Никита Измайлов: «Невозможно насильно влюбить другого человека в свою идею»

Создатель первого инвестфонда для финтех-стартапов – о секретах востребованности IT-продуктов и о перспективах украинцев за рубежом

Инвестиционный фонд N1 возник в 2019 году как первая в Украине платформа для «взращивания» перспективных финтех-стартапов. Его учредитель Никита Измайлов, имея финансовое образование и опыт работы в крупных международных компаниях – KMPG и Parimatch, решил сделать ставку на продукты, максимально отвечающие клиентскому запросу.

На данный момент «под крышей» N1 находится с десяток проектов, среди которых, в частности: мобильный банк sportbank, разработчики софта для платежных систем Asquad и PayCore. Также есть две платежные системы, «заточенные» не только под украинский рынок, а в целом на СНГ; а еще – рекламное агентство и проект по изготовлению и доставке здорового питания Eat Easy. 

Мы поговорили с Никитой Измайловым о «пузыре стартапов» и о том, по каким именно продуктам изголодался рынок; что нужно, чтобы конкретная идея «выстрелила»; почему разработки made in Ukraine не всегда  «взлетают» за рубежом и как на самом деле рождаются и живут прорывные идеи.

–  Как распределяются усилия и приоритеты при работе со всеми проектами в рамках фонда? Представим на минутку, что вы – отец, у вас 10 детей… Воспитанию кого вы отдаете больше всего сил, а кто уже достаточно взрослый, чтобы расти самостоятельно?

– Безусловно, больше всего времени занимают проекты, которые еще не вышли на самоокупаемость, и те, которые находятся на стадии первоначального развития.

Когда продукт уже устоялся минимум на уровне MVP, он выходит на рынок – и ему необходимо достичь точки безубыточности и точки инвестиционной окупаемости. Именно на этом этапе очень часто совершаются ошибки, много проектов схлопываются. И именно в этом периоде им нужно больше нашего внимания как менторов.

– Сколько времени требуется на такое сопровождение – два-три месяца? Год?

– Все зависит от кейса. Например, sportbank вышел на рынок в 2019 году и начал активно выдавать карты, но до сих пор требует внимания и участия нашей команды. Потому что сам проект очень объемный и капиталоемкий. Это игра в очень долгий бизнес.

– О каком объеме капитала идет речь?

– В нашем случае мы как инвесторы потратили уже почти $15 млн.

– А когда рассчитываете выйти в плюс? Или уже вышли? Какие финансовые перспективы для себя видите?

– Выйти в плюс планируем в декабре этого года. А на полную инвестокупаемость – к середине 2023-го.

– Какие еще проекты в вашем портфеле наиболее близки к плюсу?

– Все остальные проекты либо «около нуля», либо уже плюсовые. Так получилось, что sportbank – это самый долгоиграющий проект с точки зрения окупаемости.

Но опять же…. Если мы говорим о производителях ПО, которые создают софт для платежных решений, они находятся в легком плюсе, и стратегия по ним в принципе ясна. Они являются частью экосистемы, приносят прибыль, но больших денег заработать не могут.

Никита Измайлов: «Невозможно насильно влюбить другого человека в свою идею»

Если же бизнес ориентирован на сопровождение других бизнесов своими технологическими решениями, то это не совсем тот профиль, к которому мы стремимся. Мы хотим получать наибольшую прибыль от того, что взаимодействует уже с финальным пользователем. То есть ратуем за те проекты, которые создают масс-маркет продукты.

Sportbank – это история про массовый рынок. Eat Easy также ориентируется на массового потребителя. И, несмотря на то что у каждого продукта есть свое уникальное позиционирование (и из-за этого может сложиться впечатление, что ниши довольно узкие), на самом деле это не так.

– А какой проект был первым? И стал ли он определяющим для дальнейшего развития фонда?

– Тут имеет значение не первый проект, а направленность ключевой экспертизы. Мое профильное образование «Учет и аудит», я заканчивал Банковскую академию.  То есть уже с самого начала обучения был связан с финансами. Затем около трех лет работал аудитором в международной компании KMPG. Потом перешел на позицию CFO в крупный холдинг – Parimatch. Именно там, в реальных «боевых условиях», соприкоснулся с финтехом и организацией платежей в цифровой реальности. И именно оттуда зародилась ключевая практическая экспертиза.

На рынке «витает» очень много экспертизы чисто теоретической: программист садится, пишет продукт непонятно для чего, и в конечном итоге рождается компания, не способная удовлетворить какой-либо реальный запрос. То есть некая «вещь в себе». У меня же получилось от противного: пять-шесть лет мучился из-за отсутствия на украинском рынке достойного технологического провайдера – в том числе и платежного, который бы помог пользователям совершать депозиты, делать выплаты и предоставлять достойный сервис мне как продавцу.

И в процессе всех поисков, взаимодействия с банками, провайдерами и платежными системами, в том числе и международными, пришло понимание, с чего вообще нужно начинать, чтобы строить финансовый и технологический сервис в Украине. Да, безусловно, тут был пример ПриватБанка, но все же это в первую очередь банковский продукт, а не финансово-технологическая компания.

Исходя из запроса, который возник у нас во время работы, и выросла та практическая экспертиза, которую мы сейчас активно применяем. Конечно, идеальная ситуация – это когда человек, приобретя теоретический опыт, получает его подтверждение на практике, но в начале 2010-х нам неоткуда было почерпнуть теорию. Приходилось набивать шишки на реальных задачах.

Поэтому справедливо будет сказать, что все началось не с первого проекта как такового,  а возникло понимание запроса со стороны потребителя и желаемого конечного продукта. И уже после этого набиралась команда и в sportbank, и в платежные системы. Стало понятно, кого искать и где, из каких банков привлекать ребят и как совмещать их между собой. Потом буквально за несколько месяцев сформировалось несколько команд.

– В каком году у вас началась вся эта история с финтехом?

– В 2012 году начался этап глубинного изучения и потребления этих услуг. А первое прицельное общение под формирование команд – в 2017–2018 годах. Сначала появились обособленные команды, а потом, когда сформировалось понимание, что самому их менеджерить сложно, возник фонд N1 – как инструмент, позволяющий гибко управлять ими. 

В фонде есть юристы, финансисты, аналитики, маркетологи. И, что самое главное, – люди, обладающие финтех-экспертизой. С такой командой стало возможным качественно курировать целый десяток проектов. Иначе был бы жесткий расфокус внимания.

Если выстроить логическую цепочку, то сначала идет какая-то твоя собственная базовая экспертиза, потом понимание продукта со стороны потребителя, потом берется во внимание какой-то международный опыт, на него накладываются новые связи и знакомства в банках, в платежных системах. И только после этого, обладая всей это вереницей «опытов», можно себе позволить начать что-то создавать. При отсутствии хотя бы одного из звеньев система становится неполноценной.

– На ваш взгляд, в современном финтехе какой составляющей больше – «фин» или «тех»?

–  В западном понимании финтеха – больше «фин». Причем он упирается не только в финансовые услуги, которые оказываются, а в жажду наживы, которая движет создателем продукта. Те ценники, которые сейчас получают стартапы за рубежом, – это просто космос. Активы переоценены в 20–30 раз. Любое минимальное ноу-хау преподносится как нечто невероятное. То, что «изменит жизнь», «взорвет рынок» и т. д. Но по своей сути это убыточные идеи, которые живут только на хайпе.

– То есть мы можем говорить о назревающем пузыре?

– Я думаю, пузырь лопнет уже в ближайшее время. И, увы, это будет связано не только с финтехом, а в целом с фондовым рынком. Потому что, если посмотреть на акции той же Tesla Motors, еще год назад они стоили в семь-восемь раз меньше, чем сейчас. Хотя машин они стали выпускать не намного больше. Да, у них появилась какая-то прибыль, но все равно это сверхбольшая переоцененность и перегретость рынка.

Никита Измайлов: «Невозможно насильно влюбить другого человека в свою идею»

Кстати, недавно на фондовую биржу вышел проект Robinhood – и в первый день торгов получил оценку намного ниже, чем ожидали его создатели. Это и есть первый звоночек о том, что время хайповых продуктов заканчивается, а инвесторы начинают более трезво смотреть на многие вещи.

Robinhood воспринимался как одно из самых прогрессивных решений в области финтеха. Это платформа, которая позволяет человеку с небольшими деньгами выйти на фондовый рынок и купить себе какие-то акции.  Раньше для этого нужно было становиться квалификационным трейдером, вносить минимальный депозит, проходить множество подготовительных этапов… И плюс это все не было настолько юзер-френдли, как сделано у Robinhood.

Поэтому я считаю, что именно техсоставляющей не так много в этой теме. А если она и есть, то она  слишком переоценена. То есть пока что рынок сильно давит на техническую составляющую. Финансовые запросы по своей сути, безусловно, изменились, но не настолько кардинально.

– А в Украине ситуация отличается, или наша страна – «уменьшенная копия» мирового рынка?

– В Украине все по-другому: здесь просто быть «надутым шариком» нет возможности, поскольку активного рынка нет, никто тебя не покупает, акции разместить невозможно… Даже если ты захочешь это сделать на Нью-йоркской или Лондонской бирже, тебя все равно никто не купит, потому что ты из Украины.

В Украине, как и везде в СНГ (кроме Казахстана), единственный способ выживания – быть прибыльным проектом, который финансирует собственные нужды, распределяет дивиденды и тем самым позволяет инвесторам достичь своих целей. К сожалению, выгодно перепродать украинский проект еще сложно.

– Но единичные случаи есть, и мы их знаем…

– Да, однако реального бизнеса там или нет, или очень мало. Покупаются некие «прослойки», причем не с целью выхода конкретно на украинский рынок. Например, недавно Kaspi Pay купила Portmone, но я не думаю, что это было сделано ради выхода в Украину. Скорее, это делалось ради найма наших айтишников. То есть им нужен был плацдарм, через который можно нанимать экспертов в области финтеха, чтобы развивать платформу Kaspi.

Для них украинский рынок даже более опасен, чем полезен. Они размещены на Лондонской бирже, а все банки Великобритании отказали украинцам в обслуживании. Если у украинца нет permit (разрешения на долгосрочное проживание в Великобритании), то он не сможет открыть счет в британском банке. Это началось после начала активных боевых действий на украинской территории, которые стали дополнительным риск-фактором. И комплаенс всех банков попросил всех украинцев позакрывать счета.

И если какой-то крупный холдинг типа Kaspi.kz начинает генерировать отсюда мощный денежный поток, то мультипликатор у этих денег будет изначально хуже, чем был у них в Казахстане. Поэтому я не верю, что, скажем, то же Revolut придет в Украину и развернет тут мощную работу. У них еще есть масса неохваченных рынков в ЕС, где они смогут генерировать стабильную выручку в евро. Например, они только-только выходят на рынок Кипра.

Но с другой стороны, ситуацию на рынке Украины можно назвать даже более здоровой, чем вся та переоцененность на мировом рынке… Наших игроков изначально загоняют в условия жесткого естественного отбора, где если уж выжил и поднялся, то будешь жить…

– Безусловно. Но что в этом плохо? А то, что мы не можем с таким продуктом выходить на внешние рынки. Это значит, что украинская компания даже с самым лучшим продуктом не способна завоевать любой другой рынок – побольше. У нее не будет ресурса, собственной прибыли на то, чтобы это осуществить.

– И что делать в таких условиях, как развиваться?

– Лучший вариант – выдавать франшизы, продавать технологические решения. А непосредственно сам бизнес должны делать местные ребята на собственные средства.

– А вы такую модель практикуете или рассматриваете в перспективе?

– Нет, мы пока сосредоточены на том, чтобы полностью встать на ноги в Украине и только потом идти дальше. Мы не хотим распыляться. Хотя поступали предложения, в частности, по sportbank, выйти на рынки Болгарии, Венгрии. Но мы для себя решили, что изначальная задача – получить полную инвестокупаемость в Украине, и только потом думать о дальнейшей экспансии.

– У каждой из компаний, которые курирует ваш фонд, собственная ниша, или они как-то взаимодействуют в процессе?

– Они могли бы быть конкурентами, но рынок настолько широкий, что они друг другу не противоречат, хотя и не особо помогают. Каждая из этих компаний выбрала свой вектор развития – и в нем движется. На некоторых рынках у них, конечно, есть борьба. Но секрет заключается в том, что любой бизнес стремится к диверсификации.

Никита Измайлов: «Невозможно насильно влюбить другого человека в свою идею»

А это значит, что если у вас как у крупного торговца есть определенный денежный поток, то вы стремитесь разделить его на несколько источников. Будет ли это 10 банков или 10 платежных систем – вы все равно будете стремиться к разделению. Поэтому в целом, если у нас появляется дополнительный игрок в том мерчанте, где уже есть один из наших проектов, это нисколько нам не мешает.

– Но вот, скажем, разработчики софта – они же поставляют свой софт для тех платежных систем, которые тоже являются резидентами фонда?

– Частично такие пересечения есть. Но, как показала практика, эта схема не работает в принудительном порядке. Заставить никого нельзя. Мы создаем сообщество, в котором все между собой общаются. Это порядка 100 топов, в каждом из активов по пять-семь человек, плюс небольшой пул внешних экспертов. И это наше комьюнити, которое плотно между собой контактирует.

В итоге формируются дружески партнерские отношения, которые выходят за рамки чисто рабочих. И в таких условиях, если у тебя крутой продукт и ты пару раз в месяц видишься на ивентах с другими людьми, то, безусловно, начинаешь с ними взаимодействовать. И в результате этого взаимодействия рождаются довольно неожиданные и полезные вещи.

Но системно сконструировать извне такое сотрудничество не получается. Невозможно влюбить другого человека в собственную идею. У него должна сформироваться осознанная потребность в готовом продукте. И только после этого можно понемногу ее продвинуть: смотри, у меня есть вот такое, оно, возможно, тебе подойдет…

Инициирование запроса на взаимодействие должна произойти непосредственно в самом проекте. Поэтому лучший формат – создавать среду, некий «заповедник», в котором всем этим проектам захочется быть вместе.

А как вы их привлекаете в это комьюнити? От кого исходит инициатива в большей степени?

– В само комьюнити попадают те, в кого мы уже проинвестировали либо кого привлекали как экспертов. А как мы инвестируем – это отдельный вопрос.

Есть три канала, по которым к нам заходят проекты.

Первый – личные знакомства и связи: если на рынке кто-то продается или знает, что мы имеем отношение к финтеху, то очень часто обращаются к нам.

Второй канал – публичное позиционирование: мы начали активно продвигать себя как инвестфонд. И с рынка начинают постепенно подтягиваться и информация, и люди.

И третий канал – платформа Reactor.ua, которая поставляет нам эти проекты, поскольку также общается со стартаперами. 

– Как давно вы на Reactor.ua?

– Взаимодействуем уже пятый месяц.

– А как пришли к решению влиться в эту платформу?

– В самом фонде N1 работает не так много людей. У нас в команде есть инвестиционный директор Ирина Бараненко, которая хорошо взаимодействует с Unit.city и даже читает там несколько лекций в университете, на которых она и познакомилась с ребятами из Reactor.ua. И у них в процессе диалога родилась такая идея – попробовать скрестить платформу как площадку и N1 как инвестиционный фонд. То есть Reactor.ua будет выступать ступенью в воронке до того, как N1 инвестирует в компании.

Почему это всем выгодно? Во-первых, это фокусная деятельность Reactor.ua – то, на чем они специализируются; во-вторых, у нас не так много ресурсов для того, чтобы качественно уделить внимание каждому стартапу.

Никита Измайлов: «Невозможно насильно влюбить другого человека в свою идею»

И даже если к нам приходит некая внешняя команда, которая с платформой до этого не работала, и мы видим, что у ребят еще не до конца сформированное видение того, что они хотят, мы выводим их на уровень Reactor.ua. Мы говорим: «Ребята, окей, нам концептуально интересна ваша идея, но нам кажется, что вам неплохо бы ее доработать, поэтому идите вот сюда. Тут вам помогут в доработке, а потом с полноценным видением возвращайтесь к нам».

– И есть уже такие кейсы?

– Есть два кейса, когда непосредственно лиды Reactor.ua пришли к нам, и есть кейс, который я хочу отдать на платформу.

[INSERT_BLOCK_PROMO_REACTOR]

– Еще такой вопрос. Вот мы постоянно слышим: финтех, фудтех, медтех… Все это уже в определенной степени стало мейнстримом. А какой «тех»,  по вашему мнению, взлетит следующим в горизонте 10 лет?

– Если знать ответ на этот вопрос, то можно было бы уже не заниматься N1, а идти сразу на Лондонскую биржу и смело размещаться (смеется)…  А если серьезно, то я очень верю в то, чем занимаются ребята, запустившие проект Reface. Это дополненная реальность либо создание объектов с применением неких алгоритмов.

Например, их новый проект – полное моделирование того, как течет вода, с использованием искусственного интеллекта. Раньше для этого производителям онлайн-игр приходилось едва ли не вручную все прорисовывать либо задавать параметры, как эта вода должна течь. На это уходили месяцы работы. Сейчас разработали формулу, алгоритм, AI – называйте, как хотите, по которым, задав буквально пару параметров, можно получить сразу то течение воды, которое необходимо для конкретного фрагмента фильма либо игры.

И вот у таких инструментов, связанных с визуализацией виртуальных эффектов, и есть большое будущее, как мне кажется.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS