В среднем медуслуги жителям ЕС здесь обходятся в 3–4 раза дешевле, чем стоили бы своей стране. Например, операция глаза при катаракте в украинских клиниках стоит от $650, а в Австрии и Германии – от 2500 евро.
Лечение бесплодия в Украине (по программе IVF+ICSI) стоит от 2500 евро, тогда как в странах ЕС как минимум в два раза дороже. А по результативности украинские клиники в этом направлении не отстают от европейских.
Еще один выигрышный момент для репродуктивных технологий – лояльное законодательство. В Украине нет возрастных ограничений для проведения ЭКО. В Израиле, например, такие лимиты есть – бесплатно израильтянки могут его пройти только до 45 лет, а после этого возраста – только платно, причем стоимость одной попытки составляет от $5000 без учета анализов и медикаментов. В некоторых странах Евросоюза (к примеру, в Италии) технология ЭКО и вовсе долгое время была запрещена.
Есть и уникальные разработки. Одна из таковых – технология лечения ДЦП по методике профессора Владимира Козявкина в Международной клинике реабилитации (г. Трускавец). Это одно из немногих медучреждений, в которое обращаются за помощью со всего мира, в том числе и из стран с высоким уровнем здравоохранения: Японии, США, Швейцарии, Германии и пр.
В УАМТ отмечают престиж украинских кардиохирургов. «В Украине есть много современных кардиохирургических клиник, где применяются инновационные методы, клиники оснащены современным оборудованием, врачи имеют колоссальный опыт, в том числе проводят уникальные сложнейшие операции, которые в Европе делают единицы врачей», – отмечает Виолетта Янышевская.
Каков имидж украинской медицины в целом? УАМТ как организация появилась пять лет назад, и с этого же времени медицинский туризм оформился в отдельное направление. Никаких исследований о привлекательности украинской системы здравоохранения для зарубежья на государственном уровне ранее не проводилось.
Украины нет в рейтинге стран, медицинская система которых имеет международный индекс медтуризма (MTI). А большинство клиник не имеют международных сертификатов и аккредитации, официально подтверждающих, что они работают по международным стандартам. Решаются на международный аудит только крупные клиники. Например, аккредитованы по британским стандартам QHA Trent (аккредитация рекомендована Международным обществом качества в здравоохранении ) Национальный институт сердца (в 2015 году) и частная клиника «Исида» (осенью 2018 года), а полгода назад сеть клиник Doctor Sam получила сертификат качества Joint Commission International (считается высшей категорией качества в мировой медицине). Это первая сеть клиник в Украине с сертификатом JCI.
Сертификация – долгий, трудоемкий и дорогостоящий процесс, обязывающий медучреждение стандартизировать работу в соответствии с множеством критериев. По данным компании «МедЭксперт», чтобы получить сертификацию международного уровня, клинике требуется потратить от $80 000 до $100 000, а подготовка займет не менее 1,5 года.
Какие перспективы? Во Всемирной туристской организации при ООН считают медицинский туризм одним из самых перспективных направлений отрасли. В MTA прочат индустрии рост в 25% на протяжении ближайших пяти лет. Аналитики из VISA и Oxford Economics полагают, что отрасль будет расти на 25% каждый год (компании готовили совместный доклад на эту тему в 2018 году). В Deloitte ожидают, что количество медицинских путешественников будет увеличиваться на 35% в год.
В УАМТ уверены: темпы роста въездного медтуризма в Украину как минимум будут превышать уровень прошлого года. В пользу роста говорит девальвация гривны и увеличение количества негосударственных медицинских учреждений: только в Киеве за последние два года появилось два частных роддома, а крупные клиники открыли несколько филиалов в разных районах города. «Среди медицинских туристов точно будут пользоваться спросом программы омоложения стволовыми клетками. В Украине сейчас бум на технологию – открывается очень много заведений, которые специализируются на этом направлении. В эту нишу пошли даже Wellness-центры», – говорит Янышевская.
Может ли Украина претендовать на мировом рынке на большую долю, чем нынешние 0,1%? «У Украины есть комплекс предпосылок стать активным участником мирового рынка медтуризма. Но станет ли она им – зависит от способности создать конкурентный для внешнего рынка продукт в широком понимании. Это – сильная экспертиза в лечении определенных заболеваний или эстетической медицине. Плюс сервисная инфраструктура для международного пациента и конкурентная цена», – считает Инна Сосновская, co-founder проекта Onсо.STOP – международного центра лечения рака.
Для этого, по ее мнению, нужно как минимум заниматься продвижением на международном уровне, улучшать сервис, развивать инфраструктуру, внедрять инновационные технологии, покупать современное оборудование и более плотно сотрудничать с онлайн-платформами.
Сооснователь Bookimed Евгений Козлов рассказал, что несколько лет назад они собирались активно развивать направление медтуризма в Украину. Но оказалось, что большинство украинских клиник не готовы обеспечить необходимую для этого инфраструктуру: англоязычный кол-центр/телефонную поддержку и логистику.