Гадание на проводах: что ждет нового главу Минэнерго

И удастся ли ему удержать тарифы на электроэнергию для населения

Фото: pixabay

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора исследуемого вопроса. Сегодня Инна Коваль, редактор отдела «Промышленность» Mind, размышляет над основными вызовами, которые стоят перед Минэнергоэкологии в контексте будущей смены состава правительства и актуализации проблем, накопленных отраслью за последние годы.

Работа министерства и оценка соответствия должности его руководителя Алексея Оржеля – один из насущных вопросов, который встанет очень скоро. Даже если сегодня в парламенте его не успеют рассмотреть. Весь энергорынок считает недели и делает ставки, когда и как уйдет в небытие стабильность энергоснабжения в Объединенной энергосистеме страны (ОЭС). И кого придется отключать: только население или промышленные предприятия тоже.

Энергоснабжение всей страны обеспечивает старая «классическая» энергетика – атомная генерация, угольные станции и гидроэнергетика на Днепре и Днестре. «Зеленая» энергетика производит лишь 5% всех потребностей страны, а требует 20% оплаты из общего энергобюджета («зеленая» стоимость составляет 3–5 грн за 1 кВт). В 2020 году на выплаты для нее необходимо 48 млрд грн.

Только две компании – НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Укргидроэнерго», на которые приходится в среднем соответственно 55% и 10% общих поставок электроэнергии в ОЭС, обеспечивают стабильность тарифов для населения. Это так называемое PSO – обязательная продажа электроэнергии по самым низким тарифам: 57 и 35 копеек за 1 кВт соответственно.

2 марта Министерство экономики, торговли и сельского хозяйства под руководством Тимофея Милованова при молчаливом согласии главы Минэнергоэкологии Оржеля объявило конкурс на должность президента НАЭК «Энергоатом», исключив из требований обязательное условие к кандидату – наличие соответствующего образования и практического опыта работы на ядерных объектах.

Это нарушает не только украинское законодательство, но и протоколы МАГАТЭ и Евроатома. «Команда» Оржеля методично вытесняет из отечественных компаний управленцев-профессионалов, дискредитирует руководителей, создает долги за поставки электроэнергии, оказывает давление на наблюдательные советы и блокирует все перспективы развития компаний. Идет целенаправленное уничтожение собственной классической генерации в угоду «зеленому» лобби и импорту «ядерки» из Российской Федерации.

Как на «Энергоатоме» держится социальная цена на электроэнергию? Компания НАЭК «Энергоатом» производит в среднем 52–55% всей электроэнергии страны по цене 57 копеек за 1 кВт. И 90% всей продукции отдает госпредприятию «Гарантированный покупатель». Он «смешивает» ее с другими видами генерации – угольной, газовой, водной, «зеленой» – и отпускает на бытовой сектор. Таким образом украинцы получают социальный тариф (до 100 кВт*ч) – на уровне 0,90 грн за 1 кВт*ч.

На начало марта 2020 года ГП «Гарантированный покупатель» создало задолженность перед НАЭК «Энергоатом» на уровне 2,8 млрд грн, из которых 1,8 млрд грн пришлись на февраль 2020 года. Таким образом, за два месяца «Энергоатом» получил лишь половину заработанных средств. При этом цена для  PSO в 0,57 грн не обеспечивает покрытие даже экономически обоснованных расходов «Энергоатома» – в частности, на оплату диспетчеризации и акцизного налога.

«Отсутствие своевременной и полной оплаты электроэнергии для «Энергоатома» привело к дефициту средств на выполнение производственной программы, на оплату свежего ядерного топлива и к полному отсутствию финансирования инвестпрограммы по статье «Капитальное строительство». Это означает, что компания получит штрафные санкции от поставщиков и подрядчиков в виде огромной пени, а если ситуация срочно не разрешится, то уже в марте у нас не будет средств на уплату налогов и заработной платы», – сообщил руководитель НАЭК Павел Павлишин на расширенном совещании с представителями государственных органов 3 марта.

Дорогой предшественников. Нынешний глава Минэнергоэкологии Алексей Оржель ни дня не работал на реальном производстве: закончил КПИ и сразу попал в НКРЭКУ – перекладывать бумажки и находить формулы для получения сверхприбыли для «зеленой» генерации. После прихода в Минэнергоэкологии он четко пошел по следам предшественников: при Януковиче министерство и НКРЭКУ ограничивали работу АЭС в угоду угольной генерации.

Сегодня это активно делается в угоду «зеленой» генерации. Сначала дают команду на снижение и ограничение мощностей всех атомных энергоблоков, а затем запускается информационная волна, будто бы украинские АЭС не выдерживают нагрузок и постоянно нуждаются в ремонте.

Блоки АЭС можно сравнить с автомобилем, когда гоночное авто заставляют ехать на скорости 30 км/ час, затем позволяют поднять скорость до 50, потом снова снижают и держат на 30. Вопрос: как долго продержится ходовая часть машины, а водитель выдержит нагрузки? И в то же время, при ограничении собственных блоков АЭС, Украина покупает атомную электроэнергию у страны-агрессора России.

Почему вода – это жизнь? Идет вымывание средств и из госкомпании «Укргидроэнерго», которая на сегодня является самой структурой, балансирует рынок электроэнергии, перенасыщенный дорогой и непрогнозируемой «зеленой» генерацией. Именно гидроаккумулирующие станции на Днестре и Днепре, когда перекачивают воду, потребляют избыточные мегаватты ветряных и солнечных станций. Но вместо дополнительных средств компания получила только штрафы.

«Рынок работает не всегда корректно. Скажем, есть аварийная команда диспетчера НЭК «Укрэнерго», что нужно срочно включиться либо на заполнение водохранилищ, либо на срабатывание воды. А MMS (market management system – платформа для балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг) этого не фиксирует. Это рассчитывается как объемы небалансов электроэнергии, вызванных отклонением «Укргидроэнерго» от планового графика, а не как объемы балансирующей энергии, произведенной по командам диспетчера. И нас штрафуют за этот небаланс», – рассказывает Игорь Сирота, генеральный директор ОАО «Укргидроэнерго».

Сегодня ситуация улучшилась, услуги балансирования уже учитываются корректно, но оплата за них идет с большим отставанием от графика, что также сказывается на капитальных вложениях компании, а проще – на невозможности ее развития.

Mind получил официальный ответ от ПАО «Укргидроэнерго»: на конец февраля 2020 стоимость отпущенной в рынок электроэнергии составила почти 170 млн грн. По условиям функционирования свободного рынка ГП «Гарантированный покупатель» должен погашать хотя бы 75% стоимости продукции до конца месяца, для УГЭ это составляет 126 млн грн. Однако, на сегодняшний день компания получила менее 10% – 11,7 млн грн, а почти 115 млн – задолженность. Компания заявила, что готова прекратить продажу электроэнергии ГП «Гарантированный покупатель», а это может привести к росту тарифов для потребителей.

Столь разное отношение к премиям. Недавно возник скандал вокруг ежегодной премии Игоря Сироты. Чиновники Минэкоэнерго прекратили полномочия председателя Наблюдательного совета «Укргидроэнерго» Валентина Гвоздия, который был избран на эту должность на открытом конкурсе, потому что он дал согласие на выделение этой премии в размере $650 000.

Вот премии руководителей НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева и Юрия Витренко в $25 млн такой реакции в Минэкоэнерго не вызывали, по крайней мере публично чиновники их не осуждали и председателя Наблюдательного совета НАК, госпожу Клэр Спотиссвуд, никто с должности не снимал. В «Укргидроэнерго» дали объяснение, что насчитали премию исключительно в рамках действующего законодательства. Впрочем, сегодня господин Гвоздий пытается восстановиться в должности через суд.

Может ли кухарка управлять атомной отраслью? Через суд пытается восстановиться в должности и многолетний глава НАЭК Юрий Недашковский. В конце ноября 2019 года министр Оржель предъявил ему обвинение в том, что тот не в состоянии «обеспечить стабильную работу атомных блоков и их своевременный ремонт». Действительно, были незначительные задержки с ремонтом, но, почему именно сложилась такая ситуация, мы объясняли выше. Это судебное разбирательство стороны на всеобщее обозрение не выносят, известно лишь, что оно на стадии апелляции.

Однако Минэкоэнерго превзошло само себя, когда 2 марта объявило конкурс на должность президента НАЭК «Энергоатом», исключив из квалификационных требований профильное образование, опыт работы на АЭС и на руководящих должностях в течение нескольких лет. Вся отрасль – в тихом шоке, потому что ядерная энергетика не регулируется одними национальными законами. Есть международные, надгосударственные органы, такие как МАГАТЭ, Всемирная ассоциация операторов АЭС, Евроатом. Именно ассоциация операторов АЭС после аварии на японской станции «Фукусима» в 2011 году выдвинула в качестве обязательного условия наличие профильного образования и опыт работы.

Проблему публично озвучил Григорий Плачков, председатель Госатомрегулирования, на расширенном совещании НАЭК «Энергоатом» с представителями действующей власти. Он отметил, что, поскольку президент «Энергоатома» получает лицензию у независимого регулятора, которым является «Госатомрегулирование», то образование, квалификация и опыт работы в сфере ЯРБ являются важными факторами.

Аварий не будет, будет отключение. Если в министерствах не прислушиваются к атомщикам и не изменят квалификационные требования, Украина получит очень «жаркое лето». На атомных станциях работают люди, которые имеют по два-три высших образования. Оператором блока можно стать только после минимум 10 лет работы на низших должностях. При этом специалист сдает серьезные экзамены, чтобы получить лицензию оператора. И каждые три года должен проходить переквалификацию и подтверждать право на эту лицензию.

Они не будут выполнять приказы человека, который не имеет соответствующего образования и опыта, будь то новый президент НАЭК, нынешний министр Оржель, его зам «по атомке» дончанин Виталий Шубин, выходец из орбиты ДТЭКа, или даже Иван Плачков – дважды экс-министр энергетики, который дал предварительное согласие третий раз возглавить министерство вместо Оржеля и его «бумажной» команды. Даже самый молодой оператор блока АЭС, услышав непрофессиональный приказ, просто запустит процесс выключения блока, потому что он руководствуется нормативами и протоколами МАГАТЭ и Ассоциации операторов АЭС.

С какими достижениями Украина входит в весну-лето? Атомная отрасль, которая дает 55% энергии, недофинансирована, с долгами и под потенциальным ударом непрофессионалов. Компания «Укргидроэнерго», которая отвечает за гидроструктуры на Днепре и Днестре, – недофинансирована, с долгами и также под потенциальным кадровым ударом.

Кроме того, Укргидрометцентр уже сообщил, что в стране за зиму выпало меньше половины ожидаемых осадков, реки полупустые, воды не будет. Следовательно, не будет и дешевой электроэнергии ГЭС и ГАЭС, которая сдерживала цены на электричество хотя бы весной в период половодья. Летом тем более не будет чем и как регулировать хаотическую «зеленую» генерацию. Госводагентство уже предупредило, что летом может ввести ограничения на потребление воды даже для населения.

В работе и для балансирования энергосистемы страны остаются дорогие угольные блоки ТЭС – около 2 грн за 1 кВт. При этом тепловым станциям энергорынок тоже задолжал несколько миллиардов. Материальная база, а именно угольная отрасль, сегодня находится под давлением инициативы господина Оржель закрыть и продать нерентабельные государственные шахты, то есть – все. И у нас вырисовывается еще один монополизированный олигархический рынок.

Как скоро чиновники от энергетики вынесут вопрос повышения тарифов на электроэнергию на рассмотрение НКРЭКУ, сделав его неотвратимым? Опрошенные автором специалисты различных отраслей энергетики не смогли ответить на это, потому что их больше беспокоит ситуация, как Украина вообще пройдет это жаркое лето.

P.S. Mind получил ответ на редакционный запрос от «ДТЭК Энерго». В компании отметили, что с введением свободного рынка электроэнергии 1 июля 2019, угольные ТЭС не сотрудничают с ГП «Гарантированный покупатель», следовательно, с его стороны никаких долгов перед угольной генерацией нет. Отношения с другими сегментами рынка имеют более сложный характер, поэтому нуждаются в отдельных пояснениях к каждой накопленной сумме долгов и большего времени на подготовку ответов.

Кроме того, сегодня с сайта Министерства экономики, торговли и сельского хозяйства исчезло объявление о конкурсе на должность президента НАЭК «Энергоатом». Однако это не снимает проблему  недофинансирования компаний.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS