ѕогружение в Ђзеленуюї дестабилизацию: как и почему команда «еленского провалила урегулирование кризиса ¬»Ё

ѕогружение в Ђзеленуюї дестабилизацию: как и почему команда «еленского провалила урегулирование кризиса ¬»Ё

—кандал с прин€тием законопроекта є3658 в очередной раз продемонстрировал профессиональную неспособность топливно-энергетического блока к консолидации и проведению системных отраслевых реформ

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
ѕогружение в Ђзеленуюї дестабилизацию: как и почему команда «еленского провалила урегулирование кризиса ¬»Ё
‘ото: pixabay

ћеморандум между правительством ƒениса Ўмыгал€ и представител€ми ¬»Ё, подписанный 10 июн€, подарил ”краине хороший шанс преодолеть энергокризис. ƒокумент содержал в себе четкий и пон€тный план, как уладить конфликт с «зелеными» инвесторами. ѕлан оставалось только доработать и выполнить, чтобы сн€ть проблемы развити€ альтернативной генерации в стране и забыть о них навсегда. ”краина в этом случае получала долгожданную передышку и возможность долгосрочного планировани€ сбалансированного развити€ энергетической отрасли без долгов, судов, скандалов и прочих катаклизмов.

ќднако надеждам не суждено было сбытьс€. ѕопытки  абмина по мирному урегулированию «зеленого» конфликта не нашли должной поддержки на парламентском и регул€торном уровн€х. —казалась хроническа€ проблема украинской энергетики под названием «управленческий кризис». Ётот кризис предопределен, не в последнюю очередь, кадровой несосто€тельностью государственных энергетических институтов.   сожалению, в ”краине, в отличие от той же ѕольши, энергореформа стартовала в услови€х отсутстви€ в социуме авторитетных общественных лидеров, – как, например, ≈жи Ѕузек, – способных обеспечить ее эффективную реализацию.

 ак правило, действующие энергетические госменеджеры, по своему профессиональному и личностному уровню, не отвечают масштабу возложенных на них задач. ќсобенно неудовлетворительным €вл€етс€ кадровый состав парламентского комитета по “Ё , который фактически самоустранилс€ от процесса медиации с «зелеными» инвесторами и не выполнил консолидирующую миссию в формировании единой государственной позиции в этом вопросе. 

¬ результате план урегулировани€ отношений по линии «государство – возобновл€ема€ энергетика – потребители» оказалс€ проваленным. Ќад украинской энергоотраслью нависла завеса неопределенности, котора€ рискует вылитьс€ в международные иски, банкротства и дальнейшую дестабилизацию работы энергосистемы.

Mind изучил, как развивались событи€.

ќ чем в итоге договорились?

 ак ранее сообщал Mind, меморандум предусматривал три ключевых пункта в плане ограничени€ коммерческих выгод «зеленых» инвесторов. Ёто снижение тарифов дл€ —Ё— и ¬Ё— соответственно на 15% и 7,5% без пролонгации срока их действи€, введение дл€ ¬»Ё 100%-ной ответственности за небалансы с 1 €нвар€ 2022 года, а также ограничение срока ввода новых —Ё— в эксплуатацию по «зеленому» тарифу датой 31 июл€ 2020 года.

¬прочем, в окончательном тексте законопроекта є3658, прин€том во исполнение меморандума во втором чтении, сроки введени€ —Ё— по «зеленому» тарифу продлены до конца 2021 года, на услови€х 30-60%-ного снижени€ тарифа в зависимости от мощности объектов и сроков их запуска.

¬ ответ на урезание аппетитов «зеленых» инвесторов, государство, согласно меморандуму, обещало альтернативной генерации полные и своевременные расчеты за электроэнергию, погашение накопившихс€ долгов до конца 2021 года, а также полную компенсацию финансовых потерь в результате диспетчерских ограничений ¬»Ё. ѕри этом 100%-ные текущие расчеты с «зелеными» предполагалось наладить в следующий мес€ц после мес€ца прин€ти€ соответствующего закона.

ћеморандум также предусматривал следующие источники и механизмы, призванные обеспечить полную оплату возобновл€емого электричества:

  1. ѕовысить тарифы на передачу электроэнергии дл€ ЌЁ  «”крэнерго».
  2. —н€ть ценовые ограничени€ дл€ √ѕ «√арантированный покупатель» на продажу электроэнергии ¬»Ё на рынке «на сутки вперед».
  3. –азрешить «√арѕоку» реализацию «зеленого» электричества на рынке двухсторонних договоров наравне с производител€ми.
  4. –ассмотреть возможность предоставлени€ государственных гарантий дл€ привлечени€ кредитов национальных и международных финансовых учреждений с целью погашени€ долгов перед ¬»Ё.
  5. –ассмотреть возможность использовани€ других финансовых инструментов дл€ расчетов с «зелеными».

√де искали деньги?

ѕрактически все пункты из перечисленного списка правительством были задействованы и даже полностью или частично выполнены:

  1. 11 июл€ Ќ –Ё ” увеличила тариф на передачу дл€ ЌЁ  «”крэнерго» с 1 августа в 1,5 раза – с 15,54 до 24,02 копейки за 1 к¬т-час.
  2. Ќ –Ё ” на своем заседании 3 июл€ 2020 года прин€ла решение не примен€ть ценовых ограничений при реализации «√арантированным ѕокупателем» электроэнергии ¬»Ё на рынках «на сутки вперед» и внутрисуточном рынке.
  3.  абинет министров разрешил «√арѕоку» продавать электроэнергию на рынке двусторонних договоров своим постановлением от 20 ма€ этого года.
  4. Ќ –Ё ” вступила в переговоры с ≈Ѕ–– и ≈»Ѕ по привлечению EUR 220 млн. кредитов с целью погашени€ 40% долгов «√арѕока» перед «зелеными».
  5. ƒепутаты одной из правок в прин€тую во втором чтении 21 июл€ редакцию законопроекта є3658 предусмотрели возможность использовани€ дл€ расчетов с «зелеными» 5-летних ќ¬√«.

ѕомимо перечисленного, Ќ –Ё ” рассматривала р€д других возможных источников и механизмов дл€ расчетов с возобновл€емой генерацией.

¬ частности, как за€вил 26 июн€ член Ќацкомиссии –услан  айдаш, регул€торы, с целью расчетов с ¬»Ё, предлагали изменить схему ѕ—ќ дл€ ЌјЁ  «Ёнергоатом». ѕредполагалось, что атомщики будут реализовывать пор€дка 55% своего электричества «√арѕоку» дл€ поставок населению по условной цене 1 копейка за 1 к¬т-час, а оставшиес€ 40% – на свободном рынке. Ёти 40% должны были компенсировать ЌјЁ  финансовые потери от дотировани€ «√арѕока» и «зеленых». ¬прочем, предложенный Ќ –Ё ” механизм изменени€ ѕ—ќ до сегодн€шнего дн€ своего развити€ не нашел.

 роме того, регул€торы, в качестве дополнительных источников, рассматривали возможность привлечени€ средств «”крэнерго» от продажи межгосударственных сечений линий электропередач в размере 1,4 млрд грн в год, а также введение 3,2%-ного акциза на электроэнергию ¬»Ё – еще 1,5 млрд грн.

» почему не нашли?

Ќесмотр€ на изобилие источников и механизмов привлечени€ средств дл€ расчетов с ¬»Ё, «зелена€» касса «√арѕока» пока остаетс€ пустой.

ќсновна€ причина – это трусость членов Ќ –Ё ” во главе с ¬алерием “арасюком, которые под давлением промышленного лобби не решились повысить тариф на передачу «”крэнерго» до надлежащего уровн€.

¬ соответствии с законом, именно системный оператор в лице «”крэнерго» должен покрывать ¬»Ё разницу между «зеленым» тарифом и рыночной ценой, и именно он €вл€етс€ наиболее стабильным и надежным источником, располагающим равномерным вли€нием на всех участников рынка.

ќднако так случилось, что силы из орбиты »гор€  оломойского еще в июле 2019 года заблокировали руками ферросплавных заводов тариф на передачу «”крэнерго», чем породили нарастание последующих долговых проблем в расчетах с возобновл€емой генерацией.

—уд€ по всему, страх перед »горем ¬алериевичем не покидает Ќ –Ё ” и поныне – и это несмотр€ на то, что 5 из 6 членов комиссии на сегодн€ €вл€ютс€ людьми ¬ладимира «еленского.

«¬начале комисси€ удерживает на прот€жении долгих мес€цев тариф на передачу на уровне 15,5 копеек за киловатт-час, отлично зна€, что этот размер абсолютно не покрывает разницу между «зеленым» и рыночным тарифом. «атем Ќ –Ё ” вдруг за€вл€ет, что тариф должен составить 60,45 копеек, хот€ элементарные расчеты показывают, что было бы достаточно и 45 копеек. ќднако проходит несколько дней, и регул€торы принимают решение о повышении тарифа в 2,1 раза – до 32,7 копеек, но с массой условий, включа€ необходимость привлечени€ кредитов международных финансовых организаций. ќднако дальше – больше. ѕроходит еще несколько дней, и комисси€ в результате устанавливает новый тариф на уровне 24 копеек. ѕри этом по всем описани€м абсолютно непон€тно, что этот тариф покрывает и чего не покрывает», – описал в беседе с Mind тарифную тактику и стратегию Ќ –Ё ” управл€ющий партнер IMEPOWER ёрий  убрушко.

¬полне очевидным €вл€етс€ тот факт, что регул€торы чрезмерно перестраховываютс€.  ак ранее сообщал Mind, вследствие снижени€ цен на рынке «на сутки вперед» на 20% в сравнении с июлем 2019 года, двукратное повышение тарифа на передачу ЌЁ  осталось бы дл€ промышленных потребителей практически незамеченным.

Ётот процесс мог бы оказатьс€ еще более сглаженным, если бы Ќ –Ё ”, начина€ с конца прошлого или начала этого года, решилась на поэтапное увеличение тарифа на передачу.   примеру, на 5-6 копеек в квартал. ¬ этом случае график повышени€ выгл€дел бы так: первый квартал 2020 г. – 15,5 копеек за киловатт-час, второй – 21,5, третий – 27,5, четвертый – 33,5, первый квартал 2021 г. – 38,5 копеек.

Ѕолее того, если бы поэтапный график роста дополнилс€ еще и своевременным прин€тием закона о реструктуризации «зеленого» тарифа, часть дефицита «√арѕок» могла быть компенсирована за счет снижени€ цены тока дл€ ¬»Ё, а еще часть – посредством кредитов ћ‘ќ. ¬ид€ перед собой четкую шкалу доведени€ тарифа на передачу до необходимого уровн€, зарубежные кредиторы предоставл€ли бы займы намного охотнее.

ѕо сути, именно само государство в лице Ќ –Ё ” своей политикой и стало соавтором нынешнего финансового энергокризиса.

 ак ранее сообщал Mind, размер компенсационных выплат возобновл€емой генерации в 2020 году составл€ет пор€дка 32 млрд грн, в то врем€, как в тарифе «”крэнерго» заложено всего 8 млрд грн. ¬ результате прогнозный дефицит средств на выплату «зеленым» оцениваетс€ в 24 млрд грн. Ёкономи€ от снижени€ «зеленого» тарифа, если будет прин€т закон – 7 млрд грн в год.

 ак государство провалило об€зательства?

¬опрос финансового наполнени€ «√арѕока» с целью полных расчетов с ¬»Ё €вл€етс€ ключевым пунктом меморандума и законопроекта. ¬ыполнение этого услови€ позвол€ет снизить «зеленые» тарифы и объемы ввода в эксплуатацию новых альтернативных мощностей, а также ужесточить правила игры дл€ инвесторов без излишних арбитражных разбирательств.

Ќа сегодн€шний день можно заключить, что государство этот пункт не выполнило.

ѕоловинчатые действи€ Ќ –Ё ” привели в результате к по€влению в тексте законопроекта є3658 в ходе второго чтени€ скандальной правки о бюджетном финансировании ¬»Ё. —огласно правке є26,  абмин должен предусмотреть в бюджете, с целью покрыти€ дефицита «√арѕока», средства в размере не менее 20% стоимости «зеленой» электроэнергии в год. ѕравительство определ€ет размер таких средств на основании соответствующего запроса Ќ –Ё ”.

»менно эта правка вызвала наиболее негативный резонанс уже со стороны всех заинтересованных сторон, принимавших участие в доработке закона.

¬о-первых, бюджетное финансирование альтернативной энергетики требует заложить соответствующие средства в госбюджете.

¬о-вторых, правке є26 очень «обрадовались» представители  ћ” и тех депутатских групп, которые за закон не голосовали.

», в-третьих, сам факт по€влени€ возможности дотировани€ альтернативной энергетики напр€мую из госбюджета означает ее полную дискредитацию в глазах украинской общественности.

¬ результате недовольными остались все: потребители, госчиновники и сами «зеленые» инвесторы.

–азогреванию скандала вокруг законопроекта поспособствовали и еще две правки, которые были внесены и проголосованы без предварительных обсуждений и согласований. –ечь идет о льготном освобождении предпри€тий «зеленой» электрометаллургии от уплаты тарифа на передачу «”крэнерго» (правки є881 и є939), а также правке нардепа јндре€ √еруса є1203, котора€ позвол€ет измен€ть налоги дл€ ¬»Ё.

¬оспользовавшись взаимным замешательством и недовольством вокруг прин€ти€ законопроекта, нардеп јнна —короход и вовсе его заблокировала. —короход входит в депутатскую группу ««а майбутнЇ», которую св€зывают с »горем  оломойским.

Ќардеп зарегистрировала проект постановлени€ ¬ерховной –ады є3658-ѕ об отмене голосовани€ за законопроект. “аким образом, подписание законопроекта є3658 оказалось невозможным, а его дальнейша€ судьба может определитьс€ либо уже в сент€бре, либо на внеочередном заседании парламента, если оно будет созвано.

ќстаетс€ добавить, что услови€ми дл€ возможного предоставлени€ кредитов на «зеленку» со стороны ћ‘ќ €вл€ютс€ прин€тие парламентом соответствующих законов, а также обеспечение источников финансировани€ «√арантированного ѕокупател€». Ќи того ни другого в ”краине на сегодн€шний день нет. «ато есть задолженность перед возобновл€емой генерацией в размере 19,4 млрд грн, есть судебные иски к «√арѕоку» со стороны «зеленых» производителей и есть перспектива банкротства √ѕ с окончательным коллапсом платежей на рынке. ј еще есть очередное подтверждение имиджа ”краины как государства, не способного выполн€ть вз€тые на себ€ об€зательства и принимать взвешенные консолидированные решени€.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате