По статистике, уровень смертности от коронавируса в разных странах колеблется в пределах 2,5%-7,7%. На этот показатель влияет не только общее состояние здоровья пациента и его иммунитет, но и своевременно оказанная квалифицированная медицинская помощь. Особенно это касается больных с тяжелой формой заболевания, у которых затруднено дыхание и организм не получает необходимый объем кислорода. Такие пациенты нуждаются в интенсивной терапии и подключении к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Даже в руководстве Всемирной организации здравоохранения, разработанном для медучреждений, четко сказано, что уже на ранней стадии необходимо проводить лечение с помощью аппаратов ИВЛ.
Но если Украину накроет серьезная эпидемия, аппаратов вентиляции для помощи тяжелобольным может оказаться недостаточно. По данным Министерства здравоохранения, на всю страну – порядка 3500 ИВЛ. «Но этого количества может не хватить, и оборудование может быть устаревшим», – предупредил, выступая с трибуны парламента, главный санитарный врач страны Виктор Ляшко. При этом в общей сложности во всех медучреждениях Украины оборудовано 16 000 коек для инфекционных больных. То есть, в идеале, каждое койко-место нужно снабдить таким аппаратом.
Решить проблему с ИВЛ предложило руководство концерна «Укроборонпром». Заместитель гендиректора «Укроборонпрома» Роман Бондарь заявил о том, что его коллега Мустафа Найем (тоже замгендиректора концерна) занимается вопросом запуска производства ИВЛ на заводе «Буревестник».
О чем идет речь? Киевский государственный завод «Буревестник» был создан еще в 1967 году. Предприятие занималось производством широкого ассортимента продукции – от радиолокационных систем до медицинского оборудования. В том числе, «Буревестник» выпускал аппараты искусственной вентиляции легких «Фаза-8», «Малятко», «БРИЗ» и «БРИЗ-Т» (аппарат для нужд скорой медицинской помощи и медицины катастроф).
Отличительная особенность аппаратов ИВЛ, произведенных на «Буревестнике», – в том, что для их работы не требуется разводка сжатого воздуха: кислород используется только для формирования дыхательной смеси. Также в аппаратах есть возможность проведения ингаляционного наркоза с помощью закиси азота, предусмотрен режим высокочастотной вентиляции.
Производители подчеркивают, что само по себе оборудование очень надежно и имеет высокий уровень наработки на отказ. По данным предприятия, к середине 2008 года «Буревестник» обеспечил украинские клиники ИВЛ в количестве более 3100 штук. По сути, это и есть те аппараты, о которых говорил Виктор Ляшко. Да, они устаревшие, но они до сих пор работают.
Кроме того, «БРИЗ» в разы дешевле зарубежных аналогов. Его цена – около 270 000 грн. Для сравнения, ИВЛ, которые выпускает немецкая компания Draeger, стоят от 40 000 евро, и цены, с учетом эпидситуации в мире, ежедневно растут. Но получить ИВЛ из Германии в этом году – нереально. Китайские аппараты могут стоить дешевле и поступят чуть раньше, но заказ у отечественного завода позволит создать рабочие места в Украине, а не финансировать иностранную экономику.
В чем сложности? Основная проблема заключается в том, что завод «Буревестник» с ноября 2011 года находится в процессе банкротства. По сути, предприятие уже почти девять лет не ведет деятельность.
Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, в ноябре 2009 года дала поручение Минздраву подписать с заводом контракт на закупку 1000 аппаратов искусственной вентиляции легких. При этом договор должен был предусматривать 50% предоплаты и 50% оплаты по факту осуществления закупки. Но МОЗ не разместил заказ, и предприятие остановило свою работу.
В апреле 2011 года «Буревестник» вошел в состав вновь созданного концерна «Укроборонпром». А уже 30 ноября 2011 года Хозяйственный суд Киева возбудил дело о банкротстве предприятия. Основанием для этого стал иск со стороны «Энергосбыт Киевэнерго» – структурного подразделения компании «Киевэнерго». Инициатор банкротства предъявил заводу денежные требования в размере 1,7 млн грн, которые суд удовлетворил и на основании этого открыл процедуру банкротства.
Правда, в 2015 году руководство «Укроборонпрома» сообщило о том, что намерено восстановить работу «Буревестника» и включить его в состав Украинского центра радиолокации. В том числе, речь шла о сотрудничестве с Минздравом в части разработки и выпуска современной медицинской техники.
«Принято решение о сохранении кадрового, научно-производственного и технологического потенциала», – сообщила тогда пресс-служба концерна. Кроме того, «Укроборонпром» даже погасил 80% (17 млн грн) задолженности по зарплате перед оставшимися сотрудниками предприятия. Но на этом все и остановилось.
«Укроборонпром» – ни при чем. Руководство завода рассказало Mind, что идея о возобновлении производства аппаратов ИВЛ поступила не со стороны непосредственно предприятия, а от группы волонтеров из бизнес-сообщества CEO Club.
«Волонтеры предложили организовать сборку аппаратов на давальческом сырье. Почему «Буревестник»? Потому что у него есть техдокументация на ИВЛ. Но самостоятельно завод в связи с процедурой банкротства и долгами запустить процесс не сможет», – объяснил Mind Евгений Лахненко, арбитражный управляющий, распорядитель имущества завода.
Также есть сложности с тем, чтобы достать все необходимые комплектующие для сборки аппаратов. Их нужно закупать за границей – в Италии, Китае. И неизвестно, сколько времени на это потребуется. «Главный инженер пока не может сказать, в какие сроки реально запустить производство. Для этого нужно выяснить, чем можно заменить недостающие детали. Хотя имеющиеся мощности позволяют в течение трех месяцев собрать 100 аппаратов», – говорит Лахненко.
Исполняющий обязанности руководителя «Буревестника» Виталий Ходзицкий со своей стороны заявил, что предприятие полностью отключено от коммуникаций (электро- и водоснабжения), и у него задолженность на сумму свыше 110 млн грн. Поэтому полноценно наладить работу практически невозможно. «Оборудование есть, хотя оно и простаивало все эти годы. Необходимо будет сделать ревизию. На это уйдет приблизительно неделя. Специалистов тоже можно собрать. Другой вопрос, кто будет все это финансировать. Только долги за электроэнергию превышают 6 млн грн», – сокрушается он.
По словам и.о. гендиректора, более реалистичный сценарий – если заказчиком выступит какое-то другое предприятие в составе «Укроборонпрома» или сам концерн, а «Буревестник» будет осуществлять сборку, наладку и программирование оборудования.
«Но никаких поручений со стороны «Укроборонпрома» мы не получали. И у меня такое впечатление, что заниматься руководству концерна этим вопросом неинтересно», – признается Ходзицкий.
Такого же мнения придерживается экс-руководитель госпредприятия «Спецтехноэкспорт», которое входит в состав «Укроборонпрома». «Я лично знаю, что завод не раз обращался к концерну за помощью, в том числе за финансированием производства ИВЛ, на что никакой поддержки и реакции не было. А после того, как бизнес решил сам за свой счет профинансировать сборку аппаратов, в «Укроборонпроме» сразу зашевелились», – комментирует Павел Барбул.
По его словам, бизнес надеется на объединение усилий сообщества волонтеров и государственного концерна. «Если в ближайшие дни не будет конкретного плана быстрого налаживания производства по понятной цене, волонтеры будут закупать оборудование, которое есть и откуда смогут быстро доставить, поскольку риски слишком велики», – добавил он.
Mind обратился за комментариями по поводу выпуска ИВЛ на «Буревестнике» к Мустафе Найему. Но ответа на вопрос редакция не получила.
Туманное будущее. Вероятность того, что «Укроборонпром» действительно решит возродить предприятие, крайне невелика. Айварас Абромавичус, генеральный директор «Укроборонпрома», еще осенью 2019 года заявил о том, что концерн планирует передавать неработающие предприятия Фонду госимущества. Аналогичное заявление сделал заместитель Александр Берчий, который по информации Mind в феврале был с визитом на заводе и сказал, что концерн намерен избавиться от «Буревестника».
Впрочем, позицию руководителей концерна понять можно: сегодня земля под заводом стоит явно дороже, чем само предприятие, которое не без участия чиновников «Укроборонпрома» из стратегически важного объекта превратилось в руину.
Со своей стороны представители бизнес-сообщества надеются, что резонанс привлечет внимание чиновников и поможет восстановить критически важное отечественное производство ИВЛ.