Из-за классического бегства вкладчиков в Соединенных Штатах рухнул Silicon Valley Bank (SVB), специализировавшийся на обслуживании стартапов. Это был 16-й по величине американский банк с $209 млрд в активах и $175 млрд на депозитах. Регуляторы США сообщили о его закрытии 10 марта, породив сомнения в жизнеспособности других американских банков и технологических компаний.
Что произошло и почему это важно, разбирался Mind.
SVB до последнего замалчивал проблемы и рухнул с поражающей скоростью. От начала заметных трудностей у банка до его краха прошло всего двое суток, хотя обычно крупные финансовые структуры падают долго.
В среду, 8 марта, SVB сообщил о том, что экстренно продал облигации на сумму $21 млрд из своего портфеля, понеся убыток в $1,8 млрд. Чтобы компенсировать эту потерю, банк запланировал разместить акции на $2,25 млрд. Однако уже в четверг из-за слухов о проблемах у SVB его клиенты массово ринулись снимать средства со счетов, а ценные бумаги банка рухнули на 60%. В пятницу, 10 марта, акции SVB обвалились еще на 60%, после чего вмешался регулятор и сообщил о закрытии финансового учреждения.
Примечательно, что всего месяц назад, 14 февраля, журнал Forbes занес SVB в список лучших банков Америки, поставив его на 20-е место. Скоропостижная гибель финансовой структуры из двадцатки самых надежных угрожает подорвать доверие ко всем банкам, не подпадающим под определение «слишком большой, чтобы рухнуть». Если американцы примутся переводить средства из региональных банков в банки-гиганты, это запустит цепочки банкротств.
«Вот почему ситуация с SVB гораздо важнее, чем «некоторые технобро попали под удар». Риск бегства становится главной проблемой для тысяч мелких банков», – отмечает глава хедж-фонда Unlimited Funds Боб Эллиотт.
За 40 лет работы SVB зарекомендовал себя как банк для стартапов. Ранее он выдавал кредиты молодым технологическим компаниям, которым отказывали другие финансовые организации. Однако в последнее время клиенты SVB в основном закачивали в банк наличность, так как нуждались в хранении денег больше, чем в кредитах. Депозиты SVB выросли вчетверо – с $44 млрд в конце 2017-го до $189 млрд в конце 2021-го, тогда как его кредитный портфель увеличился лишь с $23 млрд до $66 млрд.
Банк рухнул из-за самой тривиальной причины. Вкладчики запаниковали и за один день 9 марта инициировали вывод $42 млрд со счетов SVB, а банк такого количества наличных быстро найти не смог.
Портфель SVF оказался набит долгосрочными облигациями с высокой надежностью, но низкой доходностью (около 2% годовых). Инвесторы потеряли интерес к покупке таких ценных бумаг после того, как власти США в целях борьбы с инфляцией за год подняли базовую учетную ставку с 0,25% до 4,75%. Хранить деньги стало выгоднее на обычных банковских счетах.
«Как часто случается в финансовой сфере, проблема пришла не оттуда, откуда мы ожидали, – комментирует ситуацию Александер Йокум, специалист по исследованию акционерного капитала из аналитического центра CFRA. – Рыночные обозреватели предполагали, что банки могут рухнуть из-за горы долгов по кредитным картам или из-за кризиса в секторе офисной недвижимости. Бегства вкладчиков никто не прогнозировал».
По утверждению SVB, он обслуживал в США почти половину стартапов с венчурным капиталом. На счетах банка оказались заблокированы средства множества технологических компаний, которым теперь придется задерживать зарплаты и другие основные платежи, рискуя потерять доверие и поддержку инвесторов.
Гарри Тан, гендиректор ведущего мирового инкубатора для стартапов Y Combinator, назвал крах SVB «событием уровня вымирания для стартапов», призвав власти США предотвратить катастрофу.
«40 000 вкладчиков SVB – это мелкие бизнесы. 30% из них не смогут выплатить зарплаты в следующие 30 дней. Если предположить, что у каждого из них по 10 сотрудников, то на кону 120 000 рабочих мест», – написал в Twitter Гарри Тан.
В оптимистичном сценарии все имущество SVB быстро выкупит другой банк и восстановит движение средств на счетах. В худшем случае придется ждать, пока регуляторы распродадут активы SVB, а вырученные средства разделят между вкладчиками.
Банкротство SVB породило бурные споры о том, нужно ли за государственный счет держать этот банк на плаву. Свыше 93% депозитов SVB не застрахованы. Многие из этих вкладов принадлежат богатым венчурным капиталистам или их технологическим фирмам, помощь которым вызывает отторжение у многих политиков в Вашингтоне.
«Если будет попытка использовать деньги налогоплательщиков для взятия на поруки Silicon Valley Bank, американский народ может рассчитывать, что я возглавлю борьбу против этого», – написал конгрессмен-республиканец Мэтт Гаец.
Сторонники госпомощи в свою очередь призывают регуляторов немедленно защитить богатых вкладчиков SVB, чтобы предотвратить цепную реакцию, которая зацепит все слои населения.
«Где Пауэлл (глава Федеральной резервной системы США. – Mind)? Где Йеллен (министр финансов США. – Mind)? Остановите этот кризис сейчас. Объявите, что все вкладчики будут в безопасности. Предоставьте SVB банку из топ-4. Сделайте это до открытия понедельника, иначе произойдет цепная реакция и кризис распространится дальше»,– написал в Twitter соучредитель PayPal Дэвид Сакс, упрекнув федеральное правительство в том, что оно «защищает Украину, а не экономику США».
Обозреватели восприняли с иронией тот факт, что государственную поддержку жалобно просят венчурные инвесторы Кремниевой Долины, ранее пропагандировавшие либертарианскую идею свободного рынка. Под твитом Дэвида Сакса появились издевательские комментарии в стиле: «Мы капиталисты хотим социализм!». Его идею принудить частный банк из топ-4 приобрести проблемный SVB с его долгами сочли «фашизмом». Также Саксу указали, что именно венчурные капиталисты в среду спровоцировали панику среди вкладчиков SVB, посоветовав своим стартапам вывести из банка деньги.