Новым президентом Еврокомиссии стала министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Официально она займет эту должность вместо Жана-Клода Юнкера 1 ноября – в тот день, когда Великобритания рискует выйти из ЕС без договора. В это же время в Украине, с большой вероятностью, уже будут накаляться страсти вокруг нового соглашения «Нафтогаза» и «Газпрома» об условиях транзита российского газа с 2020 года. В урегулировании этой проблемы заинтересована, не в последнюю очередь, Еврокомиссия, где ранее высказывались за подписание долгосрочного десятилетнего контракта.
Какой позиции будет придерживаться фон дер Ляйен в газовом вопросе и по отношению к Украине? Предварительные выводы об этом можно сделать уже сейчас, основываясь на первых заявлениях нового президента Еврокомиссии, которые она озвучила перед голосованием в Европарламенте и вчера, 18 июля, во время интервью в узком кругу журналистов четырех европейских изданий, среди которых был корреспондент The Guardian.
Mind собрал наиболее значимые для Украины высказывания новоизбранной европейской чиновницы. А для полноты картины мы дополнили эту подборку цитатами из интервью фон дер Ляйен, которые были опубликованы за время ее шестилетней карьеры в Министерстве обороны Германии (в изданиях Der Spiegel, Die Zeit, Süddeutsche Zeitung и The Daily Telegraph).
Так, в 2014 году она была против поставок Украине летального оружия – по ее убеждению, это могло усугубить конфликт Москвы и Киева. Но призывала к жесткой позиции в отношениях с Россией. «Президент Путин не ценит слабости. Доброжелательность или снисходительность не делают его более дружелюбным», – фон дер Ляйен продолжала эту мысль и в прошлом году.
«Моя мечта о создании Соединенных Штатов Европы теперь стала более зрелой, конкретной и реалистичной. В Евросоюзе у нас есть единство в разнообразии. Это нечто отличное от федерализма. Думаю, такой путь и является правильным».
«Пока Россия атакует в киберпространстве, Китай атакует экономическим оружием... Китай обхаживает нас с дружелюбным выражением лица – и мы часто забываем, как целеустремленно он преследует свою выгоду. И как умно».
«Есть золотое правило, которое я уважаю: я буду строить работу очень конструктивно с каждым главой государства и правительства».
«Работа только начинается. В своих дебатах с политическими группами и национальными делегациями я столкнулась с большой открытостью для конструктивного сотрудничества. Изменение климата, цифровая экономика, Brexit, безопасность, торговля, миграция – впереди у нас много работы».
«Я беру на себя обязательства реализовать масштабную природоохранную программу, а также заключить в рамках ЕС «зеленую» сделку, которая предусматривает многомиллиардные инвестиции и введение «углеродного налога» в Евросоюзе, чтобы к 2050 году мы смогли достичь углеродной нейтральности на всем континенте. Мы должны сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года к 2030 году (текущая цель ЕС составляет 40%. – Mind)».
Решение проблемы изменения климата – на первом месте. Самый плохой сценарий от последствий глобального потепления наступит, если мы не будем действовать решительно, чтобы остановить изменение климата со всеми его последствиями. Часы идут без остановки, и мы должны действовать без промедления.
Загрязнение окружающей среды должно иметь цену, которая приведет к изменению нашего поведения и снижению выбросов СО2. Мы уже преуспели в технологиях, чтобы решить климатическую проблему, но мы должны совершенствоваться.
Европейской промышленности нужна модернизация. Но мы также должны защищать ее от дешевого импорта, произведенного экологически вредными способами за пределами Европы. В угольных регионах, особенно в центральной и восточной Европе, мы должны поддержать переход к новым чистым отраслям экономики, к альтернативной энергетике, одновременно защищая рабочие места».
«Долгосрочная цель по созданию европейской армии и НАТО – это не противоположности, а две стороны одной медали… Это сложно, но важно. Европа должна быть в состоянии действовать независимо везде, где это необходимо.
Ситуация с безопасностью изменилась, и бундесвер вынужден решать огромное количество проблем, от Сирии и Ирака до Мали и всей миссии в Средиземном море. Кроме того, войскам приходится справляться с оказанием помощи беженцам и их защитой на восточной границе».
«Европа нуждается в солидарности... Политика таких государств, как Польша и Венгрия, которые бросают дерзкий вызов консенсусу Евросоюза в вопросах миграции, верховенства права и свободы слова, требует особо пристального внимания. Мы должны внимательно выслушать их аргументы.
Например, Польша обоснованно утверждает, что приняла полтора миллиона человек из Украины – страны, которая уже несколько лет находится в состоянии гибридной войны и где гибнут люди. Мы не должны игнорировать это.
Каждое государство ЕС, которое затронула проблемой беженцев, уже находится в процессе поиска оптимальных решений. Но каждая отдельная страна также нуждается в солидарной поддержке на общеевропейском уровне, и для такого сотрудничества всегда открыты возможности в самых разных областях».
«Мы утвердим общеевропейские гарантии бесплатного здравоохранения и образования для каждого ребенка. Как мать семерых детей я знаю, насколько это важно, чтобы дети могли получить хорошее образование, чтобы у них была возможность заниматься спортом и музыкой, чтобы у них был доступ к здоровому питанию и общению в дружелюбной обстановке».
«Для меня равенство достигается, когда мужчин больше не оскорбляют, называя «слабаками», если они заботятся о своем ребенке или немощном отце».
«Возможно, мы, демократы, слишком долго верили, что демократия настолько сильна, настолько убедительна, настолько блестяща, что ее победное шествие не может быть остановлено. Теперь ясно, что это не так. Не демократия должна меняться, а демократы. Мы должны снова встать и бороться за свое дело… Возможно, популизм – это наш шанс. Его тупая простота заставляет нас рассказывать ясным и понятным языком о том, что мы отстаиваем: толерантное, непредубежденное, демократическое общество в Европе».