јльтернатива дл€ альтернативных: удастс€ ли избежать войны между сектором ¬»Ё и госструктурами

јльтернатива дл€ альтернативных: удастс€ ли избежать войны между сектором ¬»Ё и госструктурами

„то изменилось в энергоотрасли после подписани€ меморандума с Ђзеленымиї, и что ее ожидает в ближайшем будущем

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
јльтернатива дл€ альтернативных: удастс€ ли избежать войны между сектором ¬»Ё и госструктурами
‘ото: pixabay

 ак ранее сообщалMind, факт подписани€ меморандума между  абмином и «зелеными» инвесторами от 10 июн€ просигнализировал о достижении перемири€ между сторонами. ќднако по прошествии трех недель с момента этого событи€ стало пон€тно, что меморандум способен выполнить миссию гораздо более значимую, чем просто примирение «энергетических оппонентов». 

Ќаметились перспективы стабилизации работы отечественного энергорынка, включа€ восстановление платежей и погашение долгов перед ¬»Ё. ѕо крайней мере, в ”краине достигнут определенный компромисс позиций между сторонами и наработан пакет документов, способных обеспечить поэтапный вывод страны из энергокризиса уже в ближайшее врем€.

–ечь идет, прежде всего, об имплементации положений меморандума в базовом законопроекте є3658, повышении тарифа дл€ ЌЁ  «”крэнерго» дл€ расчетов с «зелеными», постепенном переходе к финансовому ѕ—ќ дл€ населени€, а также ликвидации административных ценовых ограничений в рынке. ¬се перечисленное позволит ликвидировать финансовые дефициты и стабилизировать отрасль, даже не прибега€ пока к повышению цены киловатт-часа дл€ населени€. ќсталось только довести задуманное до практической реализации.

≈сли же намеченный план сорветс€, энергетику ожидают дальнейшее наращивание неплатежей, банкротство участников рынка, а также сваливание отрасли в долговую бездну с непредсказуемыми последстви€ми дл€ энергосистемы. ¬добавок √ѕ «√арантированный покупатель» и государство ”краина рискуют столкнутьс€ с судебно-арбитражным давлением со стороны тех «зеленых» инвесторов, которые остались недовольны услови€ми меморандума.

Mind изучил нынешнее состо€ние переговорного процесса и возможные варианты развити€ событий.

 то играет на рынке ¬»Ё?

 ак стало пон€тно из зат€нувшегос€ процесса медиации правительства с собственниками ¬»Ё, «зеленый» инвестор – это пон€тие раст€жимое.   примеру, есть инвесторы в солнечную, ветр€ную и биоэнергетику. »х проекты имеют совершенно разные капитальные затраты, сроки строительства, периоды окупаемости. » смешивать в единое целое разные виды возобновл€емой генерации нельз€.

ј еще есть инвесторы крупные и мелкие, отечественные и европейские, с кредитами украинских банков и зарубежных, с прозрачной структурой собственности и не очень. ¬о всех перечисленных случа€х услови€ и возможности ведени€ бизнеса в энергокризисной ”краине дл€ каждого из субъектов будут разными.

  примеру, нельз€ сравнивать индивидуального инвестора в —Ё— мощностью 1 ћ¬т, который заложил имущество под 3–4-летний кредит размером до $1 млн, и ƒ“Ё  –ината јхметова, где миллионные суммы распредел€ютс€ в виде зарплат и премий по карманам офисных топ-менеджеров в обычном пор€дке. 

«апас прочности и ресурс выживаемости у одних и других абсолютно разные. » там, где энергохолдинг јхметова потер€ет – совершенно незаметно дл€ своих сотрудников – только часть общекорпоративной прибыли, кто-то потер€ет все. ќсобенно, когда речь идет не о высокорентабельном и технологически самом простом виде генерации в виде —Ё—, а, к примеру, о биоэнергетике – наиболее трудоемком и сложном «зеленом» бизнесе, где период окупаемости достигает 6–7 лет.

¬прочем, мелкие инвесторы тоже неоднородны. —реди них есть как бизнесмены, поставившие на кон все собственные активы и пассивы в желании заработать, так и аффилированные с разными госструктурами (включа€ силовые) юрлица, дл€ которых потер€ доходов от альтернативной генерации не станет критической. “акие инвесторы судитьс€ с ”краиной, по вполне пон€тным причинам, не станут – даже если действи€ государства по отношению к ним примут и вовсе уж дискриминационный характер.

ѕочему внутри «зеленого» лагер€ произошел раскол?

Ќапомним: меморандум с правительством со стороны инвесторов подписали председатель ”краинской ветроэнергетической ассоциации (”¬ј) јндрей  онеченков и директор ≈вропейско-украинского энергетического агентства (≈”Ёј) јлександра √уменюк.

ќстальные отраслевые ассоциации и «зеленые» инвесторы, включа€ ”краинскую ассоциацию возобновл€емой энергетики (”ј¬Ё), ставить свою подпись под документом отказались. “акже не все члены поддержали меморандум и в самом ≈вропейско-украинском энергетическом агентстве. “о есть позици€ ассоциаций-подписантов, которые пошли на соглашение с правительством – это позици€ далеко не всех участников, которых они объедин€ют.

 ак сообщил јндрей  онеченков, в ”краинской ветроэнергетической ассоциации автографы под документом поставили почти 100% членов, которые €вл€ютс€ собственниками ¬Ё—, и еще семь компаний, владеющих объектами солнечной генерации мощностью 1,2 √¬т. Ќа конец апрел€ обща€ мощность ¬Ё— в ”краине достигала 1,2 √¬т, —Ё— – 5,6 √¬т. “аким образом, ”¬ј представл€ет интересы пор€дка трети рынка возобновл€емой генерации в стране.

„то касаетс€ ≈”Ёј, агентство объедин€ет преимущественно европейских инвесторов, а также крупнейшего игрока на отечественном рынке возобновл€емой генерации в лице ƒ“Ё . ƒол€ иностранных «зеленых» инвесторов в ”краине оцениваетс€ в 30% общей мощности, дол€ ƒ“Ё  – в 15%.

ќднако наиболее многочисленной группой в «зеленом пуле» страны €вл€етс€ средний и мвлый бизнес, контролирующий 40% мощности. Ёто пор€дка 500 компаний, кажда€ из которых производит в рынке менее 1% возобновл€емого электричества. »менно в этой группе насчитываетс€ наибольшее количество участников, которые остались недовольны услови€ми меморандума и требовали пересмотра его некоторых ключевых условий. ѕрежде всего, речь шла о следующих спорных пунктах документа:

  1. —нижение «зеленых» тарифов дл€ —Ё— мощностью более 1 ћ¬т и ¬Ё— более 2 ћ¬т на 15% и 7,5% без пролонгации срока их действи€.
  2. —нижение «зеленых» тарифов дл€ —Ё— мощностью до 1 ћ¬т на 10%.
  3. ќграничение срока ввода новых —Ё— в эксплуатацию по «зеленому» тарифу датой 31 июл€ 2020 года.

ѕротивники меморандума соответственно требовали:

  1. ѕролонгировать сроки действи€ «зеленых» тарифов на два года в качестве компенсации за их снижение. 
  2. Ќе снижать тарифы и не пересматривать ретроспективно услови€ работы дл€ объектов мощностью менее 1 ћ¬т.   
  3. ѕродлить сроки предоставлени€ «зеленого» тарифа дл€ солнечных станций как минимум до 1 апрел€ 2021 года, что позволило бы достроить еще пор€дка 1 √¬т новых —Ё—.

 роме того, отдельной опцией со стороны ”ј¬Ё €вл€лось требование не снижать тарифы дл€ объектов ¬»Ё, введенных в эксплуатацию до 30 июн€ 2015 года, более чем на 15%. ƒл€ солнечных станций такой максимальный тариф составл€ет 46,5 евроцентов.

“аким образом, пон€тие «зеленого» инвестора с момента подписани€ меморандума перестало быть однородным. ќтныне лагерь «возобновл€емых» разделилс€ на тех, кто за соглашение с правительством на предложенных услови€х, и тех, кто против.

««а» ‒ это преимущественно крупные игроки и представители ветр€ной энергетики, «против» ‒ в основном малый и средний бизнес, инвестировавший средства в солнечную энергетику.

» если сторонники меморандума заинтересованы в его скорейшей реализации и прин€тии на его основе соответствующих законопроектов, то противники ‒ изучают возможности запуска международных арбитражей против ”краины. 

≈сть ли шансы реализовать меморандум?

—ледует отметить, что правительство, в плане выполнени€ об€зательств в рамках меморандума, ведет себ€ довольно активно. –ечь идет как о подготовке необходимых законопроектов, так и соответствующих изменений в правила игры на энергорынке.

“ак, уже 15 июн€ на рассмотрение депутатам были представлены законопроекты є3657 и є3658. ѕервый документ содержит меропри€ти€ по общей финансовой стабилизации рынка и, в частности, предусматривает предоставление √ѕ «√арантированный покупатель» права на реализацию электроэнергии по двухсторонним договорам. Ёто поможет снизить дефицит средств «√арѕока» дл€ улучшени€ расчетов с ¬»Ё.

¬торой – €вл€етс€ базовым законопроектом, имплементирующим положени€ меморандума. –ечь идет, прежде всего, о снижении «зеленых» тарифов, ограничении неконтролируемого строительства —Ё—, усилении ответственности возобновл€емой генерации за небалансы, а также усовершенствовании аукционной модели поддержки ¬»Ё. ƒокумент во многом повтор€ет текст меморандума, однако имеет и свои отличи€.

18 июн€ законопроект є3658 был определен президентом ¬ладимиром «еленским как неотложный. Ќа следующий день, 19 июн€, оба документа были внесены в повестку дн€ ¬ерховной –ады.

23 июн€ председателем парламентского комитета по энергетике и ∆ ’ јндреем √ерусом был подан в ¬– альтернативный законопроект є3658-1, что существенно успокоило как инвесторов, так и  абмин. Ќикаких нежелательных сюрпризов от јндре€ ћихайловича, которого считают лоббистом интересов »гор€  оломойского и €рым противником «зеленых», в документе обнаружено не было. Ёто позвол€ет предположить о консолидации различных ветвей власти вокруг «зеленого» вопроса и по€влении шанса на урегулирование отношений государства с ¬»Ё.     

¬прочем, 25 июн€ профильный парламентский комитет единогласно поддержал дл€ голосовани€ в первом чтении именно базовый законопроект є3658. Ётот же документ поддержал —екретариат Ёнергетического сообщества, который призвал депутатов прин€ть его в первом чтении до ухода на каникулы 15 июл€.  

¬ чем нюансы каждого из документов?

» меморандум, и законопроект є3658, и альтернативный ему є3658-1 – все три документа в своем конкретном цифровом наполнении не содержат существенных отличий

ќдним из наиболее резонансных условий меморандума стало ограничение ввода в эксплуатацию новых —Ё— по «зеленому» тарифу с 31 июл€ этого года. »менно этот пункт вызвал наибольшую критику со стороны инвесторов.

¬прочем, авторы законопроекта є3658 поступили хитрее. Ќорму об обрезании срока введени€ новых —Ё— с 31 июл€ они упразднили, вернувшись к установленной на сегодн€ законом дате – 31 декабр€ 2021-го. “о есть формально «зеленый» тариф можно получать еще полтора года. ¬от только начина€ с 31 июл€ он будет снижен дл€ новых —Ё— на 60%.

¬ насто€щее врем€ цена 1 киловатт-часа солнечной электроэнергии в ”краине дл€ объектов, введенных в эксплуатацию после 1 €нвар€ 2020 года, составл€ет 11,25 евроцентов. ≈сли ее снизить на 60%, то вр€д ли в ”краине найдутс€ желающие сооружать новые солнечные станции по 4,5 евроцентов за киловатт-час.

”дивительно, но законопроект јндре€ √еруса предлагает солнечной генерации более м€гкие услови€. ¬ частности, дл€ возможности введени€ в эксплуатацию по «зеленому» тарифу новых —Ё— мощностью от 5 ћ¬т, в период с 1 окт€бр€ 2020 по 30 июн€ 2021 года, цена киловатт-часа должна быть снижена на 30%, с последующим снижением до конца 2021-го на 60%. ј дл€ объектов солнечной генерации мощностью от 1 до 5 ћ¬т, цифры аналогичного снижени€ составл€ют 20% и 60% соответственно.

¬прочем, есть основани€ предполагать, что окончательный вариант базового закона, который примет ¬ерховна€ –ада, будет содержать в себе определенные концептуальные изменени€. ¬ частности, ≈Ѕ–– настаивает на пролонгации действи€ «зеленых» тарифов, после их снижени€, на два года, как того требуют «зеленые» инвесторы – противники меморандума.

ƒискуссии по этому вопросу впереди. 

 ак возник кризис?

“ак называема€ реструктуризаци€, или снижение «зеленых» тарифов дл€ —Ё— и ¬Ё— на 15% и 7,5%, позволит «√арѕоку» сэкономить всего лишь 6,5 млрд грн в год. Ёто мало, если учесть, что прогнозный дефицит √ѕ по расчетам с «зелеными» в 2020 году оцениваетс€ в 24 млрд грн.

јрифметика возникновени€ такого дефицита проста: в этом году ¬»Ё произведут электроэнергии на сумму пор€дка 50 млрд грн. »з этих 50 млрд компенсационные выплаты «зеленым» в виде разницы между «зеленым» тарифом и рыночной ценой состав€т 32 млрд грн. ¬ то же врем€ Ќ –Ё ” заложила в тарифе на передачу ЌЁ  «”крэнерго» дл€ расчетов с «зелеными» на 2020 год всего 8 млрд грн.

Ќапомним, что согласно закону, источником компенсационных выплат ¬»Ё €вл€етс€ оператор системы передачи (ќ—ѕ), он же «”крэнерго». ¬ итоге по€вилс€ дефицит в 24 млрд грн, или 12 млрд грн на каждое полугодие.

¬ насто€щее врем€ обща€ задолженность «√арѕока» перед ¬»Ё составл€ет пор€дка 13 млрд грн, а уровень расчетов с «зелеными» снизилс€ в последние мес€цы до 5–11%.

ѕомимо планового дефицита средств «”крэнерго», тотальные неплатежи возобновл€емой генерации в 2020 году были также обусловлены следующими причинами:

  1. ѕотери «√арѕока» при уплате Ќƒ— на электроэнергию ¬»Ё, покупаемую госпредпри€тием по «зеленому» тарифу. »сточник компенсации средств дл€ √ѕ отсутствует.
  2. Ќесовершенство гибридной модели энергорынка с ее ценовыми ограничени€ми на рынке на сутки вперед (–—¬) и балансирующем рынке (Ѕ–), а также ранее действовавший запрет дл€ «√арѕока» и государственной генерации выходить на рынок двухсторонних договоров (ƒƒ) с потребител€ми. ѕравила административно-зарегулированного рынка способствовали переизбытку предложени€ на –—¬ и чрезмерному снижению цены киловатт-часа в услови€х невозможности «√арѕока» продавать электричество по более высоким ценам на рынке ƒƒ.
  3.  ритический уровень падени€ расчетов потребителей за электроэнергию в услови€х карантина и экономического кризиса.

“ри сценари€ изменени€ ѕ—ќ  

¬прочем, в описанной практике кое-то в положительную сторону все-таки изменилось:

  1. ѕостановлением  абмина є400 от 20 ма€ 2020 года «√арантированному покупателю» разрешено торговать на рынке двухсторонних договоров. » предпри€тие делает первые шаги в новом дл€ себ€ конкурентном сегменте рынка.
  2. —огласно тексту меморандума, правительство обещает сн€ть с «√арѕока» ценовые ограничени€ в конкурентных сегментах рынка.   примеру, сейчас √ѕ может продавать «зеленую» электроэнергию на –—¬ по цене не выше 75% верхнего price cap.

ќбе описанные меры позвол€т «√арѕоку» улучшить свое финансовое положение и, соответственно, повысить уровень расчетов с ¬»Ё. 

  1. 26 июн€ Ќ –Ё ”, в цел€х улучшени€ расчетов с «зелеными», прин€ла предварительное решение повысить тариф на передачу «”крэнерго» с 1 августа в два раза – с 15,54 до 32,79 копеек за 1 к¬т-час.

„тобы стабилизировать расчеты с ¬»Ё, этого, безусловно, мало. ƒвум€ дн€ми раньше регул€торы намеревались повысить тариф ЌЁ у в четыре раза – до 59,64 коп. за 1 к¬т-час. Ќо это уже было много. —огласно расчетам украинских экспертов, хватило бы и 40–45 копеек.

¬прочем, сами члены Ќ –Ё ”, то ли испугавшись лоббистов »гор€  оломойского и –ината јхметова, то ли получив новые директивы из  абмина, свой первоначальный план изменили, решив срезать уровень повышени€ в два раза.

 ак сообщилчлен Ќацкомиссии –услан  айдаш, это можно сделать, в частности, за счет привлечени€ кредитов ≈Ѕ–– и ≈»Ѕ под погашени€ 40% долгов перед «зелеными», использовани€ акциза на электроэнергию ¬»Ё, а также изменени€ схемы ѕ—ќ дл€ населени€. ¬ отношении последнего пункта с ѕ—ќ Ќ –Ё ” предложила свой сценарий, как это сделать.

—ценарий 1. √ибридный

 айдаш озвучил идею внедрени€ гибридной модели ѕ—ќ, котора€ ранее в отрасли широко не обсуждалась. «Ёнергоатом», (а также «”кргидроэнерго») продают «√арѕоку» часть электроэнергии дл€ компенсаций населению по условной 1 коп. за 1 к¬т-час, а весь оставшийс€ объем ЌјЁ  выводит на свободный рынок по рыночным ценам, компенсиру€ убытки от предложенной схемы. ¬ этом случае атомщики продолжают дотировать и население, и «зеленых».

—ценарий 2. «Ёнергоатом» прекращает дотировать «зеленых»

Ќемного иной план изменени€ ѕ—ќ озвучивалранее «Ёнергоатом». ќн, веро€тно, тоже гибридный, только без участи€ «√арантированного покупател€» в ѕ—ќ дл€ населени€. ЌјЁ  предлагал до 55% своей электроэнергии поставл€ть напр€мую ѕ”” (поставщики универсальных услуг) дл€ нужд бытовых потребителей, а 40% ‒ вывести на рынок двухсторонних договоров. “аким образом, «Ёнергоатом» мог бы сн€ть с себ€ груз дотировани€ «зеленых», а «√арѕок» был бы выведен из схемы дотировани€ населени€.

—ценарий 3. ‘инансовое ѕ—ќ

¬ свою очередь «”крэнерго» считает целесообразным переход «Ёнергоатома» на финансовое ѕ—ќ. Ёто когда ЌјЁ  будет дотировать население напр€мую из прибыли, а не посредством товарной прив€зки к «√арѕоку» или ѕ”” по заниженной цене. ‘инансовое ѕ—ќ €вл€етс€ наиболее продвинутым сценарием, однако, похоже, что отрасль к нему пока не готова. 

¬ принципе, сценарий 2 в виде пр€мых поставок «Ёнергоатомом» электроэнергии ѕ”” по заниженной цене можно трансформировать в сценарий 3, когда ЌјЁ  будет покрывать дл€ ѕ”” лишь разницу между рыночной и фиксированной (дл€ населени€) ценой киловатт-часа. ¬ этом случае будут задействованы такие механизмы, как финансовые swaps-контракты (контракты на разнице) или, на более поздней стадии, квази-swaps (соглашени€ о предоставлении услуг).

¬прочем, уже сегодн€, 30 июн€, Ќ –Ё ” может предоставить общественности более подробное разъ€снение своей предложенной гибридной модели. Ќе исключено, что вокруг нее в очередной раз подниметс€ пиар-скандал. ќднако так или иначе за€влени€ как регул€торов, так и операторов рынка свидетельствуют, что выход из тупика есть, и за него стоит боротьс€. 

’от€ существует еще один сценарий дл€ выхода из кризиса: повысить цену киловатт-часа дл€ населени€ и просто отказатьс€ от вс€ких ѕ—ќ. ѕолностью или частично. ќднако он – пока не ко времени.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате