Руководитель «умного» Киева: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в город»

Руководитель «умного» Киева: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в город»

Петр Оленич – об уменьшении пробок, уровня преступности и загрязнения воздуха, и помощи диджитал-сервисов в этом

Цей текст також доступний українською
Руководитель «умного» Киева: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в город»

«Киев – самый комфортный город для жизни», – нет, это не троллинг, а результат рейтингового соревнования по внедрению инновационных решений в городскую инфраструктуру в рамках Kyiv Smart City Forum 2018. Хотя результат, видимо, достигнут благодаря уникальному чувству юмора членов жюри.

Городские власти начали пытаться превратить столицу в Smart City еще в 2015 году. Что изменилось с тех пор? Сколько Киев инвестирует в Smart City? Что поможет снизить заторы на дорогах? Почему «построить по шесть полос – не вариант»? Когда киевляне смогут оплачивать проезд Google Pay в наземном транспорте? Почему город решил построить собственную IoT-сеть? Когда в столице появятся «умные» мусорные баки и исчезнут коллапсы после ночных снегопадов? Об этом и многом другом в интервью Mind рассказал Пётр Оленич.

Весной этого года он занял пост замглавы КГГА по вопросам осуществления самоуправленческих полномочий в сфере цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации (CDTO).

Сколько денег вкладывает Киев в Smart City?

– На финансирование целевой программы «Электронная столица» в 2019-2022 годах предусмотрено 7,3 млрд грн. Профинансировано – около 3 млрд грн. В этом году будет вложено около 1 млрд грн.

Самый дорогостоящий проект – создание базовой инфраструктуры для передачи данных. С советских времен она практически не обновлялась или вообще отсутствовала. Сегодня коммунальный провайдер «Киевтелесервис» уже проложил около 900 км оптоволоконных сетей. Они покрывают основные системы критической инфраструктуры, систему видеонаблюдения, на этих каналах работает электронный билет, службы метрополитена, «Киевпастранса», районные госадминистрации и т.п. В этом году завершаем прокладку основных магистралей ко всем школам, детским садикам и медучреждениям. В 2022-м хотим развести сети внутри этих учреждений, чтобы ими полноценно можно было пользоваться.

Также в этом году город достраивает сеть LoRaWAN. Пока это будет единственная в Европе IoT-сеть, построенная органами госвласти. Беспроводная сеть обеспечит передачу данных с сенсоров, которые будут установлены на газовых трубопроводах, водопроводах, элетрощитках и т. д. «Киевтелесервис» уже получил все необходимые лицензии, доступы, сертификации.

Мобоператоры активно предлагают свои IoT-сети. Почему решили построить собственную?

– Мобоператоры не могут обеспечить режимность. У нас закрытое инфраструктурное решение, которое в случае кибератаки (а они уже сегодня происходят) закрывает все «внешние ворота» города. И внутренние службы (е-билет, документооборот, система конференц-связи и т. д.) продолжают работать без сбоя. Это очень важно. Сегодня инструменты кибермошенников и сам доступ к хакерам становятся все более дешевыми и простыми. А защищать и отбивать атаки, разгребать последствия – становится все дороже и сложнее: чем больше сервисов переводим в цифру – тем более критично для пользователей, если они перестают работать. LoRaWAN обеспечит, в том числе, и защиту данных. Страна находится в состоянии войны. В столице – первые должностные лица, объекты критической инфраструктуры.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

Отдельно создаем киберцентр, который будет сопровождать и защищать сеть и информацию в ней. В результате получим полноценную инфраструктуру, которая обеспечит потребности не только города, а и будет гарантировать потребителям, что их данные максимально защищены. Трафик в школах и детских садиках будет фильтроваться на предмет запрещенного контента: закроем доступ к сайтам для взрослых и т.п.

Также в этом году заканчивается первый этап строительства ситуационного центра, который станет точкой сбора всей информации по всем показателям.

То есть достраиваете «фундамент», на котором можно запустить множество разных решений Smart City? Как отбираете сервисы, которые будете финансировать в первую очередь и что можно отложить на потом?

– Базовый принцип простой: то, что реализовано частным сектором – точно не требует вмешательства власти. К примеру, если частное мобильное приложение пользуется большим спросом – город не будет развивать аналогичный сервис.

Далее анализируем, какие услуги наиболее массовые и требуют оцифровки в первую очередь. Т.е. отбираем услуги, по которых больше всего жалоб, неудобств, физических ограничений доступа и т. д. А цифровизация действительно способна помочь решению этих проблем. В приоритете именно сервисные функции. Поэтому в первую очередь обратили внимание на транспорт.

О сокращении пробок

Давайте детальнее поговорим о наиболее актуальных проблемах горожан. Киев по уровню пробок занимает третье место в Европе и двенадцатое в мире. Насколько реально уменьшить заторы при помощи «умных» сервисов?

– Любое цифровое решение – это лишь инструмент. Очень удобный и полезный, но для его запуска необходимо обеспечить первичную основу. Поэтому сегодня в моем подчинении кроме цифры еще департаменты земельных ресурсов и архитектуры. Сейчас дорабатываем генплан с учетом мобильности. Любая нагрузка на дороги связана не только с тем, что выехало много авто. Необходимо понимать причины: почему, откуда, куда и т.п. Комплексность подхода позволяет объединить цифру, планирование и первичные аналитические данные, которые помогут принять правильные решения.

В чем проблема? В том, что ранее специалисты по трафику и нагрузке дорог предоставляли рекомендации по около статистическим данным. Сейчас у нас есть цифровые инструменты, которые дают нам четкое понимание, сколько, где, как, куда проехало людей, грузовых и легковых авто, общественного транспорта. Полтора года мы собираем эти первичные данные и анализируем их, чтобы принять верное решение по микромоделированию транспортной системы. Наспех нельзя работать в большом городе. 

Интеллектуальная транспортная система (ИТС) – это не только камеры, контролеры и ПО, которое всем этим управляет. Это потоки людей. Мы должны понимать, откуда люди приезжают, куда едут и как им предоставить лучшее предложение, чтобы они стали больше пользоваться общественных транспортом. Потому что расширять дороги, во-первых, некуда, во-вторых – это не панацея. Мы можем сделать и по шесть полос, но будет заезжать больше частного транспорта – станет ухудшаться экология. Такой объем авто будет нельзя разместить на парковках.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

Понимаем, что частный транспорт никуда не денется. Хотим побудить жителей использовать его как альтернативу в случае, если невозможно пользоваться общественным транспортом. Хотим сделать его удобным и комфортным. Общественный транспорт должен четко двигаться по графику, по своим свободным полосам и т. д. По нашим расчетам, в таком случае около 40% автомобилистов пересядут на общественный транспорт.

Отдельная задача – альтернативный транспорт: велосипеды, самокаты, моноколеса и т. д. Для этого необходимо планировать и создавать инфраструктуру, чем город активно занимается в последние годы.

Но транспортная модель не решит всех проблем. Приведу несколько примеров. Сейчас на левом берегу столицы нет бизнес-центров класса А и Б. В итоге каждое буднее утро тысячи людей едут в офисы на правый берег. Поэтому хотим запланировать территорию на левом берегу для строительства БЦ, чтобы частично разгрузить этот трафик в будние дни.

Еще пример: за Вишневым – на полях – с 2013 года вырос большой микрорайон, который сейчас насчитывает 250 000 или 300 000 населения. Святопетровский сельский совет почему-то дал разрешение на строительство, а ГАСИ легализовало и приняло дома в эксплуатацию. В итоге у нас коллапс, к которому город не имеет ни юридического, ни технического отношения, но не может повлиять на ситуацию. Ежедневно эти 300 000 человек на 150 000 авто заезжают в город по дороге, которая не рассчитана на такой поток. Естественно, будет пробка.

Поэтому подошли к проблеме глубоко и взвешенно. Решили, что лучше будем делать два года: спланируем, проанализируем, скорректируем потоки, а потом начнем запускать систему.

Когда запускать?

– В 2022–2023 году. Таким образом получим постепенный, но четкий и позитивный эффект. Если кто-то будет говорить, что эти проблемы можно решить за полгода – это ложь. Анализ показывает, что вначале нужно отрегулировать нагрузку общественным транспортом. А где невозможно общественным – там проблема должна быть решена перехватывающими паркингами на въездах в город, чтобы люди могли оставить свои авто.

Кличко говорит о паркингах уже много лет…

– Во-первых, необходимы средства на их строительство. Во-вторых, нужно все спланировать. Чем мы сейчас активно и занимаемся. 

Какие именно смарт-сервисы будете запускать?

– Будет комплекс решений. Транспортом станет управлять интеллектуальная транспортная система на основе AI. На первом этапе планируем механическое обучение, а через три-четыре года хотим, чтобы искусственный интеллект начал автономно управлять системой и минимизировал вмешательство людей в процесс.

ИТС будет управлять светофорами: переключать по команде с центрального пункта в автономном режиме, давать приоритет общественному транспорту, службам экстренной помощи, корректировать график проезда и т. п. То есть система будет анализировать нагрузку на въездах и в самом городе и динамично менять работу светофоров, чтобы корректировать трафик. Данные будут поступать из сети сенсоров и камер.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

Помимо регулирования трафика нам нужно обеспечить соблюдение ПДД. К системе будут подключены штрафные камеры, которые станут фиксировать заезд на полосу общественного транспорта, остановку на перекрестке, проезд на красный или желтый и т.п.

Эти камеры давно установлены. Почему они не работают?

– МВД завершило их сертификацию только в этом году. Сейчас на бульваре Дружбы народов мы поставили камеру, которая фиксирует заезд на полосу общественного транспорта и обновили ПО для одного комплекса. Хотим выяснить, насколько это эффективно.

Пока мы поставили только 30 камер фиксирования скорости в местах, где были постоянные нарушения, которые приводили к тяжким ДТП. Но камер нужно больше. В Киеве около 800 перекрестков. Около трети из них нужно контролировать.

Сколько еще штрафных камер хотите включить?

– На этот вопрос смогу ответить после комплексного планирования. Если у нас останутся участки, где постоянно нарушают правила – дополним. Камеры стоят денег, нужно их тратить разумно, натыкать по всему городу – тоже не вариант. Поэтому сейчас определяются места, где есть системные нарушения.

Еще один модуль поможет более оперативно – не в телефонном режиме, а онлайн оповещать полицию, пожарных и скорую помощь о происшествиях. Сейчас прорабатываем детали с МВД, Нацполом и «Инфотехом», работаем над обменом информацией. Например, произошло ДТП, все живы, но авто загорелось, перекрыто движение. Из ситуационного центра все службы автоматом получат данные о ДТП на пульты управления, и сразу же ближайшие патрули, наряды пожарных и скорая помощь выедут на место. Скорость реакции ускорится.

Об оплате проезда в транспорте

Мир двигается к упрощению. Во многих странах проезд в общественном транспорте можно оплатить Google Pay, Apple Pay, в одном из городов Китая – Face ID. В это время столица запускает «Киев цифровой»: пользователь должен разблокировать смартфон, открыть приложение, купить QR-билет, валидировать его…

– Мы обязаны думать и о стабильности. Любая цифровая система уязвима для кибератак. Если идет атака на город – банковская карта не сможет работать: она проходит через серверы системы, которая валидировала эту карту. Поэтому изначально мы запустили транспортную карту, которая работает автономно в нашей сети. Должна быть альтернатива, которая в случае ЧП обеспечит возможность четкой и бесперебойной оплаты.

Далее – в І квартале 2022 года – хотим запустить цифровую карту и возможность оплаты банковской в наземном транспорте. Сейчас дорабатываем функционал, чтобы была возможность даже без разблокировки смартфона оплатить проезд.

В метро вначале запустили Google Pay…

– Разная инфраструктурная история. В метро была возможность обеспечить бесперебойную связь оптоволоконной сетью. А наземный транспорт у нас на беспроводной связи.

Важно учитывать и еще один нюанс: банковская карта валидируется за 3–4 секунды, транспортная – за 0,3 секунды. При большом пассажиропотоке эти 3,7 секунды задержки критичны: может мгновенно скопиться очередь.

За счет чего такая разница?

– Разные процессы валидации. Транспортная карта – на наших городских серверах, данные передаются по прямому каналу. А данные с банковской карты идут в банк, потом в международную систему, возвращаются….  В маленьком городке с небольшим пассажиропотоком задержка в 3 секунды – не проблема. Но в мегаполисе это очень существенно, здесь другой ритм жизни.

Вы говорили, что «Киев цифровой» – очень удобное приложение. Вы сами им пользуетесь для проезда в общественном транспорте?

– Конечно (смеется). Мы – неклассические чиновники, мы – айтишники и романтики, которые хотят изменить город. Принято считать, что госслужащие работают «в межах и в способ», им законом запрещена фантазия. Но для трансформации фантазия – основа изменений.

Я постоянно проверяю и приложение, и транспортную карту. У меня есть QR-билеты (открывает и показывает «Киев цифровой»), проверяю, как штрафы приходят…

Нарушайте ПДД?

– Нет (смеется). Проверяю. Каждую систему нужно протестировать самому, чтобы понять, насколько она удобна. А для этого нужно проехать в метро не один раз.

О преступности

– Недавно украинским журналистам в Дубае рассказывали, что там почти нулевое количество преступлений. В прошлом году была только одна кража в квартире, воров отследили по видеокамерам и взяли через пару часов после взлома. В Киеве давно установлено около 7000 камер безопасности. Наша система видеонаблюдения когда-нибудь поможет так же снизить количество угонов, воровства и других преступлений? 

Это комплексная проблема. Уровень достатка, образования, воспитания украинцев не всегда соответствует уровню Дубая. 

– Наша система видеонаблюдения активно развивается на основе рекомендаций от МВД, Нацпола, разведки, контразведки. Горожане не ощущают ее результатов, потому что все спокойно и хорошо. Хотя, к примеру, были ситуации, когда органы контразведки перехватывали определенный груз. Мы не рассказывали об этом, чтобы не пугать киевлян. Но работа сделана качественно. В принципе это и есть основное задание таких систем. Жители не должны ощущать, что видеонаблюдение функционирует, а чувствовать комфорт от проживания в городе. Вы спокойно идете по Крещатику, Оболони или Троещине в 11 вечера и не переживаете о своей безопасности. 

А потом захожу в фейсбук и вижу посты коллеги, у которой обокрали квартиру, и знакомого, у которого угнали авто… 

– Уменьшение уровня преступности в Киеве давно ощущаемо. Особенно тяжких и очень тяжких преступлений. По данным главного управления Нацполиции в Киеве, в 2021 году городская система видеонаблюдения использовалась при раскрытии почти 34% уголовных правонарушений и 74% тяжких и особо тяжких преступлений. С помощью системы распознавания лиц задержаны 124 человека, находящихся в розыске по подозрению в совершении преступления.

Также система уже позволяет в больших объемах находить украденные авто. В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в город, чтобы угонщики не смогли незамеченными покинуть Киев. Если система показывает, что украденное авто заехало, скажем, в гаражный кооператив – квадрат поиска уже уменьшен. А далее на местности должна отрабатывать полиция. Поставить на каждом углу камеру наблюдения возможно, но стоимость и необходимость вызывают вопросы. Нам нужен сбалансированный механизм.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

Сейчас для нас важно накрыть метро, вокзалы и другие места массового скопления людей +камерами распознавания лиц. Да, между безопасностью и правом на приватность – тонкая грань. При внедрении системы жестко придерживаемся протоколов GDPR. Система надежно защищена, без утечек, к ней нет доступа сторонним лицам, она в закрытой сети, шифруется.

Также в планах расширение системы видеонаблюдения в садиках и школах. Школы будут с датчиками безопасности, экологичности, системой видеонаблюдения и контроля доступа по ученическому. Кроме учеников, преподавателей и персонала в школу будут иметь право заходить только родители. 

Еще один проект – цифровые пропуски – поможет снижению краж в многоквартирных домах. Жители должны знать, кто заходит в их подъезд: представитель управляющей компании, ОСББ, обслуживающего коммунального предприятия или диверсант либо форточник. Работники ЖКХ получат цифровые пропуски, а горожане смогут их проверить через «Киев цифровой». В приложении будет отображаться не только фото и должность сотрудника, а и информация, действительно ли в это время он должен быть выполнять работу в этом подъезде.

О чистоте в городе

Киев остается одной из самых грязных столиц Европы…

– Вы, наверное, в Франкфурте не были (показывает фото, на которых улицы усыпаны мусором). После массового гуляния весь город был таким. Убрали только к вечеру.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

А Киев – очень чистый город. У нас быстро убирают. Другой вопрос, как мусорят. «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Да, есть проблема с мусоропереработкой, но это о другом. У служб уборки есть GPS, мы видим, как передвигается обслуживающая техника. Можно отслеживать, как убирается снег и т. д.

Который год после ночного снегопада днем город стоит в пробках. Эту проблему Киев сможет решить при помощи цифровых сервисов?

– Да. Один из модулей системы включает рекомендации для техники по уборке. 40 станций будут выявлять погодные условия и давать предварительный прогноз, когда пойдет снег. А система – анализировать данные (нагрузку, трафик, сколько выедет авто и т.п.) и давать рекомендации службе, в какое время выехать и за сколько убрать.

Когда модуль начнет работать?

– В следующем году. Также появятся «умные» мусорные баки. На них установят датчики, подключенные к IoT-сети. Система будет анализировать, когда бак заполнится. К примеру, с понедельника по пятницу – заполняемость одного уровня, а в субботу перед праздниками – совершенно другого. 1 января в любом городе и селе баки переполнены. Модуль будет отправлять рекомендации по графику приезда. Он поможет нам оптимизировать маршруты передвижения техники и снизить выбросы выхлопных газов.

О загрязнении воздуха

– По экологии очень сильно «бьет» трафик: пробки, перегазовки, изменение скорости влияют на выбросы. При обеспечении средней скорости по городу и минимальной перегазовке на пониженных оборотах мы получим сбалансированную структуру выбросов по городу.

А сеть IoT-сенторов обеспечит контроль показателей и даст киевлянам достоверную информацию об экологической среде.

Сейчас эта сеть достраивается. В следующем году сенсоры будут расставляться. К концу 2022-го завершим накрытие города куполом безопасности. Сейчас у нас уже есть 4 экостанции, которые предоставляют информацию. В дальнейшем их будет 40.

Об ожидаемом результате

Вы нарисовали фантастическую картину. Пока сложно поверить, что через год-два вся эта «махина» полноценно заработает.

– Без этой картины невозможно понять, чего мы хотим, к чему нужно двигаться. Если проект внедрять впопыхах, ориентируясь на промежуточные показатели, например сокращение пробок на 10%, – не понятно, получим ли необходимый результат. Наша конечная цель – сделать город комфортным, экологичным и безопасным.

Куратор столичного Smart City: «В этом году хотим на 100% «закрыть» камерами все выезды и въезды в Киев»

К тому же в таком крупном проекте возможны изменения. К примеру, когда начинали цифровизацию – ковида не было. Тогда запланировали проложить оптику к школам в течение 5-6 лет. Рассчитывали за это время обучить учителей цифровой грамотности (несколько лет назад лишь около 30% преподавателей были «подкованными»). Но пандемия в корне изменила ситуацию: сегодня учителя даже в возрасте отлично научились пользоваться Zoom, Meet, электронным журналом и т. п.

Поэтому мы скорректировали свои планы по прокладке оптики к школам и вывели этот проект в приоритетные. А некоторые проекты, наоборот, вычеркнули из плана, так как они утратили актуальность.

Наша задача – запускать систему, возможно, с меньшим функционалом, но стабильно работающую. Мы не гонимся за тем, чтобы все сразу же быстро сделать, внедряем сервис постепенно, но качественно. 

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно