Некоторые нефтегазовые корпорации – лидеры мирового рынка – известны своими обзорами тенденций и перспектив мировой энергетики, которые задают тон экспертной дискуссии на весь год.
Пожалуй, наиболее влиятельный из них готовит британская ВР, которая в прошлом месяце опубликовала уже 68-й выпуск Statistical Review of World Energy, и о его презентации в Нью-Йорке рассказывал Mind.
В июне также вышел девятый выпуск Energy Perspectives – обзора потенциальных изменений в макроэкономике и на энергетических рынках к 2050 году, подготовленный норвежской корпорацией Equinor.
В том же месяце главный экономист Equinor и идеолог этой работы Эйрик Вэрнесс представил опубликованные результаты в американском Центре стратегических и международных исследований. В начале выступления он обратил внимание, что все выводы и данные из Energy Perspectives являются «важным вкладом» в позиционирование стратегических приоритетов бизнеса компании, но не отражают стратегию ее развития или взгляды топ-менеджмента.
То есть, как и в случае с ВР, подготовка подобных обзоров – это маркетинговый инструмент, способ представить рынку качество экспертизы, на которое способны аналитики Equinor, а также развивать дискуссию по актуальным проблемам, чтобы находить наиболее оптимальные решения. Такой подход выводит бизнес компании и ее топ-менеджмент на новый уровень доверия в отрасли, повышает авторитет, причем не только в Норвегии, но и в других странах, где присутствует Equinor.
Есть у обзора норвежской компании и своя «изюминка», которая позволяет выделить его на фоне работы такого гранда, как ВР, – акцент на макроэкономике и более масштабная перспектива анализа. Как отметил Эйрик Вэрнесс, такой подход объясняется спецификой его научных интересов и большой любовью к решению глобальных задач, с которыми сталкивается руководство Equinor при управлении бизнесом. Но в настоящее время, признался он, протекционизм и национализм доминируют в политике многих государств. А это мешает эффективным преобразованиям в энергетической отрасли, ограничивая возможности для решения многих актуальных проблем, в том числе глобального изменения климата, которое рискует превратиться в глобальную катастрофу.
Mind послушал выступление Эйрика Вэрнесса в Вашингтоне, а также экспертную дискуссию, которая состоялась в зале после презентации, и предлагает своим читателям наиболее интересные моменты.
Правительства разных стран мира действуют слишком медленно, чтобы достичь долгосрочных целей в контроле и управлении глобальными климатическими изменениями, которые являются очевидным фактом.
Человечество впервые в своей истории оказалось в условиях энергетического перехода, когда необходимо отказаться от устаревших технологий в обеспечении энергоресурсами. Все, что происходило раньше, было связано с открытием новых возможностей, когда новые технологии дополняли уже существующие. Но глобальные климатические проблемы превращают энергетический переход в насущную необходимость.
Предпринимаемых ныне мер недостаточно, чтобы в обозримом будущем ограничить повышение температуры на 2 градуса по Цельсию, как это обозначено в Парижском соглашении.
Выбросы парниковых газов в 2018 году увеличились и достигли рекордного пика. Чем дольше будет сохраняться эта тенденция, тем более радикальные понадобятся меры, чтобы предотвратить беду и реализовать цели по ограничению выбросов. Наш прогноз указывает на важность быстрых и существенных технологических изменений, которые сейчас актуальны, как никогда.
Если Equinor сейчас прекратит финансирование корпоративной программы по геологоразведке и оптимизирует добычу на действующих месторождениях, то производство нефти и газа к 2050 году может сократиться на 4,5%.
Если все компании в мире, которые занимаются добычей углеводородов, уже в этом году прекратят инвестиции в геологоразведку и будут придерживаться такого правила в течение следующих 30 лет, то глобальное производство нефти и газа сможет сохраниться на том же уровне, что и сейчас. Одновременно надо помнить, что глобальной экономике, чтобы поддерживать свое развитие, понадобится дополнительно не менее 300 млн баррелей нефти. Поэтому тут важно учитывать также вклад от разработки нефтегазоносных песчаников, а не только традиционных месторождений.
Все это говорит о том, что также возрастает актуальность инженерных решений для улавливания из атмосферы и хранения углекислого газа, который образуется в ходе производства. Спрос на такие технологии увеличится в 40 раз, по сравнению с сегодняшним днем.
Мы говорим о нарастающих объемах углекислого газа, который будет выбрасываться в атмосферу, на уровне 1,5 млрд тонн. Вы можете представить, насколько это огромный показатель? Это вдвое больше, чем сейчас производится пшеницы в мире каждый год.
Чтобы к 2050 году взять под контроль такие масштабы выбросов углекислого газа, инженерные решения для их улавливания должны постоянно совершенствоваться, а новые объекты на их основе должны внедряться в промышленную практику повсеместно.
В условиях постоянного роста мировой экономики, сокращение выбросов парниковых газов за счет развития возобновляемых ресурсов энергии превращается в чрезвычайно сложную задачу. Поэтому мне бы хотелось максимально четко прояснить, что энергетический переход, когда производство и потребление ископаемых видов топлива сводится к минимуму, – это не легкая расслабляющая прогулка по зеленому парку. Страны, где энергоресурсы максимально востребованы (а это, прежде всего, страны с развитой экономикой), будут играть наиболее значимую роль в решении проблемы глобальных климатических изменений. От них будет зависеть, прежде всего, достигнем ли мы поставленных целей по сокращению выбросов углекислого газа.
Масштабные инвестиции потребуются всем отраслям, чтобы не только повышалась их энергоэффективность, но одновременно также ограничивались выбросы в производстве. А еще – качественно менялась структура энергопотребления в пользу альтернативных источников.
В прогнозе, который готовит компания Equinor, представлено три сценария.
Сценарий обновления отражает возможности для достижения целей Парижского климатического соглашения, принятого в 2015 году, связанных с ограничением возможного потепления в пределах и ниже 2 градусов по Цельсию.
Это возможно только за счет стремительного и значительного ужесточения климатической политики, глобального сотрудничества между странами и компаниями, постоянного улучшения и распространения передовых технологических разработок. Другой важный элемент – это радикальные преобразования в поведении бизнеса и потребителей, которые должны с гораздо большей ответственностью воспринимать проблему глобального потепления и предпринимать реальные действия для ее решения.
Движущие силы в сценарии реформы – это рыночная конкуренция и технологические инновации, а также правила и институты, которые регулируют отношения между странами и бизнесом на мировой арене.
В таких условиях ведущую роль играет не только конкуренция, но и сотрудничество. Это ограничивает интерес участников к устойчивым, трудноразрешимым и масштабным конфликтам. Поэтому предпосылки для их возникновения минимальны. Конечно, могут где-то проявляться эпизодические региональные кризисы, но они не выходят за пределы дипломатического напряжения и ограничены во времени, потому что их участники склонны договариваться, а не разжигать конфликт – в противном случае это наносит ущерб всем причастным сторонам.
Для сценария соперничества характерна геополитическая неопределенность, стабильности нет. Это такая ситуация в мире, в которой мы сейчас находимся.
Напряжение может сохраняться и дальше, с некоторыми изменениями, а в каких-то случаях даже усиливаться. Вероятность применения военной силы на территории отдельных государств возрастает по мере того, как дипломатические механизмы предотвращения и разрешения конфликтов утрачивают эффективность, а политические идеологии, основанные на принципах дискриминации, изоляции и национализма, будут набирать популярность.
Но и в таких «горячих точках» неизбежно восстановление баланса в результате регионального конкурентного противостояния между ключевыми государствами, которые занимают в мире ведущие позиции.
Несмотря на ту нестабильность, которая сейчас наблюдается в мире, нас в Equinor вдохновляют многие вещи, отражающие прогресс и развитие. Поэтому в целом мы смотрим на перспективы ситуации, которая сложилась в мировой энергетике, весьма оптимистично. Хотя, кончено, порой приходится прилагать усилия, чтобы в общем потоке информационного шума увидеть интересные и ценные идеи, выделить важные процессы.
Увлекательные и захватывающие события происходят, например, в технологической сфере. Мы наблюдаем, как постоянно трансформируется сектор альтернативной энергетики. Судя по всему, мы достигли предельного количества крупных ветряных турбин со значительной мощностью, способных располагаться на суше. Но потенциал для офшорных проектов в этом направлении еще не исчерпан, есть возможности для установки новых офшорных объектов. Причем чем дальше от берега, тем больше наращивая мощность.
И конечно же, всем странам нужно развивать инфраструктуру для электромобилей, упрощая их обслуживание. Это увеличит популярность альтернативного транспорта, сделает его более доступным и удобным в эксплуатации, а в итоге он превратится в основное средство передвижения вместо автомобилей на традиционном ископаемом топливе.
Климатическая и энергетическая политика неизбежно влияет на условия жизни самих политиков, ответственных за принятие таких решений.
Необходимо признать, что климатическая политика, которая сейчас реализуется в мире, оказывает регрессивное воздействие на перспективы условий нашей жизни.
Но весьма обнадеживает, что тема глобального потепления набирает популярность среди молодежи, которая с большим энтузиазмом не только обсуждает, но и предпринимает реальные действия для улучшения ситуации. Хотя одновременно, словно в параллельной реальности, можно наблюдать, как родители этих юношей и девушек протестуют против повышения цен на энергоресурсы или строительства новых ветропарков, отстаивая право собственности на землю.
Обратите внимание, как все еще трудно достичь низкоуглеродного результата в производстве электроэнергии, где уголь продолжает играть важную роль во многих странах. Это значит, что угледобывающие предприятия по-прежнему остаются важными источниками загрязнения окружающей среды. И этому содействует потребительский спрос на такую электроэнергию, которая обходится дешевле, чем произведенная из альтернативных источников.
Все это говорит о том, насколько сложной и многогранной является проблема борьбы с глобальным потеплением. Надо признать, нетривиальная задача стоит перед человечеством!
Как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему, чтобы быть во всеоружии. Сценарии «Реформы» и «Соперничество» из нашего прогноза предполагают, что цели Парижского климатического соглашения к 2050 году достигнуты не будут, а затраты на производство энергии из традиционных источников возрастут.
Одновременно мы не исключаем, что еще задолго до того, как угольные электростанции устареют и выйдут из строя, появятся новые технологии, более дешевые и эффективные, которые их заменят.
Технологические инновации, которые мы учитываем в наших сценариях, могут постепенно вывести государства и все человечество на новый уровень прогресса, а также создадут предпосылки для политического чуда, когда страны будут договариваться о реальных мерах, чтобы предотвратить климатическую катастрофу. В первую очередь это потребует усилий и договороспособности от государств, которые считаются ведущими игроками на международной арене.
Быть лидером – это также значит быть способным взять на себя большую ответственность.
В решении климатической проблемы особенно важна инициатива на уровне отдельных стран. На уровне региональных объединений, таких, например, как Европейский союз, не существует достаточных возможностей, чтобы принудить всех участников достичь компромисса в вопросе о сокращении выбросов парниковых газов. Но когда есть осознание важности проблемы и последствий от пассивности в ее решении, эффективными могут оказаться меры, способные влиять на поведение потребителей и промышленность.
Углеродный налог, направленный на прямое стимулирование сокращения выбросов парниковых газов всеми участниками рынка, представляется наиболее очевидным решением и отправной точкой, чтобы снизить угрозы климатических изменений.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS