«Разруха в головах!» – именно этим крылатым выражением профессора Преображенского можно как нельзя лучше описать состояние, в котором оказалась украинская энергетика в апреле 2020 года. Несмотря на пандемию коронавируса, временный карантин и даже падение платежей до июля, других объективных причин для возникновения системного и полномасштабного энергокризиса в стране не существует. Да и сама возможность его появления в отечественной энергетике, с ее 300-процентным профицитом мощностей, выглядит, на первый взгляд, нелепой.
Это же как было нужно управлять отраслью в условиях стабильной выработки 50% электроэнергии на АЭС, избыточных запасов угля на складах ТЭС, а также чрезмерной на сегодня мощности «зеленой» генерации, чтобы довести энергосистему до такой ситуации?
Тем не менее ответ прост: энергокризис в Украине обусловлен исключительно субъективными факторами. И первопричиной всех бед является непрофессиональное управление, которое зиждется на удовлетворении групповых интересов. Иногда групповые интересы совпадают с общими, а иногда – идут вразрез с ними.
И если до запуска либеральной модели энергорынка с 1 июля 2019 года в отрасли доминировала группа условного Рината Ахметова (читай: производителей), то уже после 1 июля – условного Игоря Коломойского (читай: потребителей).
Впрочем, с назначением Ольги Буславец новым и. о. главы Минэкоэнерго, у Рината Леонидовича появились шансы восстановить свои позиции. По утверждению экспертов, у Ольги Анатольевны