В июле Mind беседовал с министром социальной политики Мариной Лазебной. Теперь мы вернулись к поднятым тогда острым вопросам.Напомним: в рамках рубрики Post factum Mind публикует материалы, подготовленные по следам нашего общения с чиновниками, чтобы узнать, что изменилось за этот период и чего удалось/не удалось достичь.
Марина Лазебная рассказала о пересмотре механизмов индексации пенсий, монетизации льготного проезда и темпах роста прожиточного минимума в следующем году. А также прокомментировала первые результаты сентябрьского повышения минимальных зарплат, ситуацию с поступлениями в Пенсионный фонд Украины и предлагаемые правительством инновационные подходы в пенсионном обеспечении.
– Вы предложили Кабмину увеличить темпы роста прожиточного минимума, что повлияет на повышение пенсий в 2021 году. Учтены ли эти предложения в проекте госбюджета на следующий год?
– В проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021год» (№ 4000 от 14.09.2020) заложен рост прожиточного минимума превышающими прогнозируемый уровень инфляции темпами.
Предусмотрено повышение размера прожиточного минимума на 9,3% (декабрь 2021-го к декабрю 2020 года) при прогнозном индексе потребительских цен на уровне 107,3%.
Мы хотели видеть более высокие темпы, сделали соответствующие расчеты и подали в Минфин предложения с темпом роста на уровне около 23% на следующий год. Но повышение прожиточного минимума зависит от финансово-экономической ситуации в стране и происходит с учетом реальных возможностей государства. Поэтому в проект бюджета заложены такие темпы, которые позволяет наша экономическая ситуация.
Прожиточный минимум, который закладывается в бюджет, – это базовая величина. Мы повышаем социальные стандарты и другими методами: это доплаты, надбавки, социальные выплаты в размере более 100% прожиточного минимума и т. д. И таким образом, чтобы в целом социальная защита незащищенных людей росла.
– В нашей прошлой беседе вы говорили, что сейчас нужны другие подходы к пенсионному обеспечению. За последние три месяца министерство начало воплощать (планировать) какие-то инновационные подходы в этом направлении?
– На сегодня мы разработали четыре законопроекта, которыми наводим порядок в вопросе прожиточного минимума и возвращаем ему первоначальное значение – величины, которая должна обеспечивать базовые потребности человека для жизни. Мы «отвязываем» от понятия «прожиточный минимум» определение надбавок, повышений, штрафов, предоставление административных услуг и т. д. Для их определения будут использоваться отдельные расчетные величины.
Исходя из размера прожиточного минимума будут определяться только пенсии и виды государственных пособий, являющиеся основным источником дохода человека. Таким образом мы скорее приблизим тот размер прожиточного минимума, который устанавливается в бюджете, до фактического размера прожиточного минимума.
Также, как и обещали, в этих законопроектах определяем дату ежегодной индексации пенсий – 1 марта – и ее распространение на пенсии военнослужащих, государственных служащих, журналистов, работников органов местного самоуправления и других категорий пенсионеров, которым пенсия не индексируется.
Мы предложили решение проблем, которые накопились в сфере пенсий по возрасту, назначенных на льготных условиях отдельным категориям работников вредных профессий (списки №1 и №2). Это и проблемы самих работников, которым работодатели не выдают справки о «вредном» стаже, и люди не могут обратиться за назначением заработанных льготных пенсий. И проблемы для работодателей, у которых сократились объемы производства и которые фактически не имеют средств, чтобы финансировать льготные пенсии всем пенсионерам, когда-то работавшим на предприятии. И проблемы для Пенсионного фонда (ПФУ), который выплачивает льготные пенсии, а компенсацию от работодателей не получает.
Для решения комплекса этих проблем министерство вынесло на рассмотрение Кабмина проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о накопительной профессиональной пенсионной системе». Им предусматривается ввести накопительную профессиональную пенсионную систему для отдельных категорий лиц в возрасте до 35 лет (по состоянию на 1 июля 2021года) из числа занятых на работах по спискам №1, №2 и некоторых других категорий лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, в будущем работодатели будут платить дополнительные взносы за тех, кто у них работает сейчас, а не работал когда-то. Накопление будут собственностью человека без каких-либо дополнительных справок и условий, а Пенсионный фонд и государственный бюджет освободятся вообще от несвойственных расходов и проблем с их финансированием. Дополнительно страна получит внутренние «длинные» инвестиционные средства, которые можно направить на развитие экономики.
Что касается введения второго уровня системы пенсионного обеспечения, то Минсоцполитики предоставило свои замечания к проекту Закона Украины «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» (№2683 от 27.12.2019), которые снизят коррупционные риски, риски монополизации, повысят защиту пенсионных накоплений людей и обеспечат комплексное развитие всех трех уровней пенсионной системы Украины.
– По вашим словам, по состоянию на июль 2020 года дефицит ПФУ увеличился на 15 млрд грн и составил почти 38 млрд грн. Тогда вы сказали, что работаете над улучшением поступлений.
– Необходимо понимать, что те 15 млрд дефицита, о которых вы упомянули, у нас появились в результате фактической остановки экономики в начале пандемии, когда были жесткие карантинные ограничения. А также в результате того, что правительство поддержало отечественный бизнес, предоставив возможность предпринимателям и малому бизнесу не платить ЕСВ во время вынужденного простоя. При этом мы не останавливали ни на один день социальные выплаты, финансировали все обязательства государства по социальной защите, в том числе дополнительные, решения по которым приняли уже в условиях карантина. И даже провели индексацию пенсий, средств на которую не были предусмотрены до декабря месяца.
На сегодня ситуация с поступлениями в ПФУ от ЕСВ улучшилась, экономика Украины восстанавливается более оптимистичными темпами, чем предусматривали весенние прогнозы.
В течение всего лета мы имели превышение собственных доходов ПФУ от ЕСВ на 10–14% по сравнению с аналогичными периодами 2019 года, а в сентябре даже на 20%.
Также за счет системы мер Пенсионного фонда, органов ГНС, местных государственных администраций для защиты прав наемных работников, выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде по состоянию на 1 сентября 2020 года в целом погашено более чем 3 млрд грн задолженности работодателей по платежам в ПФУ и ЕСВ.
– Не все категории пенсионеров подпадают под индексацию. Вы это обещали изменить.
– Кроме законопроекта, о котором я уже упоминала, мы нивелировали возможность манипуляции с датой индексации. Установлено, что индексация пенсий должна осуществляться с марта.
– А что будет с механизмом для перерасчета пенсий тем, у кого 40 и более лет стажа? Это в основном те, кто вышел на пенсию до 2000 года, когда были мизерные зарплаты.
– Минсоцполитики разрабатывает предложения для перерасчета пенсий тем, у кого 40 и более лет стажа, в том числе есть предложения о дополнительном механизме исчисления пенсии, когда ее размер предлагается определять отдельно за период страхового стажа до 01.07.2000 и после этой даты.
На следующий год мы запланировали пять этапов повышения пенсий, которые сформировали в календарь, где описали, кому будут повышаться пенсионные выплаты на каждом этапе.
‒ В интервью три месяца назад вы говорили, что рассматриваете вопрос повышения размеров пособий лицам с инвалидностью.
‒ Размеры государственной социальной помощи в течение года увеличиваются в соответствии с повышением размера прожиточного минимума.
Сегодня размеры государственной социальной помощи составляют от 1712,00 грн до 4115,60 грн. С декабря этого года размер государственной социальной помощи будет увеличен в соответствии с повышением размеров прожиточного минимума и составит от 1769,00 грн до 4252,45 грн.
Также мы повысили размер помощи на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство, с 2 до 3,5 размера прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Верховная Рада в начале сентября приняла разработанный нами закон «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» относительно повышения лицам с инвалидностью с детства надбавки на уход» (№ 851-ІХ от 02.09.2020).
С 1 января 2021 года лицам с инвалидностью с детства I группы надбавка на уход устанавливается в размере:
Надбавка на уход за ребенком с инвалидностью подгруппы А устанавливается в размере:
‒ Когда стартует долгожданный процесс монетизации льготного проезда?
‒ Минсоцполитики разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в законы Украины, которые устанавливают право на льготный проезд отдельным категориям граждан, о предоставлении льготы на оплату проезда в форме денежной компенсации на основании соответствующих решений органов местного самоуправления в определенных ими порядке и размерах. Такая норма согласуется со ст. 91 Бюджетного кодекса Украины, которой предусмотрено финансирование компенсационных выплат за льготный проезд за счет средств местных бюджетов.
Сейчас в Минсоцполитики поступают многочисленные обращения от организаций перевозчиков. В них говорится о необходимости монетизировать льготы по оплате проезда. Также обращаются органы местного самоуправления – по поводу того, чтобы в государственном бюджете были предусмотрены средства на льготный проезд.
Однако этот законопроект не был согласован всеми заинтересованными соисполнителями. Не все поддерживают переход к монетизации льгот по оплате проезда.
Также нерешенным остается вопрос определения источников финансирования расходов на компенсационные выплаты за льготную перевозку отдельных категорий граждан. Учитывая, что в некоторых городах вводится система учета пассажирских перевозок с применением электронных карточек, Минсоцполитики пока обрабатывает информацию об объемах льготных перевозок по данным таких систем и продолжает поиски путей монетизации льготного проезда.
– Вы говорили, что повышение минимальной зарплаты (до 5000 грн с 1 сентября 2020 года) должно повлиять на детенизацию «выплат в конвертах».
– Думаю, его результаты будут понятны в конце года – по анализу рынка труда, который проводит Минэкономики. Из той статистики, которую уже можно увидеть за месяц, могу привести цифры роста поступлений от ЕСВ в ПФУ. Так, если в августе 2020 года поступления выросли по отношению к августу 2019-го на 11,9%, то в сентябре 2020 года они увеличились по отношению к сентябрю 2019-го на 20,3%. Это, безусловно, результат комплексных действий, но в том числе и детенизации «зарплат в конвертах» за счет повышения минимальной зарплаты.
Дополнительно в проект бюджета на 2021 год заложены очередные повышения минимальной заработной платы. Сейчас это: с января 2021 года – до 6000 грн и с июля 2021 года – до 6500 грн. Вопрос дискутируют народные депутаты, окончательное решение будет за Верховной Радой во время голосования за государственный бюджет на 2021год.