На прошлой неделе Европейский парламент заявил, что поддерживает предложение о полном отказе к 2030 году от сжигания угля ради получения энергии на территории ЕС. Европарламентарии пришли к выводу, что вред, наносимый окружающей среде (а значит, и здоровью людей) выбросами угольной энергетики, больше, чем экономическая выгода от этого вида генерации. «За» такое предложение проголосовали 446 евродепутатов, 146 высказались против, а только 79 – воздержались.
К такому решению Европа шла не один год. В качестве компенсатора на замену угольным тепло- и электростанциям рассматривались более активное использование газа и развитие возобновляемой энергетики. Причем в части ВИЭ страны Евросоюза уже перешли ко второму этапу становления рынков – перехода от стимулирующего («зеленого») тарифа к аукционной системе определения цены на электроэнергию, производимую из возобновляемых источников.
Украина же только приближается к такому переходу. Как писал Mind, на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект №8449-д об обеспечении конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников. Документ пока прошел только первое чтение, и энергетическая отрасль замерла в ожидании окончательного его принятия. К сожалению, этот процесс затянулся, что даже вызвало недовольство со стороны Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), которые выступают финансовыми донорами многих проектов «зеленой» энергетики в Украине.
И пока украинский парламент только подходит к утверждению передовой рыночной системы в этой сфере, Mind предлагает рассмотреть, как функционируют передовые европейские рынки возобновляемой энергетики, на что опираются и какие результаты получают.
Крупные державы Европы все еще далеки от заветной цели Евросоюза – довести долю энергии ветра, солнца, воды и других возобновляемых источников в общем энергопотреблении (электричество+тепло+транспортное топливо) до 20% к 2020 году. В Германии и Франции эта доля сейчас составляет около 16%, а в Британии лишь 10%.
Локомотивами, тянущими Европу в новую эру возобновляемой энергетики, служат скандинавские государства – Швеция (55%), Финляндия (41%) и Дания (36%). Благодаря правительственным программам поддержки, эти небольшие северные страны заняли сильные позиции на глобальном рынке энергетических инноваций. И кроме очевидных выгод от перехода на возобновляемые источники – энергетической независимости и улучшения экологии, они получают немалые доходы от экспорта технологий и оборудования.
Потребление энергии (2017 год) | Тераватт-час |
Ядерное топливо | 184 |
Биомасса | 143 |
Нефть | 122 |
Гидроэнергия | 65 |
Уголь | 21 |
Энергия ветра | 18 |
Природный газ | 11 |
Другое | 17 |
Импорт электроэнергии | -19 |
Всего | 565 |
Изначально толчком к переходу Швеции на возобновляемую энергетику послужил нефтяной кризис 1973 года, когда из-за «нефтяного эмбарго» арабских государств стоимость черного золота в странах Запада взлетела в четыре раза. Швеция, которая в то время генерировала из импортной нефти 75% электричества, испытала сильнейших шок. Для обеспечения энергетической безопасности Стокгольм принялся внедрять «24-реакторную программу».
С 1974 года Швеция принялась строить четыре атомные электростанции. В пятилетний срок были возведены и запущены шесть ядерных реакторов, начато строительство еще шести. Однако уже в 1980 году Стокгольм распорядился обратить этот процесс вспять. Испугавшись последствий аварии, произошедшей на американской АЭС Три-Майл-Айленд, правительство Швеции провело референдум и решило переориентироваться на более безопасные виды энергии. Число реакторов было решено ограничить 12-ю, а произведенное на них электричество было обложено налогом, составляющим сейчас около 0,75 евро/киловатт-час и формирующим около трети ее себестоимости.
Обратив внимание на наличие у себя множества рек и лесов, Швеция принялась стимулировать строительство гидростанций для выработки электричества, а также производство биомассы для обогрева. Чтобы мотивировать предпринимателей возводить на реках мини-ГЭС, правительство обязалось возмещать им 15% стоимости сооружений. А субсидиями для производителей тепла из биомассы стало избавление их от чрезвычайно высокого углеродного налога ($168 за тонну CO2), которым в Швеции были обложены все системы теплоснабжения, работающие на ископаемом топливе.
В 2003 году Стокгольм ускорил переход на возобновляемые источники, внедрив уникальную в своем роде систему квот и «зеленых сертификатов». Владельцы ГЭС, которых в Швеции появилось свыше 2000, а также ветровых и солнечных электростанций получают сертификат на каждый мегаватт-час произведенной ими возобновляемой электроэнергии. Эти сертификаты они могут продавать на открытом рынке поставщикам и крупным потребителям электричества, каждому из которых правительство устанавливает квоту – количество сертификатов обязательных к предъявлению. Не выполнившие квоту компании, вынуждены уплачивать государству денежные штрафы в размере 150% от среднерыночной стоимости недостающих сертификатов.
Перевод транспорта с бензина и дизеля на биотопливо правительство Швеции начало в ноябре 2005 года, издав «Заправочный указ», обязывающий каждую АЗС иметь как минимум одну колонку с биотопливом. Все компании, поставляющие, импортирующие и производящие нефтепродукты, были обложены энергетическим и экологическим налогами. Биотопливо от этих налогов избавлено. С каждым годом все большее количество биотоплива в обязательном порядке должно подмешиваться в нефтепродукты. Сейчас его доля должна составлять не менее 2,6% в бензине и не менее 19,3% в дизеле.
Механизмами квот и налогового давления Швеция вскоре сможет вытеснить уголь и газ из своей энергетики. В дальнесрочной перспективе Стокгольм планирует отказаться и от нефти. В 2016 году Швеция озвучила амбициозную цель – создать на 100% возобновляемую энергетику не позднее 2040 года. А к 2045 году планирует стать первой углеродно-нейтральной индустриальной державой, добившись нулевого баланса выбросов углекислого газа.
Потребление энергии (2017 год) | Тераватт-час |
Древесное топливо | 101 |
Нефть | 86 |
Ядерная энергия | 65 |
Уголь | 32 |
Природный газ | 18 |
Импорт электроэнергии | 20 |
Торф | 15 |
Гидроэнергия | 15 |
Энергия ветра | 5 |
Другое | 18 |
Всего | 378 |
«Лесной нации» Финляндии с ископаемыми ресурсами не повезло. Нефть, газ и уголь для своих нужд страна вынуждена импортировать, и скачки цен на эти товары всякий раз больно ударяют по ее экономике, требующей много энергии для обеспечения крупных промышленных производств и обогрева домов в длинные холодные зимы.
Как и Швеция, в 1970 годах Финляндия сфокусировала силы на строительстве атомных электростанций и к 1981 году имела четыре работающих ядерных реактора, признанных одними из самых надежных и эффективных в мире. Однако дальнейшее развитие атомной энергетики затормозилось – в 1980-х годах финские компании не могли получить разрешение на строительство новых реакторов из-за выпавших на Финляндию радиоактивных осадков после аварии на Чернобыльской АЭС, а в 1990-х годах из-за отсутствия политической поддержки.
Зависимая от импортного электричества страна, 3/4 территории которой покрыто лесами, принялась активно предоставлять гранты на исследования и разработки в области получения энергии из собственных природных ресурсов. Это привело к появлению целого ряда новых технологий, таких как изготовление биоэтанола из древесины и соломы. Чтобы воплотить эти разработки в жизнь, Финляндия щедро субсидирует строительство энергетических мощностей, работающих на лесном топливе. Компаниям, муниципалитетам и сообществам правительство возмещает 30% стоимости проекта, или 40%, если в нем использованы новые технологии.
Финляндия поддерживает «зелеными тарифами» и уменьшенными на 50% налогами на выбросы парниковых газов производителей возобновляемой энергии многих видов, в том числе из ветра, солнца и волн. Но для биогаза и древесной биомассы помимо прочего предусмотрен особо мощный стимул – «тепловые бонусы». Владельцам комбинированных энергосистем, генерирующих из «лесного топлива» одновременно и электричество, и тепло, правительство выплачивает €50 за каждый произведенный мегаватт-час энергии из биогаза и €20 за каждый мегаватт-час энергии из древесного топлива.
Тепло- и энергосистемы Финляндии устойчиво наращивают потребление древесины на 4% в год, получая ее не только из финских лесов, но и увеличивая импорт из России. В настоящее время доля «лесного топлива» в общем энергопотреблении Финляндии составляет 27%, и потенциал для роста этого сектора все еще велик. Он видится в более интенсивном выращивании и сборе лесного сырья, а также в дальнейшем совершенствовании технологий получении энергии из древесины.
Задекларированные цели Финляндии весьма амбициозны. Страна объявила о планах к 2050 году уменьшить эмиссию парниковых газов в пять раз против уровня 1990 года, пообещала полностью прекратить использовать уголь для производства энергии к 2030 году, увеличить долю возобновляемой энергии в общем потреблении до свыше 50% в 2020-х годах, а в дорожном транспорте увеличить долю биотоплива с 18% в 2021 году до 30% к 2030 году, сократив при этом потребление нефтепродуктов на 50%.
Потребление энергии (2017 год) | Тераватт-час |
Нефть | 79 |
Биомасса | 46 |
Природный газ | 33 |
Уголь | 18 |
Энергия ветра | 15 |
Мусор | 5 |
Импорт электроэнергии | 4 |
Всего | 208 |
В отличие от Швеции и Финляндии, Дания после нефтяного кризиса 1973 года пошла по простому пути – она переориентировалась с нефти не на атомную энергетику, а на угольную. В 1984 году 96% своей электроэнергии Дания производила из импортируемого угля. Однако ежегодное сжигание дюжины миллионов тонн «черного золота» ощутимо ухудшало экологию, и в стране усиливался запрос на «очищение» энергетики.
Политические дискуссии в 1980-х годах определили два дальнейших стратегических направления развития. Во-первых, Дания решила разрабатывать собственные ресурсы нефти и газа в Северном море. Во-вторых, страна нацелилась осуществлять полный переход на зеленую энергию, отказываясь от ископаемого топлива. Обе стратегии направлены на то, чтобы Дания никогда больше не оказалась в зависимости от милости мировых рынков нефти.
Национальным приоритетом была выбрана ветровая энергетика, для запуска которой во второй половине 1980-х годов Дания делала госзаказы на закупку ветровых турбин, финансировала исследования и разработки, субсидировала строительство. Одно время правительство возмещало компаниям 30% стоимости ветроэнергоустановок, впоследствии уменьшив размеры этих выплат до 20% и 10%.
С 1992 года Дания принялась внедрять более прогрессивные механизмы поддержки. Она обложила потребителей ископаемого топлива углеродным налогом, составляющим сейчас $31 на тонну СО2. А в 1993 году ввела «зеленый тариф», сделавший производство ветровой электроэнергии конкурентоспособным. Дания гарантирует владельцам «ветряков» доплаты к рыночной цене в размере 0,25 датских крон (около 1 грн) за каждый произведенный киловатт энергии в течение десятилетнего периода с момента начала генерации.
Индустрия ветровой энергетики в Дании получила массовую поддержку населения. К 1996 году десятки тысяч семей организовались в 2100 кооперативов для покупки больших и дорогих ветровых турбин. Главным стимулом дальнейшего продвижения частной ветровой энергетики стала запущенная в 1998 году система чистого измерения. Она дала возможность отдельным домохозяйствам, владеющим небольшими ветроэнергоустановками, подключаться к общей электросети и получать оплату за отданную в сеть электронергию.
В 2017 году Дания побила собственный мировой рекорд – ее ветроэлектростанции покрыли 43% всех потребностей в электроэнергии. Увеличить эту долю до 50% правительство рассчитывает уже к 2020 году, а в течение следующих пятнадцати лет (к 2035 году) планирует полностью перейти на возобновляемые источники при производстве электричества и тепла. Запрет на сжигание угля и нефтепродуктов на электро- и теплостанциях Дания намерена ввести не позднее 2030 года, оставив допустимым из ископаемого топлива только газ.