Меморандум между правительством Дениса Шмыгаля и представителями ВИЭ, подписанный 10 июня, подарил Украине хороший шанс преодолеть энергокризис. Документ содержал в себе четкий и понятный план, как уладить конфликт с «зелеными» инвесторами. План оставалось только доработать и выполнить, чтобы снять проблемы развития альтернативной генерации в стране и забыть о них навсегда. Украина в этом случае получала долгожданную передышку и возможность долгосрочного планирования сбалансированного развития энергетической отрасли без долгов, судов, скандалов и прочих катаклизмов.
Однако надеждам не суждено было сбыться. Попытки Кабмина по мирному урегулированию «зеленого» конфликта не нашли должной поддержки на парламентском и регуляторном уровнях. Сказалась хроническая проблема украинской энергетики под названием «управленческий кризис». Этот кризис предопределен, не в последнюю очередь, кадровой несостоятельностью государственных энергетических институтов. К сожалению, в Украине, в отличие от той же Польши, энергореформа стартовала в условиях отсутствия в социуме авторитетных общественных лидеров, – как, например, Ежи Бузек, – способных обеспечить ее эффективную реализацию.
Как правило, действующие энергетические госменеджеры, по своему профессиональному и личностному уровню, не отвечают масштабу возложенных на них задач. Особенно неудовлетворительным является кадровый состав парламентского комитета по ТЭК, который фактически самоустранился от процесса медиации с «зелеными» инвесторами и не выполнил консолидирующую миссию в формировании единой государственной позиции в этом вопросе.
В результате план урегулирования отношений по линии «государство – возобновляемая энергетика – потребители» оказался проваленным. Над украинской энергоотраслью нависла завеса неопределенности, которая рискует вылиться в международные иски, банкротства и дальнейшую дестабилизацию работы энергосистемы.
Mind изучил, как развивались события.
Как ранее сообщал Mind, меморандум предусматривал три ключевых пункта в плане ограничения коммерческих выгод «зеленых» инвесторов. Это снижение тарифов для СЭС и ВЭС соответственно на 15% и 7,5% без пролонгации срока их действия, введение для ВИЭ 100%-ной ответственности за небалансы с 1 января 2022 года, а также ограничение срока ввода новых СЭС в эксплуатацию по «зеленому» тарифу датой 31 июля 2020 года.
Впрочем, в окончательном тексте законопроекта №3658, принятом во исполнение меморандума во втором чтении, сроки введения СЭС по «зеленому» тарифу продлены до конца 2021 года, на условиях 30-60%-ного снижения тарифа в зависимости от мощности объектов и сроков их запуска.
В ответ на урезание аппетитов «зеленых» инвесторов, государство, согласно меморандуму, обещало альтернативной генерации полные и своевременные расчеты за электроэнергию, погашение накопившихся долгов до конца 2021 года, а также полную компенсацию финансовых потерь в результате диспетчерских ограничений ВИЭ. При этом 100%-ные текущие расчеты с «зелеными» предполагалось наладить в следующий месяц после месяца принятия соответствующего закона.
Меморандум также предусматривал следующие источники и механизмы, призванные обеспечить полную оплату возобновляемого электричества:
Практически все пункты из перечисленного списка правительством были задействованы и даже полностью или частично выполнены:
Помимо перечисленного, НКРЭКУ рассматривала ряд других возможных источников и механизмов для расчетов с возобновляемой генерацией.
В частности, как заявил 26 июня член Нацкомиссии Руслан Кайдаш, регуляторы, с целью расчетов с ВИЭ, предлагали изменить схему ПСО для НАЭК «Энергоатом». Предполагалось, что атомщики будут реализовывать порядка 55% своего электричества «ГарПоку» для поставок населению по условной цене 1 копейка за 1 кВт-час, а оставшиеся 40% – на свободном рынке. Эти 40% должны были компенсировать НАЭК финансовые потери от дотирования «ГарПока» и «зеленых». Впрочем, предложенный НКРЭКУ механизм изменения ПСО до сегодняшнего дня своего развития не нашел.
Кроме того, регуляторы, в качестве дополнительных источников, рассматривали возможность привлечения средств «Укрэнерго» от продажи межгосударственных сечений линий электропередач в размере 1,4 млрд грн в год, а также введение 3,2%-ного акциза на электроэнергию ВИЭ – еще 1,5 млрд грн.
Несмотря на изобилие источников и механизмов привлечения средств для расчетов с ВИЭ, «зеленая» касса «ГарПока» пока остается пустой.
Основная причина – это трусость членов НКРЭКУ во главе с Валерием Тарасюком, которые под давлением промышленного лобби не решились повысить тариф на передачу «Укрэнерго» до надлежащего уровня.
В соответствии с законом, именно системный оператор в лице «Укрэнерго» должен покрывать ВИЭ разницу между «зеленым» тарифом и рыночной ценой, и именно он является наиболее стабильным и надежным источником, располагающим равномерным влиянием на всех участников рынка.
Однако так случилось, что силы из орбиты Игоря Коломойского еще в июле 2019 года заблокировали руками ферросплавных заводов тариф на передачу «Укрэнерго», чем породили нарастание последующих долговых проблем в расчетах с возобновляемой генерацией.
Судя по всему, страх перед Игорем Валериевичем не покидает НКРЭКУ и поныне – и это несмотря на то, что 5 из 6 членов комиссии на сегодня являются людьми Владимира Зеленского.
«Вначале комиссия удерживает на протяжении долгих месяцев тариф на передачу на уровне 15,5 копеек за киловатт-час, отлично зная, что этот размер абсолютно не покрывает разницу между «зеленым» и рыночным тарифом. Затем НКРЭКУ вдруг заявляет, что тариф должен составить 60,45 копеек, хотя элементарные расчеты показывают, что было бы достаточно и 45 копеек. Однако проходит несколько дней, и регуляторы принимают решение о повышении тарифа в 2,1 раза – до 32,7 копеек, но с массой условий, включая необходимость привлечения кредитов международных финансовых организаций. Однако дальше – больше. Проходит еще несколько дней, и комиссия в результате устанавливает новый тариф на уровне 24 копеек. При этом по всем описаниям абсолютно непонятно, что этот тариф покрывает и чего не покрывает», – описал в беседе с Mind тарифную тактику и стратегию НКРЭКУ управляющий партнер IMEPOWER Юрий Кубрушко.
Вполне очевидным является тот факт, что регуляторы чрезмерно перестраховываются. Как ранее сообщал Mind, вследствие снижения цен на рынке «на сутки вперед» на 20% в сравнении с июлем 2019 года, двукратное повышение тарифа на передачу НЭК осталось бы для промышленных потребителей практически незамеченным.
Этот процесс мог бы оказаться еще более сглаженным, если бы НКРЭКУ, начиная с конца прошлого или начала этого года, решилась на поэтапное увеличение тарифа на передачу. К примеру, на 5-6 копеек в квартал. В этом случае график повышения выглядел бы так: первый квартал 2020 г. – 15,5 копеек за киловатт-час, второй – 21,5, третий – 27,5, четвертый – 33,5, первый квартал 2021 г. – 38,5 копеек.
Более того, если бы поэтапный график роста дополнился еще и своевременным принятием закона о реструктуризации «зеленого» тарифа, часть дефицита «ГарПок» могла быть компенсирована за счет снижения цены тока для ВИЭ, а еще часть – посредством кредитов МФО. Видя перед собой четкую шкалу доведения тарифа на передачу до необходимого уровня, зарубежные кредиторы предоставляли бы займы намного охотнее.
По сути, именно само государство в лице НКРЭКУ своей политикой и стало соавтором нынешнего финансового энергокризиса.
Как ранее сообщал Mind, размер компенсационных выплат возобновляемой генерации в 2020 году составляет порядка 32 млрд грн, в то время, как в тарифе «Укрэнерго» заложено всего 8 млрд грн. В результате прогнозный дефицит средств на выплату «зеленым» оценивается в 24 млрд грн. Экономия от снижения «зеленого» тарифа, если будет принят закон – 7 млрд грн в год.
Вопрос финансового наполнения «ГарПока» с целью полных расчетов с ВИЭ является ключевым пунктом меморандума и законопроекта. Выполнение этого условия позволяет снизить «зеленые» тарифы и объемы ввода в эксплуатацию новых альтернативных мощностей, а также ужесточить правила игры для инвесторов без излишних арбитражных разбирательств.
На сегодняшний день можно заключить, что государство этот пункт не выполнило.
Половинчатые действия НКРЭКУ привели в результате к появлению в тексте законопроекта №3658 в ходе второго чтения скандальной правки о бюджетном финансировании ВИЭ. Согласно правке №26, Кабмин должен предусмотреть в бюджете, с целью покрытия дефицита «ГарПока», средства в размере не менее 20% стоимости «зеленой» электроэнергии в год. Правительство определяет размер таких средств на основании соответствующего запроса НКРЭКУ.
Именно эта правка вызвала наиболее негативный резонанс уже со стороны всех заинтересованных сторон, принимавших участие в доработке закона.
Во-первых, бюджетное финансирование альтернативной энергетики требует заложить соответствующие средства в госбюджете.
Во-вторых, правке №26 очень «обрадовались» представители КМУ и тех депутатских групп, которые за закон не голосовали.
И, в-третьих, сам факт появления возможности дотирования альтернативной энергетики напрямую из госбюджета означает ее полную дискредитацию в глазах украинской общественности.
В результате недовольными остались все: потребители, госчиновники и сами «зеленые» инвесторы.
Разогреванию скандала вокруг законопроекта поспособствовали и еще две правки, которые были внесены и проголосованы без предварительных обсуждений и согласований. Речь идет о льготном освобождении предприятий «зеленой» электрометаллургии от уплаты тарифа на передачу «Укрэнерго» (правки №881 и №939), а также правке нардепа Андрея Геруса №1203, которая позволяет изменять налоги для ВИЭ.
Воспользовавшись взаимным замешательством и недовольством вокруг принятия законопроекта, нардеп Анна Скороход и вовсе его заблокировала. Скороход входит в депутатскую группу «За майбутнє», которую связывают с Игорем Коломойским.
Нардеп зарегистрировала проект постановления Верховной Рады №3658-П об отмене голосования за законопроект. Таким образом, подписание законопроекта №3658 оказалось невозможным, а его дальнейшая судьба может определиться либо уже в сентябре, либо на внеочередном заседании парламента, если оно будет созвано.
Остается добавить, что условиями для возможного предоставления кредитов на «зеленку» со стороны МФО являются принятие парламентом соответствующих законов, а также обеспечение источников финансирования «Гарантированного Покупателя». Ни того ни другого в Украине на сегодняшний день нет. Зато есть задолженность перед возобновляемой генерацией в размере 19,4 млрд грн, есть судебные иски к «ГарПоку» со стороны «зеленых» производителей и есть перспектива банкротства ГП с окончательным коллапсом платежей на рынке. А еще есть очередное подтверждение имиджа Украины как государства, не способного выполнять взятые на себя обязательства и принимать взвешенные консолидированные решения.