Mind составил третий рейтинг страховых компаний, в котором проанализировал деятельность 34 крупнейших участников рынка за 2018 год, бизнес-модель которых имеет признаки «рыночной деятельности». Анализ проводился по девяти ключевым индикаторам: долговая нагрузка, уровень выплат, динамика собранных премий и капитала, финансовая устойчивость компании, собственники и принадлежность к ФПГ, уровень кептивности/схемности, эффект масштаба и оценка МТСБУ (так называемый светофор).
Максимальные пять «звезд» по итогам рейтинга не получила ни одна из компаний. Тем не менее 27 из 34 оцененных страховщиков имеют рейтинг в три и более «звезды», что в принципе является нормальным показателем и свидетельствует об удовлетворительной платежеспособности.
Лидером рейтинга стала «AXA страхование», которую в прошлом году приобрел канадский финансовый холдинг Fair Fax. Вместе с AXA высокий рейтинг – 4,5 «звезды» – получили еще четіре компании, входящие в международные финансовые группы – «УСГ», «Княжа», «Универсальная», «Уника» и две украинские – «Инго Украина» и «Арсенал Страхование».
Также хороший рейтинг – 4 «звезды» – получили «Просто страхование», «СГ ТАС» Сергея Тигипко, «Колоннейд Украина», PZU, Европейское туристическое страхование, «Вусо» и «Перша».
Эти компании Mind рекомендует при выборе страховщика для вашего имущества, бизнеса или здоровья.
В середине рейтинга расположились еще 13 СК, к которым есть определенные вопросы, однако в целом сотрудничество с ними не сопряжено с высокими рисками. Возможно, вы столкнетесь с попыткой «срезать» компенсацию или другими попытками отсрочить/уменьшить выплату.
В то же время семь компаний не дотянули до рейтинга в три «звезды». По мнению Mind, сотрудничество с этими компаниями сопряжено с высокими рисками. Замыкают рейтинговую таблицу компании с самой низкой оценкой – 2 «звезды» – ее получили «Ю Эс Ай» и «Теком».
Более детальный анализ «бизнес-модели» страховой компании и ключевых показателей можно найти в профайлах компаний.
Украинский страховой рынок завершил 2018 год на подъеме. По данным Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, суммарный объем валовых страховых премий за 2018 год составил 49,4 млрд грн, что на 13,7% больше, чем в 2017-м.
Чистые страховые премии (без учета перестрахования) выросли почти на 21%. При этом удельный вес чистых страховых премий в валовых премиях достиг в 2018 году 69,7%, что на 4.1 п.п. больше, чем годом ранее.
Если в прошлогоднем обновлении рейтинга ключевым лейтмотивом была «убыточность» большинства страховых компаний, то за 2018-й многие лидеры рынка научились зарабатывать. Проблемными остаются ОСАГО, где доля андеррайтинга (стоимость продажи полиса и/или брокерская комиссия) может достигать 40%, и ДМС, которое само по себе остается убыточным продуктом для компаний.
В то же время сборы премий росли практически по всем ключевым видам страхования. По автострахованию (КАСКО, ОСАГО, договорам «Зеленой карты») страховщики собрали в 2018 году чистых премий на 18,9% больше, по страхованию имущества – на 25% больше, по страхованию от огневых рисков и рисков стихийных явлений – на 21,5% больше, чем в 2017 году.
По медстрахованию чистые премии выросли на 21,3%, по страхованию медицинских расходов – на 31,9%, а по страхованию от несчастных случаев – на 32,5%.
СК |
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
---|---|---|---|
Провидна |
400,1 |
11,5 |
69,2 |
Уника |
387,2 |
71 |
76,5 |
Нафтогазстрах |
249 |
-1,34 |
71,3 |
AXA Страхование |
224,7 |
9,35 |
71,7 |
ИНГО Украина |
187,1 |
40,47 |
71,7 |
Альфа Страхование |
177,9 |
42,74 |
101,0 |
УСГ |
131,8 |
37,3 |
81,6 |
PZU Украина |
131,5 |
-15 |
55,8 |
Краина |
125,6 |
-4,3 |
70,0 |
СГ ТАС |
85,3 |
46,62 |
74,6 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Сократились премии по страхованию грузов и багажа, по страхованию финрисков и страхованию ответственности перед третьими лицами.
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
---|---|---|---|
Арсенал Страхование |
100,9 |
22,3 |
0,0 |
Альянс |
96,2 |
56,3 |
0,0 |
Мегаполис СО |
76,4 |
13,3 |
2,9 |
Аска |
45,5 |
1741,6 |
0,1 |
Уника |
42,2 |
23,6 |
6,1 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Растет и объем выплат страхователям. Объем валовых возмещений в 2018-м по сравнению с 2017 годом увеличился на 22,1%, чистых выплат – на 21,2%. Наибольший прирост чистых выплат зафиксирован по страхованию грузов и багажа (+86,7%), по страхованию от огневых рисков и рисков стихийных явлений (+51,2%), по медстрахованию (+25,3%), по автострахованию (+17,1%), и особенно по страхованию имущества (в 4 раза).
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
---|---|---|---|
Уника |
264,6 |
-13,32 |
309,8 |
AXA Страхование |
264 |
20,12 |
37,9 |
Арсенал Страхование |
260,1 |
-9,43 |
19,9 |
Альянс |
198,7 |
-10,37 |
0,2 |
Аска |
179,8 |
-1,07 |
78,0 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Средний уровень чистых выплат в 2018 году составил 36%, что всего на 0,1 п.п. больше, чем в 2017-м. Среди классических видов страхования наивысший уровень выплат – по медстрахованию (64,6%), по КАСКО (51,5%), по «автогражданке» (48,5%) и страхованию имущества (43,8%).
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
|
---|---|---|---|---|
AXA Страхование |
1131 |
12,3 |
48,7 |
|
Уника |
740,6 |
23,6 |
59,0 |
|
Арсенал Страхование |
638,7 |
41,48 |
48,6 |
|
УСГ |
535,5 |
9,9 |
58,7 |
|
ИНГО Украина |
385 |
17,2 |
70,5 |
|
PZU Украина |
338,4 |
21,1 |
63,6 |
|
Универсальная |
299,6 |
44,6 |
41,9 |
|
СГ ТАС |
255 |
51,2 |
60,4 |
|
Экспресс Страхование |
234,5 |
40,9 |
36,6 |
|
ВУСО |
183,6 |
53,2 |
48,8 |
|
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Также страховщики за минувший год существенно нарастили активы и резервы: на 10,7% и на 18% соответственно. Что интересно: за 2018 год на 2,1% сократился объем премий, отданных в перестрахование, хотя в 2017-м объем исходящего перестрахования, наоборот, вырос почти на 45%.
Украинский страховой рынок по-прежнему неоднородный. Топ-10 крупнейших страховых компаний в 2018 году сгенерировали более 39% страховых премий, топ-20 страховщиков – 62% страховых премий и топ-50 – собрали свыше 88% премий. При этом общее количество рисковых страховых компаний в Украине к началу 2019 года превышало 280.
«Укрупнение бизнеса остается глобальной тенденцией рынка страхования в Украине. Уже сейчас прослеживается своеобразное соответствие принципу Парето: первые 20 игроков аккумулируют большую часть страхового рынка», – говорит Алексей Алексашин, директор департамента прямых продаж СК «Арсенал Страхование».
В структуре портфелей страховщиков тоже есть «перекосы» в сторону некоторых видов страхования. По данным Нацкомфинуслуг, на рынке преобладают КАСКО, ОСАГО и «Зеленая карта», медстрахование и страхование имущества.
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
|
---|---|---|---|---|
СГ ТАС |
481,2 |
65,7 |
52,1 |
|
Оранта |
477,7 |
40,6 |
46,5 |
|
UPSK |
289,9 |
52,9 |
40,1 |
|
Ю. Эс. Ай |
240,3 |
1228,1 |
19,9 |
|
Княжа |
207,4 |
9,9 |
60,8 |
|
PZU Украина |
203,8 |
18,6 |
67,7 |
|
Провидна |
185,1 |
-30,9 |
65,4 |
|
Уника |
181,3 |
11,6 |
62,1 |
|
ВУСО |
159,4 |
32,6 |
43,7 |
|
Арсенал Страхование |
147,2 |
24,8 |
59,5 |
|
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
«Моторные» виды продолжают двигать рынок. Они занимают значительное место в портфелях практически всех ведущих компаний, так как ОСАГО клиенты покупают из-за его обязательности, а КАСКО им продают «прицепом». Растет и медстрахование. Но ДМС сложно сделать прибыльным, и зарабатывают на нем немногие», – рассказывает Святослав Ярошевич, генеральный директор страховой компании «Колоннейд Украина».
По прогнозам экспертов и страховщиков, в 2019 году страховой рынок удержится в «плюсе». Сегменту КАСКО сулят рост до 15–20%, ОСАГО – до 30–40%, а ДМС, по разным оценкам, может вырасти в полтора раза. «Только за І квартал 2019 года рынок добровольного медицинского страхования вырос на 54%», – приводит пример Ирина Гевель, председатель правления СК «Альфа Страхование».
Участники забывают добавить, что основной причиной таких показателей роста пока остается низкая база: в предыдущие 5 лет страхование сократилось до минимума.
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
---|---|---|---|
PZU Украина |
94 |
128,1 |
47,5 |
Универсальная |
66,1 |
-49,1 |
0,2 |
ИНГО Украина |
22,3 |
7,7 |
2,3 |
Аска |
17,5 |
89,8 |
0,0 |
AXA Страхование |
15,9 |
85,8 |
13,7 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
PZU Украина |
157,8 |
42,4 |
34,7 |
---|---|---|---|
Европейское туристическое страхование |
147,7 |
34,4 |
51,4 |
ВУСО |
116,6 |
0,4 |
20,4 |
СГ ТАС |
79 |
59,6 |
27,1 |
Укрфинстрах |
49,2 |
12,2 |
68,1 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Большим вызовом для страховщиков в ближайшие год-два станет борьба за лояльность клиентов. И это не только ценовая конкуренция, но и повышение качества сервиса, упрощение и ускорение процедур урегулирования убытков, а также персонализация страховых продуктов. Иными словами, страховщики будут готовы закрывать все более узкие потребности клиентов, предлагая программы под их запросы.
«Мы увидим новые виды страхования, которые ранее не имели достаточной актуальности. К ним можно отнести страхование автомобилей от поломки, как аналог продленной гарантии. Толчком для появления такого страхового продукта является то, что современные автомобили становятся все более технологичными, а значит, подверженными риску поломки. И все это происходит на фоне всеобщего старения автопарка», – объясняет Алексей Алексашин.
Еще один тренд – диджитализация. Страховые услуги и сервисы будут все активнее мигрировать в интернет. Для клиента – это удобство, для страховой компании – возможность снизить издержки, и охватить более широкий круг страхователей. Прежде всего тех, кто предпочитает делать покупки онлайн. Как пример «оцифровывания» – ОСАГО. «Буквально спустя год после запуска электронного полиса уже около 10% полисов «автогражданки» оформляются в электронном виде», – говорит Андрей Перетяжко, председатель правления «AXA Страхование».
|
Количество проданных полисов |
Средняя цена, грн |
---|---|---|
ВУСО |
34363 |
709 |
PZU Украина |
33720 |
848 |
Княжа |
14106 |
604 |
Провидна |
13955 |
599 |
СГ ТАС |
6763 |
562 |
Оранта |
6562 |
705 |
АСКО Донбасс Северный |
4009 |
591 |
AXA Страхование |
3944 |
973 |
Альфа Страхование |
3647 |
810 |
Юнивес |
3316 |
458 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
А вот глобальное «очищение» страхового рынка в обозримом будущем вряд ли произойдет. Хотя Нацкомфинуслуг и делает шаги в этом направлении. «Вступило в силу новое положение комиссии, которое ужесточило требования к платежеспособности, нормативам достаточности капитала, качеству активов и ликвидности страховщиков. Это реально очень важное изменение, но теперь крайне нужно, чтобы оно работало и чтобы регулятор активно выводил с рынка те страховые компании, которые не выполняют эти требования», – рассуждает Андрей Перетяжко.
Впрочем, для масштабной перезагрузки рынка необходимы и серьезные законодательные изменения. Во-первых, принятие новой редакции закона «О страховании», проработка и обсуждение которого идет уже более 10 лет. Во-вторых, принятие закона о «сплите», который передаст полномочия по регулированию страхового рынка от Нацкомфинуслуг – Национальному банку.
«В меморандуме с МВФ одним из требований было принятие закона о «сплите» до конца марта 2019 года. Как мы видим, руки у Верховной Рады до него не доходят. И ожидать, что сейчас, в условиях парламентских выборов, мы увидим прогресс в этом вопросе, не приходится», – считает Ирина Гевель. Поэтому не исключено, что рассмотрением жизненно важных для страхового рынка законопроектов будет заниматься уже новый состав парламента.
Общая проблема у компаний практически одинаковая: большинство из них так и не научились зарабатывать на классических страховых продуктах. Из-за высоких затрат на андеррайтинг и комиссионные агентам (от 30 до 50%) убыточность страхования ОСАГО достигает 120–150%. Схожая проблема и по другим видам страхования.
Зарабатывать у крупных компаний получается на КАСКО, если они имеют стабильную базу клиентов и не демпингуют – по такой модели удается развиваться «Арсенал Страхованию» и АХА и УСГ. А также у некоторых нишевых компаний, таких как БУСИН – на рынке авиастрахования или «Перша» на рынке ответственности грузоперевозчиков.
|
Страховые платежи, млн грн |
Прирост за 2018 год, % |
Уровень выплат, % |
---|---|---|---|
Арсенал Страхование |
281,6 |
9,4 |
0,0 |
БУСИН |
152,4 |
7,5 |
19,8 |
Универсальная |
96 |
17,6 |
0,0 |
PZU Украина |
83 |
-14 |
0,0 |
Альянс |
64,3 |
16828,2 |
0,0 |
Данные: Insurance TOP
Расчеты: Mind
Не все гладко и с финансовой устойчивостью. В текущем выпуске рейтинга этот индикатор заменил «ликвидность», расчет которой не отображает в полной мере способность страховщика покрыть обязательства теми средствами, которые находятся в его распоряжении. Финансовая устойчивость рассчитывается как соотношение высоколиквидных активов (средства на счету, ОВГЗ в портфеле и т. д.) к чистым страховым премиям.
Соответственно, чем ближе соотношение к 100% – тем лучше. Но существенным запасом финансовой устойчивости обладают лишь страховые компании «Княжа, «Просто», «Колоннейд», «Экспресс Страхование». Обеспокоенность вызывают «Аска», «Провидна», «UTICO» и «Оранта», у которых значение коэффициента гораздо ниже 30%.
Правда, стоит учесть, что компании могут «рисовать» финансовые показатели – такие как объем активов, денежных средств, объем выплат, хотя, если верить опрошенным Mind участникам рынка, в последние два года СК значительно меньше стали злоупотреблять некорректным отображением финансовых показателей компании.
Уровень выплат также далеко не всегда коррелирует с реальным положением дел в компании и напрямую зависит от структуры ее портфеля. Чем выше доля высокоубыточных видов страхования, таких как КАСКО, ОСАГО, ДМС, тем уровень выплат будет выше. Если же работа страховщика сконцентрирована в узком сегменте, то с оглядкой на специфику его деятельности и 5–10% может быть нормальным показателем. Например, как у компании БУСИН, которая занимается сугубо авиационным страхованием.
Для розничной компании с относительно однородным портфелем нормальным уровнем выплат считается диапазон от 50% до 70%. Но отдельные участники рейтинга никак не вписываются в этот коридор. Однако не всегда низкий уровень выплат говорит негативно о компании. Как, например, 5%-ный уровень выплат у СК «Allianz Украина», которая страхует имущество.
Динамика премий у участников рейтинга более-менее однородная, все лидеры рейтинга значительно нарастили свои портфели – от 20 до 40%. Более чем на 60% приросли премии и у СК «Глобус», «Эталон» и «Евроинс Украина», которые использовали агрессивные маркетинговые стратегии. Прошлогодний лидер «Экспресс страхование» (страхует авто, приобретенные в дилерской сети корпорации «УкрАвто») также сохранила хорошую динамику – ее портфель, состоящий на 84% из КАСКО, вырос на 33%.
У 19 участников рейтинга отрицательная или нулевая динамика капитала. В принципе колебания и даже кратковременное снижение капитализации допустимы. Но если на этом фоне у компании растет долговая нагрузка и падает ликвидность – есть повод для беспокойства. Например, как у СК «Универсальная», «СГ ТАС», «Перша», «Провидна» и «Укрфинстрах».
Но сильнее всего картину страховщикам подпортил «светофор» МТСБУ, который отражает их деятельность на рынке ОСАГО, в том числе и платежную дисциплину. Почти у половины участников рейтинга «светофор» находится в «желтой» или «красной» зоне. Это говорит о том, что у них есть проблемы с качеством урегулирования убытков по договорам «автогражданки», а также приличное количество жалоб со стороны клиентов. В первой десятке рейтинга это касается «Княжей», «Уники» и «Колоннейд Украина».
[INSERT_INSURANCE_RATING_20192]
Рейтинг страховых компаний – информационный проект, направленный на комплексное оценивание страховых компаний, крупнейших по объему страховых сборов в Украине. Рейтинг учитывает важнейшие факторы финансовой устойчивости и деловой активности страховых компаний, которые можно рассчитать на основе публичной информации.
Объект рейтинга – страховые компании, сумма валовых сборов которых за 2017 год превышает или равна 100 млн грн и занимающихся классической страховой деятельностью.
Предмет рейтинга – привлекательность страховых компаний для собственников движимого и недвижимого имущества, определяется количественно как общая сумма баллов факторов привлекательности – от 1 до 4, взвешенных на важность каждого фактора – коэффициент в диапазоне от 0 до 1.
Качественно привлекательность страховых компаний выражается «звездным рейтингом» страховой компании – от 0,5 до 5 «звезд», зависит от суммы общего зачета. И главное значение имеет «звездный рейтинг» страховой компании, а не ее порядковый номер в таблице.
Периодичность рейтингования: ежегодно после публикации компаниями годовой финансовой отчетности.
Источники данных: отдельные показатели финансовой отчетности страховых компаний, отраженные в формах финансовой отчетности (Ф) и разделах отчетности, подготовленной в соответствии с Распоряжением Госфинуслуг №39 от 03.02.2004 (Р), анкетирование страховых компаний, участвующих в рейтинге, а также информация с сайта forinsurer.com.
Для определения фактора «Уровень иностранной поддержки» используется официальная информация АРИФРУ о собственниках существенного участия СК, данные информационных агентств «УНИАН», «Украинские новости», «Интерфакс-Украина», данные Mind, а также официальная информация компаний.
При подготовке методики рейтинга учитываются следующие факторы, определяющие привлекательность страховых компаний с точки зрения клиентов:
1. Долговая нагрузка.
2. Ликвидность страховой компании.
3. Уровень выплат.
4. Прирост страховых премий.
5. Прирост собственного капитала страховой компании.
6. Вхождение СК в международную финансовую группу (международную страховую компанию).
7. Уровень кэптивности компании.
8. Коэффициент финансовой устойчивости (автономии) СК.
9. «Светофоры» МТСБУ по факторам «Качество урегулирования рисков» и «Уровень жалоб клиентов»
10. Эффект масштаба СК.
Mind определил уровень важности каждого из предложенных факторов через присвоение весов-множителей, сумма которых равна единице.
При существующем уровне прозрачности страхового рынка представленная ниже методика расчета факторов максимально адекватно отражает комплексную привлекательность страховых компаний для клиентов.
Расчет значений рейтинговых факторов
№ | Фактор | Показатель | Формула* | Вес фактора | |
1 | Долговая нагрузка | Соотношение обязательств к капиталу | (Обязательства/КАП) *100% |
0% – 75% 4 б.. 75% – 150% 3 б. 150% – 250% 2 б. >250% 1 б. |
0,05 |
2 | Ликвидность | Соотношение высоколиквидных активов к обязательствам | (Высоколиквидные активы/обязательства)*100% |
>150% 4 б. 80% – 150% 3 б. 30% – 80% 2 б. <30% 1 б. |
0,05 |
3 | Уровень выплат |
Соотношение выплат в отчетном периоде в валовых премиях предыдущего периода Выплаты по КАСКО Выплаты по добровольному медицинскому страхованию |
(Выплаты(t) / П(t-1)) *100% |
45% – 60% 4 б. 30% – 45% 3 б. 20% – 30% или 60% – 70% 2 б. 5% – 20% или 70% – 80% 1 б. <5% або >80% 0 б. |
0,15 |
4 | Прирост страховых премий | Соотношение прироста премий в отчетном периоде к премиям предыдущего периода |
((П – П (t-1) ) / П (t-1) )*100% |
>20% 4 б. 0% – 20% 3 б. (-20%) – 0% 2 б. < (-20%) 1 б. |
0,1 |
5 | Прирост капитала | Соотношение прироста капитала в отчетном периоде к капиталу предыдущего периода |
((КАП – КАП (t-1) ) / КАП (t-1) )*100% |
>20% 4 б. 0% – 20% 3 б. (-20%) – 0% 2 б. < (-20%) 1 б. |
0,05 |
6 | Вхождение в международную финансовую группу | Собственники: иностранная корпоративная структура; физическое лицо-нерезидент; резиденты Украины | – |
– входит в международную финансовую группу, головной офис – в развитой стране, иностр. собственники владеют контрольным пакетом –4 б. – входит в международную финансовую группу, иностр. собственники владеют миноритарным пакетом – 3 б. – входит в международную финансовую группу, головной офис – в развивающейся стране – 2 б.– не имеет иностранных собственников –1 б. |
0,15 |
7 | Уровень кэптивности | Если страховая компания является непрофильным бизнесом, этот фактор оценивает зависимость бизнес-модели компании от основного бизнеса | ПереСтр(t) / П) *100% |
– полностью рыночная компания – 4 б. – часть портфеля формирует за счет основного бизнеса акционеров – 3 б. – большую часть портфеля формирует за счет основного бизнеса акционеров – 2 б. – портфель полностью сформирован за счет основного бизнеса акционеров – 1 б. |
0,1 |
8 | Коэффициент финансовой устойчивости | Соотношение собственного капитала к итогу баланса пассивов компании | (Собств. КАП/ПАСИВ) *100% |
>60% 4 б. 40% – 60% 3 б. 20% – 40% 2 б. <20% 1 б. |
0,1 |
9 | Оценка МТСБУ | Значение «светофоров» «Качество урегулирования рисков» и «уровень жалоб» |
2 зеленых – 4 б. 1 зеленый, 1 желтый – 3 б. 2 желтых – 2 б. любой красный – 1 б. |
0,1 | |
10 | Эффект масштаба | Объем собранных премий |
до 150 млн грн – 1 б. до 400 млн грн – 2 б. до 1 млрд грн – 3 б. более 1 млрд грн – 4 б. |
0,1 | |
Общий зачет | Сумма баллов факторов, взвешенных на соответствующие веса | ОбщЗач = | 1,00 |
* – Условные обозначения, использованные в формулах означают:
Обязательства – сумма текущих и долгосрочных обязательств страховой компании;
КАП – итог баланса активов без балансовой стоимости компании и без обязательств;
КАП (t-1) – итог баланса активов без балансовой стоимости компании и без обязательств за предыдущий отчетный период;
Высоколиквидные активы – деньги и их эквиваленты;
Выплаты (t) – страховые выплаты компании за отчетный период;
П (t-1) – собранные страховые премии за предшествующий отчетный период;
П – собранные страховые премии за отчетный период;
ПереСтрах (t) – доля премий, переданных в перестрахование за отчетный период;
Собств. КАП – собственный капитал;
Пассивы – итог баланса пассивов компании.
Каждому фактору, перед тем как учесть его важность, присваивается балл от 1 до 4. Баллы зависят от диапазона, в который попадает значение показателя, отражающего количественное содержание фактора.
Например, если фактор «Уровень выплат» лежит в диапазоне от 45% до 60%, то такой страховой компании присваивается наибольший балл за этот фактор – 4.
Если же он лежит в диапазоне от 30% до 45% – 3 балла.
Если значение показателя находится в диапазоне от 20% до 30% или от 60% до 70% – 2 балла.
Если уровень выплат составляет от 5% до 20% или от 70% до 80%, страховая компания получает 1 балл.
Если значение показателя меньше 5% или более 80% – 0 баллов.
Впоследствии полученный балл умножается на вес фактора. Для фактора «Уровень выплат», например, вес фактора составляет 0,15.
Сумма общего зачета для каждой страховой компании рассчитывается путем сложения чисел, полученных от умножения баллов на вес каждого фактора. Чем больше значение общего зачета, тем привлекательнее страховая компания для клиентов.
Определение рейтинговой категории
Рейтинговая таблица строится с помощью ранжирования страховых компаний, участвующих в рейтинге, в порядке убывания суммы их общего зачета – ОбщЗач.
После этого, в зависимости от диапазона, в который попадает каждая страховая компания, ей присваивается «звездный рейтинг» от 0,5 до 5.
Критерии присвоения рейтинговых категорий
Значение суммы общего зачета – ОбщЗач | «Звездный рейтинг» | Содержание категории |
от 3,6 до 4,00 | 5 | Высокий уровень привлекательности для клиентов |
от 2,9 до 3,59 | 4 | Стабильный уровень привлекательности для клиентов |
от 2,3 до 2,89 | 3 | Удовлетворительный уровень привлекательности для клиентов |
от 1,7 до 2,29 | 2 | Низкий уровень привлекательности для клиентов |
от 1,2 до 1,69 | 1 | Катастрофический уровень привлекательности для клиентов |
Методика рейтинга в будущем может быть частично изменена в расчетной части или дополнена новыми факторами с учетом динамики показателей деятельности страхового рынка, а также в результате повышения уровня раскрытия финансовой информации страховыми компаниями Украины. Поэтому каждый новый рейтинг должен сопровождаться критическим пересмотром методики рейтингования автостраховщиков, которая в случае выявления несоответствий новым реалиям должна адекватно корректироваться.
От редакции
Главное значение имеет «звездный» рейтинг страховой компании – от 0,5 до 5, а не ее порядковый номер в таблице. Редакция и авторы рейтинга не отвечают за решения третьих лиц, принятые исключительно на основании этого рейтинга.
Рейтинг носит исключительно информационный характер. Он отражает лишь мнение редакции об уровне привлекательности страховых компаний на основании финансовой отчетности. Рейтинг нельзя рассматривать как единую рекомендацию для выбора страховых продуктов.