Заболело в мире
99,225,963
Умерло в мире
2,129,597
Вылечилось в мире
54,777,441
Заболело в Украине
1,194,328
Умерло в Украине
21,924
Вылечилось в Украине
953,297
Post factum: когда и на сколько украинцам повысят минимальную зарплату и пенсии

Post factum: когда и на сколько украинцам повысят минимальную зарплату и пенсии

Министр социальной политики Марина Лазебная – о темпах роста прожиточного минимума и дальнейшей судьбе льгот

Этот материал также доступен на украинском
Post factum: когда и на сколько украинцам повысят минимальную зарплату и пенсии
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

В июле Mind беседовал с министром социальной политики Мариной Лазебной. Теперь мы вернулись к поднятым тогда острым вопросам.Напомним: в рамках рубрики Post factum Mind публикует материалы, подготовленные по следам нашего общения с чиновниками, чтобы узнать, что изменилось за этот период и чего удалось/не удалось достичь.

Марина Лазебная рассказала о пересмотре механизмов индексации пенсий, монетизации льготного проезда и темпах  роста прожиточного минимума в следующем году. А также прокомментировала первые результаты сентябрьского повышения минимальных зарплат, ситуацию с поступлениями в Пенсионный фонд Украины и предлагаемые правительством инновационные подходы в пенсионном обеспечении.

– Вы предложили Кабмину увеличить темпы роста прожиточного минимума, что повлияет на повышение пенсий в 2021 году. Учтены ли эти предложения в проекте госбюджета на следующий год?

– В проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021год» (№ 4000 от 14.09.2020) заложен рост прожиточного минимума превышающими прогнозируемый уровень инфляции темпами.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

Предусмотрено повышение размера прожиточного минимума на 9,3% (декабрь 2021-го к декабрю 2020 года) при прогнозном индексе потребительских цен на уровне 107,3%.

Мы хотели видеть более высокие темпы, сделали соответствующие расчеты и подали в Минфин предложения с темпом роста на уровне около 23% на следующий год. Но повышение прожиточного минимума зависит от финансово-экономической ситуации в стране и происходит с учетом реальных возможностей государства. Поэтому в проект бюджета заложены такие темпы, которые позволяет наша экономическая ситуация.

Прожиточный минимум, который закладывается в бюджет, – это базовая величина. Мы повышаем социальные стандарты и другими методами: это доплаты, надбавки, социальные выплаты в размере более 100% прожиточного минимума и т. д. И таким образом, чтобы в целом социальная защита незащищенных людей росла.

– В нашей прошлой беседе вы говорили, что сейчас нужны другие подходы к пенсионному обеспечению. За последние три месяца министерство начало воплощать (планировать) какие-то инновационные подходы в этом направлении?

– На сегодня мы разработали четыре законопроекта, которыми наводим порядок в вопросе прожиточного минимума и возвращаем ему первоначальное значение – величины, которая должна обеспечивать базовые потребности человека для жизни. Мы «отвязываем» от понятия «прожиточный минимум» определение надбавок, повышений, штрафов, предоставление административных услуг и т. д. Для их определения будут использоваться отдельные расчетные величины.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

Исходя из размера прожиточного минимума будут определяться только пенсии и виды государственных пособий, являющиеся основным источником дохода человека. Таким образом мы скорее приблизим тот размер прожиточного минимума, который устанавливается в бюджете, до фактического размера прожиточного минимума.

Также, как и обещали, в этих законопроектах определяем дату ежегодной индексации пенсий – 1 марта – и ее распространение на пенсии военнослужащих, государственных служащих, журналистов, работников органов местного самоуправления и других категорий пенсионеров, которым пенсия не индексируется.

Мы предложили решение проблем, которые накопились в сфере пенсий по возрасту, назначенных на льготных условиях отдельным категориям работников вредных профессий (списки №1 и №2). Это и проблемы самих работников, которым работодатели не выдают справки о «вредном» стаже, и люди не могут обратиться за назначением заработанных льготных пенсий. И проблемы для работодателей, у которых сократились объемы производства и которые фактически не имеют средств, чтобы финансировать льготные пенсии всем пенсионерам, когда-то работавшим на предприятии. И проблемы для Пенсионного фонда (ПФУ), который выплачивает льготные пенсии, а компенсацию от работодателей не получает.

Для решения комплекса этих проблем министерство вынесло на рассмотрение Кабмина проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о накопительной профессиональной пенсионной системе». Им предусматривается ввести накопительную профессиональную пенсионную систему для отдельных категорий лиц в возрасте до 35 лет (по состоянию на 1 июля 2021года) из числа занятых на работах по спискам №1, №2 и некоторых других категорий лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

Таким образом, в будущем работодатели будут платить дополнительные взносы за тех, кто у них работает сейчас, а не работал когда-то. Накопление будут собственностью человека без каких-либо дополнительных справок и условий, а Пенсионный фонд и государственный бюджет освободятся вообще от несвойственных расходов и проблем с их финансированием. Дополнительно страна получит внутренние «длинные» инвестиционные средства, которые можно направить на развитие экономики.

Что касается введения второго уровня системы пенсионного обеспечения, то Минсоцполитики предоставило свои замечания к проекту Закона Украины «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» (№2683 от 27.12.2019), которые снизят коррупционные риски, риски монополизации, повысят защиту пенсионных накоплений людей и обеспечат комплексное развитие всех трех уровней пенсионной системы Украины.

– По вашим словам, по состоянию на июль 2020 года дефицит ПФУ увеличился на 15 млрд грн и составил почти 38 млрд грн. Тогда вы сказали, что работаете над улучшением поступлений.

– Необходимо понимать, что те 15 млрд дефицита, о которых вы упомянули, у нас появились в результате фактической остановки экономики в начале пандемии, когда были жесткие карантинные ограничения. А также в результате того, что правительство поддержало отечественный бизнес, предоставив возможность предпринимателям и малому бизнесу не платить ЕСВ во время вынужденного простоя. При этом мы не останавливали ни на один день социальные выплаты, финансировали все обязательства государства по социальной защите, в том числе дополнительные, решения по которым приняли уже в условиях карантина. И даже провели индексацию пенсий, средств на которую не были предусмотрены до декабря месяца.

На сегодня ситуация с поступлениями в ПФУ от ЕСВ улучшилась, экономика Украины восстанавливается более оптимистичными темпами, чем предусматривали весенние прогнозы.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

В течение всего лета мы имели превышение собственных доходов ПФУ от ЕСВ на 10–14% по сравнению с аналогичными периодами 2019 года, а в сентябре даже на 20%.

Также за счет системы мер Пенсионного фонда, органов ГНС, местных государственных администраций для защиты прав наемных работников, выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде по состоянию на 1 сентября 2020 года в целом погашено более чем 3 млрд грн задолженности работодателей по платежам в ПФУ и ЕСВ.

– Не все категории пенсионеров подпадают под индексацию. Вы это обещали изменить.

– Кроме законопроекта, о котором я уже упоминала, мы нивелировали возможность манипуляции с датой индексации. Установлено, что индексация пенсий должна осуществляться с марта.

– А что будет с механизмом для перерасчета пенсий тем, у кого 40 и более лет стажа? Это в основном те, кто вышел на пенсию до 2000 года, когда были мизерные зарплаты.

– Минсоцполитики разрабатывает предложения для перерасчета пенсий тем, у кого 40 и более лет стажа, в том числе есть предложения о дополнительном механизме исчисления пенсии, когда ее размер предлагается определять отдельно за период страхового стажа до 01.07.2000 и после этой даты.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

На следующий год мы запланировали пять этапов повышения пенсий, которые сформировали в календарь, где описали, кому будут повышаться пенсионные выплаты на каждом этапе.

‒ В интервью три месяца назад вы говорили, что рассматриваете вопрос повышения размеров пособий лицам с инвалидностью.

‒ Размеры государственной социальной помощи в течение года увеличиваются в соответствии с повышением размера прожиточного минимума.

Сегодня размеры государственной социальной помощи составляют от 1712,00 грн до 4115,60 грн. С декабря этого года размер государственной социальной помощи будет увеличен в соответствии с повышением размеров прожиточного минимума и составит от 1769,00 грн до 4252,45 грн.

Также мы повысили размер помощи на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство, с 2 до 3,5 размера прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Верховная Рада в начале сентября приняла разработанный нами закон «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» относительно повышения лицам с инвалидностью с детства надбавки на уход» (№ 851-ІХ от 02.09.2020).

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

С 1 января 2021 года лицам с инвалидностью с детства I группы надбавка на уход устанавливается в размере:

  • лицам с инвалидностью с детства, отнесенным к подгруппе А I группы (с 1 января 2021 года – 150% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, с 1 января 2022 года – 200% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность);
  • лицам с инвалидностью с детства, отнесенным к подгруппе Б I группы (100% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность);
  • одиноким лицам с инвалидностью с детства II и III групп, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии лечебно-профилактического учреждения нуждаются в постоянном стороннем уходе, устанавливается надбавка на уход за ними в размере 75% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Надбавка на уход за ребенком с инвалидностью подгруппы А устанавливается в размере:

  • на ребенка с инвалидностью подгруппы А в возрасте до 6 лет (с 1 января 2021 года – 150% прожиточного минимума, с 1 января 2022 – 200% прожиточного минимума);
  • ребенка с инвалидностью подгруппы А в возрасте от 6 до 18 лет (с 1 января 2021 года – 150% прожиточного минимума, с 1 января 2022 года – 200% прожиточного минимума).

‒ Когда стартует долгожданный процесс монетизации льготного проезда?  

‒ Минсоцполитики разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в законы Украины, которые устанавливают право на льготный проезд отдельным категориям граждан, о предоставлении льготы на оплату проезда в форме денежной компенсации на основании соответствующих решений органов местного самоуправления в определенных ими порядке и размерах. Такая норма согласуется со ст. 91 Бюджетного кодекса Украины, которой предусмотрено финансирование компенсационных выплат за льготный проезд за счет средств местных бюджетов.

Сейчас в Минсоцполитики поступают многочисленные обращения от организаций перевозчиков. В них говорится о необходимости монетизировать льготы по оплате проезда. Также обращаются органы местного самоуправления – по поводу того, чтобы в государственном бюджете были предусмотрены средства на льготный проезд.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

Однако этот законопроект не был согласован всеми заинтересованными соисполнителями. Не все поддерживают переход к монетизации льгот по оплате проезда.

Также нерешенным остается вопрос определения источников финансирования расходов на компенсационные выплаты за льготную перевозку отдельных категорий граждан. Учитывая, что в некоторых городах вводится система учета пассажирских перевозок с применением электронных карточек, Минсоцполитики пока обрабатывает информацию об объемах льготных перевозок по данным таких систем и продолжает поиски путей монетизации льготного проезда.

– Вы говорили, что повышение минимальной зарплаты (до 5000 грн с 1 сентября 2020 года) должно повлиять на детенизацию «выплат в конвертах».

– Думаю, его результаты будут понятны в конце года – по анализу рынка труда, который проводит Минэкономики. Из той статистики, которую уже можно увидеть за месяц, могу привести цифры роста поступлений от ЕСВ в ПФУ. Так, если в августе 2020 года поступления выросли по отношению к августу 2019-го на 11,9%, то в сентябре 2020 года они увеличились по отношению к сентябрю 2019-го на 20,3%. Это, безусловно, результат комплексных действий, но в том числе и детенизации «зарплат в конвертах» за счет повышения минимальной зарплаты.

Post factum: коли і наскільки українцям підвищать мінімальну зарплату та пенсії

Дополнительно в проект бюджета на 2021 год заложены очередные повышения минимальной заработной платы. Сейчас это: с января 2021 года – до 6000 грн и с июля 2021 года – до 6500 грн. Вопрос дискутируют народные депутаты, окончательное решение будет за Верховной Радой во время голосования за государственный бюджет на 2021год.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате