Всемирно известный Каннский кинофестиваль завершился 25 мая. Главный приз получила картина «Паразит» корейца Пон Чжун Хо, о чем Mind уже писал, отобрав, кроме нее, еще шесть достойных работ. А теперь мы рассказываем не об искусстве, а о деньгах, которые вращаются вокруг него, – исследуем экономику самого статусного кинофестиваля в мире.
Кинофестиваль вот уже на протяжении 72 лет проходит во французском городе Канны. Сам по себе город небольшой – здесь проживает чуть более 73 000 человек. Он стал известен именно благодаря фестивалю и научился неплохо на этом зарабатывать, а люди, которые туда приезжают, – тратить.
Во время фестиваля, который обычно длится около двух недель, Канны посещают порядка 150 000 туристов. Большая часть – около 100 000 человек – скорее, просто зеваки, приехавшие в город в надежде попасть на какой-нибудь показ, увидеть звезд на красной дорожке и просто отдохнуть в атмосфере большого праздника. Остальные – профессиональные участники рынка: актеры, продюсеры, режиссеры, кинобизнесмены, журналисты и т. д. Для них фестиваль – прежде всего работа.
Но всех этих людей связывает одно – они тратят в Каннах деньги. Большие деньги. По некоторым данным, за две недели город дополнительно получает более 800 млн евро вливаний в свою экономику.
На фоне вышеупомянутой цифры, бюджет кинофестиваля ничтожно мал: всего порядка 20 млн евро. Деньги идут на подготовку события, а также на организацию показов по программе и вечеринок/презентаций. Например, только церемонии открытия и закрытия обходятся более чем в 300 000 евро каждая. А главный приз – «Золотая пальмовая ветвь», которую вручают победителю, – в 20 000 евро: ее вырезают из килограммового слитка кристалла, после чего покрывают 118 граммами 24-каратного золота.
Половину из 20 млн евро выдает французское правительство, все остальное – партнеры фестиваля. Их число меняется от года к году, в зависимости от этого меняется и размер взносов. Некоторые компании работают с фестивалем по своего рода бартеру, компенсируя таким образом часть рекламного бюджета. Например, «пальмовые ветви» поставляет Chopard; L'Oreal делает макияж и прически звездам; Renault предоставляет автомобили, на которых перевозят участников события.
Часть затрат Каннский кинофестиваль также компенсирует за счет людей, которые приехали в город делать бизнес – покупать и продавать кино. Отдельная часть города на время фестиваля покрывается павильонами стран и компаний, в которых выставлены работы на продажу. Для участия нужно приобрести своего рода билет, разрешение на ведение деятельности: покупать его следует и продавцам, и покупателям.
Ценники разные, начинаются от 200 евро и доходят до нескольких тысяч евро (такие билеты, например, включают в себя проход на закрытые вечеринки). Каждый год тысячи людей (сам фестиваль декларирует присутствие на нем «12 000 профессионалов») покупают такие допуски, а значит, дополнительный заработок составляет несколько миллионов долларов.
Отдельно нужно платить и за сами павильоны. Стандартный павильон на 25 кв. м обойдется более чем в 17 000 евро, за дополнительную площадь нужно доплачивать. Ежегодно набирается по несколько десятков желающих поставить свой павильон, что дает еще 1 млн евро допзаработка. Для тех, кому нечем занимать 25 кв. м площади, предоставляют стенды поменьше – на 9 кв. м стоимостью 4600 евро, за дополнительную площадь также необходимо доплачивать. Количество желающих купить такие стенды исчисляется сотнями, а доход оценивается еще по полмиллиона евро. И это без учета аренды оборудования, доступа к интернету и т. д., что также приносит кинофестивалю дополнительные сотни тысяч евро дохода.
И это еще не все. Фестиваль выпускает рекламные буклеты и гайды. В них также можно разместить рекламу своего кинофильма или другого продукта. Это обойдется в несколько тысяч евро.
В конце концов – фильмы. На Каннский кинофестиваль со всего мира съезжаются творческие команды показать свое кино. Это не бесплатно. Цены – от четырех сотен евро до нескольких тысяч. Для фестиваля скрининг (так называется демонстрация фильма) – важный источник дохода: за две недели показывают несколько тысяч фильмов, доход исчисляется миллионами евро.
Всю информацию для организации деловой поездки на кинофестиваль можно получить на специальном сайте – Le Marche du Film. Там же можно подать заявку на участие (уже в сезоне 2020).
Но на кинофестивале зарабатывают не только организации, но и все вокруг: городские жители и смышленые торговцы эмоциями.
В среднем обеспеченный человек за несколько дней тратит в Каннах порядка 5000 евро. Пребывание звезд оценивают как минимум в 100 000 евро. Как следствие, для киностудии часто показ крупного хита может обойтись едва ли не в 500 000 – 1 млн евро: привоз пары звезд, режиссера и продюсера, жилье, вечеринки (организация крутой вечеринки составит около 100 000 евро), сам показ в лучшем зале плюс рекламная кампания. Часть из этих денег получит фестиваль, часть – бизнесы, которые работают в городе.
Жилье
Для отельеров кинофестиваль – шанс заработать на год вперед. Причем хорошо заработать. Цены за гостиничные номера вырастают на этот период в несколько раз. Самые дорогие сьюты обойдутся в десятки тысяч евро. Например, 650-метровый люкс Christian Dior Suite в отеле Majestic (излюбленное место селебритис) будет стоить 22 000 евро за ночь. А Suite Majestic – под 30 000 евро/ночь. Высокая цена для обычных посетителей, но сносная – для голливудских звезд, которые толпами съезжаются в Канны, чтобы «и себя показать, и людей посмотреть».
Всего в Каннах – городке, напомним, на 75 000 жителей – около 8000 отельных номеров, еще порядка 2000 апартаментов. Хорошие квартиры с большими террасами на время фестиваля сдают за 100 000 евро на все дни. Квартиры поменьше – до 1000 евро/день. Такая же ситуация с отелями: поселиться дешевле, чем за 300 евро/ночь не получится.
Билеты на показы и вечеринки
В Канны едут смотреть кино. Но не все знают, что Каннский кинофестиваль – это бизнес-мероприятие, а не туристический ивент. Билеты на скрининги (показы) выдаются журналистам, обозревателям, людям из киноиндустрии. Просто купить билет в кассе кинотеатра на фестивальное кино человеку с улицы, за редким исключением, нельзя. Но есть разные по степени легитимности способы приобщиться к кинопросмотру.
Но все это – далеко от того, за чем люди едут в Канны. Они хотят отдыхать со звездами, идти с ними по красной дорожке и сидеть рядом в зале. И это тоже можно получить – конечно же, за деньги.
Билеты выдаются людям из индустрии. И те, чтобы заработать, часто просто перепродают их в интернете или прямо на улицах Канн. Попасть на церемонию открытия можно, заплатив несколько тысяч евро. Автору материала удалось найти ценник в 6500 евро, но порой цифры доходят и до 10 000 евро. За проход на afterparty нужно платить отдельно, это еще 3500 евро. Во столько же обойдется и попадание на церемонию закрытия.
Отдельно можно покупать билеты у перекупщиков на премьеры фильмов. Например, чтобы увидеть фильм «Однажды в Голливуде» с Леонардо ДиКаприо и Брэдом Питтом, нужно было отдать от 3600 евро. Есть те, кто платит. Стоит также учесть, что все мероприятия проходят строго по дресс-коду: вечерние платья для женщин и костюм-смокинг с бабочкой для мужчин. Его всегда можно взять в аренду, но стоить он будет целое состояние.
Отдельное развлечение – попасть на крупнейшую благотворительную вечеринку amfAR, которая вот уже 25 лет проходит во время Каннского кинофестиваля. Билет у перекупщиков может стоить от 10 000 до 25 000 евро, и люди платят за возможность посидеть рядом со звездами мировой величины.
Но бывают случаи, когда даже большие деньги не помогут. Обычно это закрытые вечеринки и мероприятия, куда попадет ограниченный круг людей. Чужака узнают сразу, охрана легко аннулирует билет и выведет постороннего. Например, в этом году бренд Swarovski организовывал вечеринку для 40 человек – туда не попасть. А вот на вечеринку Moet & Chadon можно пройти за 5000 евро, на вечеринку Vanity Fair – за 18 000 евро. Вариантов много, а агентства порой готовы даже предоставлять скидки за покупку услуг сразу для группы людей. Самые крутые вечеринки часто организовывают на яхтах, но вход туда обычно только по приглашениям.