«В Киеве – транспортный коллапс. Мы намерены закрутить гайки с неправильной парковкой: нарушители ПДД станут платить очень высокие штрафы, автомобили безответственных водителей будем эвакуировать», – заявил мэр Киева Виталий Кличко на пресс-конференции, отвечая на вопрос, как городские власти могут помочь мотивировать киевлян пользоваться новым сервисом Uber Shuttle – альтернативой маршруток.
Кроме такого «кнута», столичный градоначальник пообещал использовать и «пряник»: у въезда в город строятся парковки, которые должны разгрузить центр Киева. «Создание комфортной и безопасной транспортной системы – один из наших приоритетов. А новые технологии (Uber Shuttle) – один из ее «кирпичиков», – надеется мэр города.
Региональный менеджер Uber по Великобритании, Северной и Восточной Европе Джейми Хейвуд пояснил, что цель компании – сокращение количества частных авто на дорогах для сохранения экологии. Первым этапом был запуск сервиса электромобилей Uber Green, 14 мая настала очередь Uber Shuttle.
Mind попытался выяснить более приземленные «вещи»: ожидаемый спрос на услугу, окупаемость инвестиций в проект, а также то, как Uber будет реагировать на сопротивление со стороны конкурентов нового сервиса – полулегальных маршруточников, и многое другое.
Джейми Хейвуд сообщил, что стоимость услуг на 75% ниже, чем в такси. Тариф устанавливается по расстоянию: 15 грн – за поездки до 8 км, 20 грн – до 12 км, 25 грн – до 16 км и 30 грн – более 16 км. Цена не зависит от времени суток и числа пассажиров в микроавтобусе. Оплатить проезд можно как через мобильное приложение, так и наличными или банковской картой в салоне маршрутки.
«Стоимость будет немного выше, чем в общественном транспорте. Мы не хотим с ним конкурировать. Наоборот, его дополнить», – пояснил Mind глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы Георгий Соколянский.
За месяц до запуска сервиса Uber начал изучать спрос на популярные направления, создав опросник на сайте компании.
По его результатам 14 мая запустили два тестовых маршрута: Проспект Победы, 100 – Площадь Победы и ул. Каунасская, 10 – ст. м. Лыбедская. Вскоре перечень направлений пополнится еще четырьмя направлениями: ул. Соломенская, 24 – ул. Эспланадная; просп. Владимира Маяковского, 97/15 – ст. м. «Харьковская»»; ул. Ревуцкого, 19/1 – ул. Большая Васильковская, 28; просп. Владимира Маяковского, 97/15 – Контрактовая площадь, 1.
Георгий Соколянский сообщил Mind, что компания не ограничится этими направлениями: «В тестовом режиме мы изучим, насколько популярен продукт. По мере наличия спроса будем запускать новые «ветки». При построении маршрутов опираемся на два источника информации: запросы пользователей и данные Uber о перевозках из спальных районов к месту работы или учебы. Лимита по маршрутам не будет. Единственное: не хочу снижать качество предлагаемых авто, чтобы просто расширить маршрутную сеть».
В компании обещают, что шаттлы будут ездить каждые 15 минут с 7:00 до 21:00 в будние дни. Микроавтобусы станут курсировать даже пустыми, если не будет заявок на рейс. Где именно находится микроавтобус и когда он прибудет к нужной остановке, пользователи смогут видеть в онлайн-режиме на карте мобильного приложения.
«В отличие от общественного транспорта шаттлы будут курсировать более динамично, то есть останавливаться только там, где пассажиру нужно зайти или выйти», – уточнил Георгий Соколянский.
На пресс-конференции представили Uber, мэр Киева и министр инфраструктуры Владимир Омелян дружно повторяли, что компания будет использовать безопасные и комфортные авто.
Выяснилось, что в первое время по маршрутам станут курсировать около 50 Mercedes-Benz Sprinter. Какому перевозчику принадлежит этот автопарк, в Uber не разглашают. «Не наши – партнера», – лаконично ушел от ответа Джейми Хейвуд. Его коллеги также не посчитали нужным рассекретить эту информацию.
Георгий Соколянский уточнил, что в дальнейшем любой перевозчик, чьи авто соответствуют критериям комфорта и безопасности, сможет сотрудничать с проектом Uber Shuttle. Автомобили должны быть с работающим отоплением или кондиционированием, ремнями безопасности на каждом сидении, удобным входом для посадки, вмещать до 20 посадочных мест, быть не старше 2011 года выпуска и т. п. «Сейчас опираемся на Mercedes-Benz Sprinter как эталон для запуска. Вскоре будем работать с несколькими другими моделями эквивалентного качества иных производителей. «Евроблях» точно не будет. (Смеется.) Все авто – на украинской регистрации», – рассказал Mind глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.
«Конкретные цифры, к сожалению, не могу раскрыть. Мы гарантируем определенную рентабельность партнерам, чтобы иметь возможность запускать на маршруты микроавтобусы определенного уровня качества. Таковых, к сожалению, не много на рынке», – отметил Георгий Соколянский.
Киев стал третьим городом мира и первой столицей Европы, в которой запустили Uber Shuttle. Почему компания отдала предпочтение Украине? «Uber Shuttle работает в Каире (Египет) и Монтеррее (Мексика). Это очень большие и интересные города, но они ментально и демографически отличаются от европейских. А Киев – нам идеально подходит. Опыт и уроки, которые мы вынесем отсюда при продвижении продукта, станем применять для запуска Shuttle в других городах Европы», – ответил на вопрос Георгий Соколянский.
Представители компании рассказали, что пока хотят сфокусироваться на столице, чтобы отточить продукт. А для продвижения в регионы должны совпасть несколько «звезд». «Мы пойдем в другие города, если будем видеть, что есть спрос от пассажиров, предложение со стороны автопарков и водителей, и городские власти будут рады нас видеть», – уточнил глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.
Виталий Кличко полагает, что спрос на шаттлы будет, но общественный транспорт останется ключевым перевозчиком пассажиров. «Шаттлы – узкий сегмент. В ценовой политике они находятся между маршрутками и такси. Не могу сказать, какую долю им удастся завоевать», – рассказал Mind мэр Киева.
По словам Георгия Соколянского, в Каире и Монтеррее Uber Shuttle пользуется огромнейшим спросом (конкретные данные – также под грифом «секретно»): «Такой же спрос надеемся увидеть в Киеве. Наша ЦА – люди, которые сейчас не каждый день используют Uber, но ежедневно ездят из спальных районов в центр на работу или учебу. Надеемся, что они пересядут с общественного транспорта или собственных авто на шаттлы. У нас нет цели захватить какой-либо рынок. Хотим, чтобы город, опираясь на свою систему общественного транспорта, имел дополнительные опции: полную линейку Uber (от эконом до премиального сегмента)», – отметил спикер.
Ранее киевские власти заявляли, что хотят убрать с дорог города малогабаритные маршрутные такси и заменить их автобусами повышенной вместимости. Как вписываются в эту концепцию небольшие шаттлы Uber? Отвечая на этот вопрос, Виталий Кличко «перевел стрелки»: «Shuttle – не общественный транспорт или маршрутки. Это такси. Более дешевые, чем обычные такси. Не секрет, что сегодня очень много маршруток и такси работают без лицензии. А Uber – в законодательном поле».
Напомним, что сегодня Uber работает в Украине с местными партнерами, владельцами автопарков, по договору о предоставлении информационных услуг. Компания платит на счета партнеров только ту часть оплат пассажиров, которые осуществляется в безналичной форме. Наличные оплаты не учитываются, Uber только учитывает их при расчете комиссии (25% от тарифа). Подавляющее большинство автопарков зарегистрированы как ФЛП на III группе налогоплательщиков, и платят только 5% с оборота. Уже больше года, как Uber не требует от перевозчика каких-либо лицензий на перевозку.
На пресс-конференции спикеры не раз подчеркивали важность того, что Uber вкладывает в Украину. «Эта инвестиция демонстрирует приверженность американского бизнеса украинскому рынку. Это также укрепляет имидж Киева как деловой и инновационной столицы», – отметил исполняющий обязанности заместителя главы Миссии США в Украине Джозеф Пеннингтон.
Сколько именно инвестировали и когда инвесторы смогут получать прибыль – так и осталось без конкретного ответа. Видимо, после недавнего падения акций Uber компания перешла в режим строгой секретности.
«Мы не фокусируемся на реагировании на ежедневное движение цены акций. Для нас важно построить долгосрочный работающий бизнес, который помогает городам и приносит прибыль инвесторам. Тот факт, что Shuttle некоторое время не будет рентабельным, не останавливает нас», – отметил Георгий Соколянский.
Перед запуском Uber Shuttle в некоторых СМИ появились статьи с провокационными заголовками о том, что компания будет нелегально предоставлять сервис. «На каком заборе вы это прочли?!», – возмутился Виталий Кличко, отвечая на вопрос Mind о достоверности этой информации.
Владимир Омелян пояснил изданию, что пока Uber запускает пилотный проект. Все необходимые документы (сертификация и лицензии) вскоре будут получены: «Мы очень рады открытому и оперативному подходу КГГА к запуску. В первые 2–3 месяца протестируем технологию и сертифицируем все автобусы».
Схожее пояснение выдал и Джейми Хейвуд: «Так как продукт еще находится на пилотной стадии, Uber будет тесно сотрудничать с местными и национальными властями, чтобы согласовать применимые законодательные требования с учетом инновационного характера сервиса».
«Очевидно, что всегда будут люди, которые недовольны нашим присутствием в городе. Но мы не фокусируемся на отражении атак конкурентов. Идем другим путем – стремимся сделать хороший, комфортный и безопасный продукт, чтобы довольные пассажиры и водители выбирали нас. Также очень благодарны за поддержку мэру Киева и министру инфраструктуры», – подчеркнул глава по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы.
Uber работает в Украине с 2016 года. Ранее запустил свои сервисы Green, UberX, Select, Black, Van и Eats. Компания присутствует в Киеве, Одессе, Львове, Днепре, Харькове, Запорожье и Виннице.
По словам Владимира Омеляна, вскоре Uber запустит еще два сервиса. Какие именно, министр инфраструктуры не стал рассказывать заранее. Вероятно, речь идет о POOL (совместных поездках в такси по разделенной между пассажирами цене).
Также на пресс-конференции Джейми Хейвуд обронил, что компания заинтересована в запуске сервиса электровелосипедов и скутеров. Мэр Киева не упустил возможность подхватить одну из своих любимых тем, расхвалил этот сервис и спросил, когда же киевляне смогут им пользоваться. «Для нас важно наличие безопасных маршрутов. Моя задача – привести транспорт, а ваша – гарантировать безопасность пользователей», – парировал Джейми Хейвуд.