Из-за глобальных кризисов свыше дюжины стран скатываются следом за Шри-Ланкой к банкротству, бедности и политическому хаосу. Особую тревогу вызывают крупные государства – Аргентина, Египет, Кения, Нигерия и Пакистан, в которых проживают 666 млн человек.
Mind предлагает узнать, насколько приблизились к коллапсу пять государств-тяжеловесов.
Население: 47 млн человек
Второе по величине государство Южной Америки с 2018 года пребывает в глубокой рецессии и в инфляционном кризисе. Рост цен в этой стране ранее составлял около 50% в год, а в 2022-м ускорился до 70%. Это загнало 40% населения ниже черты бедности и окончательно разрушило доверие к национальной валюте песо, курс которой на черном рынке более чем на 100% ниже официального.
«В Аргентине все вращается вокруг доллара и поисков зеленых купюр. Хранить средства в песо больше нет смысла – стремительная инфляция уничтожает эти сбережения. Вот почему многие люди охотятся за долларами», – описывает ситуацию в стране аргентинское 247 News Agency.
Из-за ожидания гуманитарной катастрофы граждане скупают доллары и не продают. Еще в 2021 году экономист Николас Гадано, бывший директор Центробанка, оценивал, что аргентинцы хранят под подушками $200 млрд в банкнотах. Это 10% всех находящихся в мировом обороте долларовых купюр, и 20% обращающихся вне США.
Сейчас правительству Альберто Фернандеса для поддержки валютных резервов Центробанка приходится урезать импорт, что приводит к исчезновению некоторых видов товаров с полок магазинов и дефициту сырья для производств. Это увеличивает число недовольных граждан, которые собираются на антиправительственные марши в Буэнос-Айресе, где называют свою страну «полуколонией Соединенных Штатов» и требуют освободить ее из «долговых оков» МВФ.
Население: 103 млн человек
Страна песков и фараонов демонстрирует относительную стабильность, но в действительности ее экономика трещит по швам под огромной горой долгов. После того как нынешний авторитарный президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси пришел к власти путем свержения своего предшественника Мохаммеда Морси в 2013 году, он активно одалживал валюту и загнал свою страну в долговую кабалу.
Правительство Абделя Фаттаха аль-Сиси увеличило обязательства Египта перед кредиторами на 311%: с $38,38 млрд в марте 2013 года до $157,8 млрд в марте 2022-го. Объем долга уже начал пугать инвесторов, которые, несмотря на повышение процентных ставок египетским центробанком, принялись выводить из страны валюту.
«Соотношение долг/ВВП Египта поднялось до 93,8% в этом году, и умопомрачительные 54% государственных доходов уходят на погашение долгов и выплату процентов, не оставляя достаточного количества средств для финансирования потребностей стран. Египет всего в нескольких месяцах от банкротства, и 30-процентный уровень бедности вскоре может превратиться в невыносимый уровень голода», – пишет бывший министр инвестиций Египта Йехия Хамед.
Египет – крупнейший в мире импортер пшеницы – зависел от поставок зерна из Украины и россии. Из-за войны продукты для египтян существенно подорожали, и этот рост цен подстегнула девальвация Каиром курса египетского фунта на 15% в марте 2022 года. Гораздо сильнее продуктовую инфляцию может взвинтить надвигающийся на Египет водный кризис, связанный со строительством плотины «Возрождение» в Эфиопии.
Внешний долг Египта | ||
Год | Объем, млрд $ | Годовой прирост, % |
2021 | 146 | 10,5 |
2020 | 132 | 14,3 |
2019 | 115 | 14,9 |
2018 | 100 | 18,3 |
2017 | 85 | 22,5 |
2016 | 69 | 38,8 |
2015 | 50 | 19,4 |
Население: 243 млн человек
Грозная ядерная держава демонстрирует миру свою финансовую слабость – она продает иностранцам стратегические предприятия, чтобы спастись от надвигающегося дефолта. Как сообщает Daily Pakistan, из-за отчаянной нужды в деньгах Исламабад на днях принял законы, позволяющие Объединенным Арабским Эмиратам купить у Пакистана за $2–2,5 млрд акции государственных электростанций, а также мощности по добыче нефти и газа.
Резервы иностранной валюты у 243-миллионной исламской республики истощились c $20 млрд в августе 2021-го до $9,7 млрд в июле 2022-го. Этого едва хватит на финансирование импорта в течение пяти недель. Уровень инфляции в июне поднялся в Пакистане до 21,3%, а национальная валюта за три месяца подешевела на 28%, со 185 рупий/$ до 236 рупий/$. Теперь на поддержку госдолга государству приходится тратить около 40% своих доходов.
По данным Daily Pakistan, в мае власти ОАЭ отказались одолжить Исламабаду средства из-за его неспособности вернуть предыдущие займы, но предложили приватизировать компании. А МВФ, перед тем как договариваться с Пакистаном о предоставлении помощи, поставил ему условие: привлечь $4 млрд от дружественных стран для латания дыр в своем бюджете.
По словам экспертов, Пакистану сейчас приходится расплачиваться за антииндийский экстремизм и антиамериканизм предыдущего правительства Имрана Хана, которое в апреле 2022 года парламент страны при поддержке военных отправил в отставку. Новому премьер-министру Шахбазу Шарифу приходится спешно налаживать международные отношения, чтобы найти желающих протянуть Пакистану руки помощи в трудные времена.
Население: 218 млн человек
Крупнейшая экономика Африки собирает критически мало налогов. Доходы Нигерии составляют лишь 6,3% ее ВВП. Для сравнения: в Украине этот показатель в 2020 году был равен 19,2%, а в мире в среднем – 13,6%.
«Выручка от нефти, приносящая Нигерии более 90% доходов, падает даже несмотря на то, что цены на нефть на международном рынке находятся на исторически высоком уровне. Разваливающаяся инфраструктура и возросшие масштабы воровства нефти стали причиной того, что Нигерия не может даже выполнить квоту ОПЕК и произвести 1,7 млн баррелей. Страна оказалась не способна извлечь выгоду от возросших цен на нефть», – пишет Nigeria Today.
В июле 2022 года совокупный долг Нигерии, внутренний и внешний, перешагнул отметку $100 млрд, и правительство призналось, что тратит на его обслуживание больше, чем на выплату пенсий, ремонт дорог, образование, медицину и все остальные государственные расходы, вместе взятые.
Правительство Нигерии вынуждено тратить на импорт топлива свыше $10 млрд в год и еще около $15 млрд – на субсидирование топлива для населения. Отказаться от этих субсидий на фоне долгового кризиса представляется логичным шагом. Но власти Нигерии боятся, что это подбросит вверх и без того высокую 18-процентную инфляцию и вызовет забастовки, протесты и, возможно, восстание. Для покрытия своих расходов правительство продолжает наращивать госдолг и печатать найру, что чревато точно такими же последствиями.
«Мы, вероятно, стоим над пропастью. Мы можем увидеть девальвацию найры до 1000 за $1 или ниже. Мы можем увидеть трехзначную инфляцию. И это может легко спровоцировать хаос на улицах Нигерии, так как благосостояние людей будет полностью разрушено», – рассуждает нигерийский экономист Топе Фасуа.
Население: 55 млн человек
На Африканском Роге худшая засуха за 40 лет. Она создает колоссальные проблемы для Кении, на территории которой, по данным ООН, страдают от голода свыше 4 млн человек.
Обеспечить голодающих граждан продуктами страна не может из-за плачевных финансовых возможностей. Кения расходует около 30% своих доходов на обеспечение $70-миллиардного госдолга. И из-за сомнений в ее платежеспособности процентные ставки по ее кредитам за пару лет выросли с 8 до 14%, что фактически отрезало Найроби от внешних рынков капитала.
Тем временем в кенийском обществе нарастает недовольство высокой стоимостью жизни и неспособностью правительства облегчить положение граждан. Эксперты отмечают, что в кенийских соцсетях разгораются токсичные политические дискуссии и распространяются призывы к насилию. Уже через неделю в стране состоятся выборы и могут произойти массовые кровопролития.
9 августа 2022 года граждане Кении должны избрать нового президента из четырех кандидатов, а также переизбрать депутатов парламента и сенаторов. В 2007 году такое голосование закончилось трагически. Спорные результаты всеобщих выборов подняли волну политически мотивированных этнических атак, приведших к гибели свыше 1100 человек и вынудивших сотни тысяч граждан сбегать из своих домов.