По-настоящему золотая ветвь: как устроена экономика Каннского кинофестиваля

По-настоящему золотая ветвь: как устроена экономика Каннского кинофестиваля

На что организаторы и гости тратят самые большие деньги

Этот материал также доступен на украинском
По-настоящему золотая ветвь: как устроена экономика Каннского кинофестиваля
Жюри 72-го Каннского кинофестиваля
Фото: Vogue

Всемирно известный Каннский кинофестиваль завершился 25 мая. Главный приз получила картина «Паразит» корейца Пон Чжун Хо, о чем Mind уже писал, отобрав, кроме нее, еще шесть достойных работ. А теперь мы рассказываем не об искусстве, а о деньгах, которые вращаются вокруг него, – исследуем экономику самого статусного кинофестиваля в мире.

Кинофестиваль вот уже на протяжении 72 лет проходит во французском городе Канны. Сам по себе город небольшой – здесь проживает чуть более 73 000 человек. Он стал известен именно благодаря фестивалю и научился неплохо на этом зарабатывать, а люди, которые туда приезжают, – тратить.

Во время фестиваля, который обычно длится около двух недель, Канны посещают порядка 150 000 туристов. Большая часть – около 100 000 человек – скорее, просто зеваки, приехавшие в город в надежде попасть на какой-нибудь показ, увидеть звезд на красной дорожке и просто отдохнуть в атмосфере большого праздника. Остальные – профессиональные участники рынка: актеры, продюсеры, режиссеры, кинобизнесмены, журналисты и т. д. Для них фестиваль – прежде всего работа.

Но всех этих людей связывает одно – они тратят в Каннах деньги. Большие деньги. По некоторым данным, за две недели город дополнительно получает более 800 млн евро вливаний в свою экономику.

«Недорогой» праздник киноманов

На фоне вышеупомянутой цифры, бюджет кинофестиваля ничтожно мал: всего порядка 20 млн евро. Деньги идут на подготовку события, а также на организацию показов по программе и вечеринок/презентаций. Например, только церемонии открытия и закрытия обходятся более чем в 300 000 евро каждая. А главный приз – «Золотая пальмовая ветвь», которую вручают победителю, – в 20 000 евро: ее вырезают из килограммового слитка кристалла, после чего покрывают 118 граммами 24-каратного золота.

Половину из 20 млн евро выдает французское правительство, все остальное – партнеры фестиваля. Их число меняется от года к году, в зависимости от этого меняется и размер взносов. Некоторые компании работают с фестивалем по своего рода бартеру, компенсируя таким образом часть рекламного бюджета. Например, «пальмовые ветви» поставляет Chopard; L'Oreal делает макияж и прически звездам; Renault предоставляет автомобили, на которых перевозят участников события.

Кинорынок

Часть затрат Каннский кинофестиваль также компенсирует за счет людей, которые приехали в город делать бизнес – покупать и продавать кино. Отдельная часть города на время фестиваля покрывается павильонами стран и компаний, в которых выставлены работы на продажу. Для участия нужно приобрести своего рода билет, разрешение на ведение деятельности: покупать его следует и продавцам, и покупателям. 

Ценники разные, начинаются от 200 евро и доходят до нескольких тысяч евро (такие билеты, например, включают в себя проход на закрытые вечеринки). Каждый год тысячи людей (сам фестиваль декларирует присутствие на нем «12 000 профессионалов») покупают такие допуски, а значит, дополнительный заработок составляет несколько миллионов долларов.

Отдельно нужно платить и за сами павильоны. Стандартный павильон на 25 кв. м обойдется более чем в 17 000 евро, за дополнительную площадь нужно доплачивать. Ежегодно набирается по несколько десятков желающих поставить свой павильон, что дает еще 1 млн евро допзаработка. Для тех, кому нечем занимать 25 кв. м площади, предоставляют стенды поменьше – на 9 кв. м стоимостью 4600 евро, за дополнительную площадь также необходимо доплачивать. Количество желающих купить такие стенды исчисляется сотнями, а доход оценивается еще по полмиллиона евро. И это без учета аренды оборудования, доступа к интернету и т. д., что также приносит кинофестивалю дополнительные сотни тысяч евро дохода.

И это еще не все. Фестиваль выпускает рекламные буклеты и гайды. В них также можно разместить рекламу своего кинофильма или другого продукта. Это обойдется в несколько тысяч евро.

В конце концов – фильмы. На Каннский кинофестиваль со всего мира съезжаются творческие команды показать свое кино. Это не бесплатно. Цены – от четырех сотен евро до нескольких тысяч. Для фестиваля скрининг (так называется демонстрация фильма) – важный источник дохода: за две недели показывают несколько тысяч фильмов, доход исчисляется миллионами евро.

Всю информацию для организации деловой поездки на кинофестиваль можно получить на специальном сайте – Le Marche du Film. Там же можно подать заявку на участие (уже в сезоне 2020).

Но на кинофестивале зарабатывают не только организации, но и все вокруг: городские жители и смышленые торговцы эмоциями.  

В среднем обеспеченный человек за несколько дней тратит в Каннах порядка 5000 евро. Пребывание звезд оценивают как минимум в 100 000 евро. Как следствие, для киностудии часто показ крупного хита может обойтись едва ли не в 500 000 – 1 млн евро: привоз пары звезд, режиссера и продюсера, жилье, вечеринки (организация крутой вечеринки составит около 100 000 евро), сам показ в лучшем зале плюс рекламная кампания. Часть из этих денег получит фестиваль, часть – бизнесы, которые работают в городе. 

Жилье

Для отельеров кинофестиваль – шанс заработать на год вперед. Причем хорошо заработать. Цены за гостиничные номера вырастают на этот период в несколько раз. Самые дорогие сьюты обойдутся в десятки тысяч евро. Например, 650-метровый люкс Christian Dior Suite в отеле Majestic (излюбленное место селебритис) будет стоить 22 000 евро за ночь. А Suite Majestic – под 30 000 евро/ночь. Высокая цена для обычных посетителей, но сносная – для голливудских звезд, которые толпами съезжаются в Канны, чтобы «и себя показать, и людей посмотреть».

Всего в Каннах – городке, напомним, на 75 000 жителей – около 8000 отельных номеров, еще порядка 2000 апартаментов. Хорошие квартиры с большими террасами на время фестиваля сдают за 100 000 евро на все дни. Квартиры поменьше – до 1000 евро/день. Такая же ситуация с отелями: поселиться дешевле, чем за 300 евро/ночь не получится.

Билеты на показы и вечеринки

В Канны едут смотреть кино. Но не все знают, что Каннский кинофестиваль – это бизнес-мероприятие, а не туристический ивент. Билеты на скрининги (показы) выдаются журналистам, обозревателям, людям из киноиндустрии. Просто купить билет в кассе кинотеатра на фестивальное кино человеку с улицы, за редким исключением, нельзя. Но есть разные по степени легитимности способы приобщиться к кинопросмотру.

  1. Показы на пляжах по вечерам. Они открыты, бесплатны.
  2. Есть секция Critics Week, она также бесплатна, но количество билетов ограничено.
  3. Использовать чужие бейджи. Очевидно, что не все журналисты или кинодельцы приходят на каждый сеанс. Их бейджи, как правило, лежат перед входом на показ. Если вы более-менее прилично одеты – можно попробовать получить такой бейдж. За пару минут до показа хосты обычно готовы их отдавать бесплатно или за минимальное вознаграждение.
  4. Секция Directors Fortnight продает билеты за 7 евро.
  5. Если вам от 18 до 28, можно попробовать подать заявку на пропуск для молодежи.

Но все это – далеко от того, за чем люди едут в Канны. Они хотят отдыхать со звездами, идти с ними по красной дорожке и сидеть рядом в зале. И это тоже можно получить – конечно же, за деньги.

Билеты выдаются людям из индустрии. И те, чтобы заработать, часто просто перепродают их в интернете или прямо на улицах Канн. Попасть на церемонию открытия можно, заплатив несколько тысяч евро. Автору материала удалось найти ценник в 6500 евро, но порой цифры доходят и до 10 000 евро. За проход на afterparty нужно платить отдельно, это еще 3500 евро. Во столько же обойдется и попадание на церемонию закрытия.

Отдельно можно покупать билеты у перекупщиков на премьеры фильмов. Например, чтобы увидеть фильм «Однажды в Голливуде» с Леонардо ДиКаприо и Брэдом Питтом, нужно было отдать от 3600 евро. Есть те, кто платит. Стоит также учесть, что все мероприятия проходят строго по дресс-коду: вечерние платья для женщин и костюм-смокинг с бабочкой для мужчин. Его всегда можно взять в аренду, но стоить он будет целое состояние.

Отдельное развлечение – попасть на крупнейшую благотворительную вечеринку amfAR, которая вот уже 25 лет проходит во время Каннского кинофестиваля. Билет у перекупщиков может стоить от 10 000 до 25 000 евро, и люди платят за возможность посидеть рядом со звездами мировой величины.

Но бывают случаи, когда даже большие деньги не помогут. Обычно это закрытые вечеринки и мероприятия, куда попадет ограниченный круг людей. Чужака узнают сразу, охрана легко аннулирует билет и выведет постороннего. Например, в этом году бренд Swarovski организовывал вечеринку для 40 человек – туда не попасть. А вот на вечеринку Moet & Chadon можно пройти за 5000 евро, на вечеринку Vanity Fair – за 18 000 евро. Вариантов много, а агентства порой готовы даже предоставлять скидки за покупку услуг сразу для группы людей. Самые крутые вечеринки часто организовывают на яхтах, но вход туда обычно только по приглашениям.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате