Точный анализ: один день из жизни Nikolab
Диагностика от и до: как работает современная медицинская лаборатория

Для медицинских лабораторий 2020 год стал испытанием на выносливость во всех отношениях – во взаимодействии с клиентами, финансировании, возможности и, главное, способности без перебоев принимать анализы и проводить исследования, обеспечивая при этом постоянный контроль качества. Когда все поголовно сдавали анализы, а ПЦР-тесты были на вес золота из-за дефицита реагентов, Nikolab – одна из немногих работала как часы: результаты были готовы в срок, тесты – в наличии, при этом их стоимость была в полтора раза ниже средней на рынке.
Для самой Nikolab прошлый год был сложным, но результативным: компания открыла несколько лабораторных пунктов, создала новые рабочие места, увеличив штат в три раза – до 120 человек. Mind провел день в частной лаборатории и узнал, чем живет современная медлаборатория и что влияет на цену анализов.
Диагностика: от и до
Лабораторная диагностика для многих украинцев сводится к тому, чтобы сдать анализы и получить результаты. На практике получению результатов анализов предшествуют три этапа – преаналитика, аналитика и постаналитика. Оценить важность каждого этапа по отдельности невозможно – качество лабораторной диагностики зависит от того, насколько налажены и согласованы процессы внутри каждого этапа и между всеми этапами вместе. Это касается как лабораторных процессов, так и тех, которые происходят за ее пределами.
Преаналитика, которая начинается с меднаправления и заканчивается доставкой биоматериала в лабораторию, несет повышенную ответственность.
По данным ВООЗ, на преаналитическом этапе происходит до 68% ошибок всего процесса. В большинстве случаев – из-за человеческого фактора, на идентификацию пациента, например, приходится 40,8% лабораторных ошибок. Причины могут быть разные: начиная от большой нагрузки, заканчивая коллективной ответственностью вместо персональной.
В Nikolab эту проблему решили просто – сократили сферы влияния человеческого фактора, оставив ему «главные роли» только на заборе и доставке биоматериала. Все остальные процессы, начиная от ввода данных, заканчивая выдачей результатов, максимально автоматизированы.
При регистрации клиента формируется индивидуальный баркод, который содержит всю необходимую информацию, в частности, личные данные, номера и коды образца, исследования и т.д. Штрих-код в присутствии клиента на пробирку наклеивает медсестра после того, как взяла образцы и сверила данные. Эта маркировка обеспечивает «логистику» между манипуляционными кабинетами и лабораторией и исключает возможность потерять, перепутать образцы или результаты. «Если у нас будет несколько клиентов, у которых совпадают имена и фамилии, даже родившихся в один день, клиент все равно получит именно свой результат», – рассказывает заведующая лабораторией Nikolab Наталья Коваль.
Добавленная стоимость
Технологии «снимают» массу вопросов, оставляют персоналу лишь ключевые функции контроля и забора материала. И, если основное конкурентное преимущество частной медицины в оперативности и точности исследований, то уровень сервиса и профессионализма – то, что придает этой сфере «добавленную стоимость». Независимо от пункта медперсонал Nikolab работает оперативно: сдача анализов занимает от 5 до 15 минут.
Первичный подбор персонала проводит HR-менеджер, а более глубоким профотбором, как и стажировкой среднего медицинского персонала, занимается старшая медсестра Светлана. «Одно из принципиальных требований – потенциальный сотрудник Nikolab должен профессионально владеть техникой и уметь быстро и безболезненно для клиента брать кровь из вены», – подчеркивает она, добавляя, что из-за различных факторов, в частности, психотипа клиента или анатомо-физиологических особенностей, это одна из самых сложных манипуляций.
«Тест-драйв» соискателей старшая медсестра проводит самостоятельно: «Прихожу в манипуляционный кабинет, закатываю рукав и говорю: «Набираем!» Если вижу, что руки «не стоят», на работу не берем», – говорит Светлана.
Всему остальному, по словам старшей медсестры, потенциальных сотрудников готовы обучить во время стажировки. Правда, до стажировки доходят не все – многие отсеиваются еще на личном собеседовании со Светланой, которая не в последнюю очередь обращает внимание на то, насколько кандидаты коммуникабельны и клиентоориентированы. «Автоматизация – это о процессе, а для общения с клиентом автоматы не нужны. Отношение к профессии, как и квалификацию, видно сразу», – говорит Светлана, которая прекрасно знает все «внутренние» особенности работы – карьерный путь в Nikolab она начала три года назад с должности обычной медсестры.
Ответственный и сознательный подход к работе в Nikolab ценят и поощряют. «Мы не просто работодатель, мы – центр расширения профессиональных возможностей», – говорит Наталья, поясняя, что сотрудники регулярно проходят обучение и повышают квалификацию.
Кроме того, в Nikolab существует принципиальная позиция к организации работы – ночных смен в лаборатории нет. «Специфика деятельности предполагает собранность и высокую концентрацию внимания, которые полусонные люди не в состоянии сохранять», – уверена заведующая лабораторией.
Лабораторные опыты: аналитика и постаналитика
Рабочий день в медлаборатории всегда начинается с «качественного» контроля – врачи-лаборанты запускают оборудование и тестируют анализаторы. «Прежде, чем анализировать пробы клиентов, мы «прогоняем» контрольные, – рассказывает завлабораторией, – Если результаты контролей в пределах заданной нормы, в анализатор загружают пробы клиентов».
Контрольный запуск без биообразцов, как поясняет Наталья, позволяет проводить ежедневный мониторинг качества, так называемую верификацию. Это, в частности, исключается вероятность, что при анализе будут использованы некачественные реагенты. За тем, чтобы тестирования биоматериала проходили на реагентах, которые уже прошли контроль, следит врача-лаборант. Каждая новая партия реагентов требует контрольной проверки точности анализатора, так называемой калибровки.
По словам заведующей лабораторией, в Nikolab контролируют все уровни и этапы технологической цепочки: «Строго соблюдаются регламенты хранения, доставки биообразцов в лабораторию, для каждого анализа существует свой внутрилабораторный контроль, и то, что мы используем сертифицированные реагенты, обеспечивает качество исследований». В Nikolab, по словам Натальи, работают, как с европейскими и американскими, так и с украинскими реагентами. «Конечно, на рынке есть суррогаты и подделки, и, когда мы начинаем работать с новым поставщиком, для начала берем тестовую партию, проверям сертификаты качества», – добавляет она.
К моменту, когда все утренние проверки завершены в лабораторию, как правило, уже успевают «доехать» первые образцы для исследования. Их доставляют в специальных контейнерах с соответствующим температурным режимом курьеры, единственная задача которых – максимально быстро доставить анализы из манипуляционного пункта. «Дальше, как в супермаркете: штрих-код со всеми данными клиента считывается сканером, пробирки распределяются по отделам – биохимия, клиника или, например, ПЦР и т.д.», – перечисляет Наталья.
«Получив результаты, мы их валидируем», – рассказывает Наталья. Кстати, умные анализаторы «наделены» встроенной системой многоуровневого контроля качества и малейшее нарушение допустимых значений отмечается автоматически. «Если выясняется, что отклонения вызваны не патологией и нет причин, объясняющих тот или иной уровень показателей, мы проводим перепостановку контрольного материала и анализа», – объясняет руководитель лаборатории.
В большинстве случаев перепостановка анализа происходит без повторного взятия образца у клиента. «Просто повторно тестируем уже имеющийся образец, но проводим весь процесс исследования с самого начала», – говорит завлабораторией. «Это контроль адекватности и качества результата. Прежде, чем выдать клиенту результаты, мы должны быть в нем абсолютно уверены», – подчеркивает Наталья.