Истощение основных природных ресурсов достигло предела, за которым изменения климата могут стать необратимыми. Это один из основных тезисов, который озвучили участники 15-го Forum for the Future of Agriculture – площадки, на которой представители аграрного бизнеса и экологических организаций встречаются для открытого диалога.
Диалог этот остро необходим, так как совместить климатические вызовы и продовольственную безопасность нелегко: чтобы нивелировать первые требуется провести грандиозные трансформации подходов к обеспечению второй. Тема ForumforAg в этом году «Решаем завтрашние проблемы сегодня», и сроки реформ действительно поджимают. «Нам нужно исправить завтра уже сегодня. Время уходит», – сказал Янез Поточник, председатель фонда RISE Foundation.
Для обсуждения аграрно-экологической дилеммы в Брюсселе собралось более 1000 участников, включая незваных – активистов, выступающих против доминирования глобальных компаний в отрасли и ратующих за изменение интенсивных подходов к сельскому хозяйству. Необходимость последнего, впрочем, никто не оспаривал – наоборот, это был основной месседж, транслируемый со сцены.
«Каждый может иметь собственное мнение, но никто не может игнорировать факты, – сказал Франс Тиммерман, исполнительный вице-президент Еврокомиссии. – Изменения климата и нарастание дефицита ресурсов ставят нас в безвыходное положение. Каждый сектор в сельском хозяйстве должен будет измениться».
В противном случае, по словам еврокомиссара Виргиниюса Синкявичюса, чистая вода и чистый воздух могут стать роскошью для европейцев. «Около 18% нашего общего ВВП уже затронуты засухой», – сказал он.
Mind приводит основные факторы и тезисы, которые показывают что будущее в АПК уже наступило и оно может быть угрожающим, если не предпринять срочных мер.
По словам Янеза Поточника, председателя ForumforAg 2023, иного пути, кроме как глобального изменения всех систем АПК, не существует. Производство, основанное на извлечении, должно быть заменено производством, основанным на циклическом создании. «Нам нужно переосмыслить существующую модель», – соглашается Тиммерман. По его словам, это необходимо сделать не из соображений некой теоретической пользы для планеты, а для спасения самого человечества, поскольку «планета может продолжить существовать и без людей».
По словам Тассо Азеведо, координатора инициатив MapBiomas и SEEG, бывшего главы Лесной службы Бразилии, за последнюю декаду в стране 85 млн акров земли было переведено под пашню. «Мы потеряли 15% нашей водной поверхности за последние 30 лет. Теперь наша цель – иметь нулевую дефористизацию к 2030 году», – сказал он.
Такой же кризис формируется в истощении грунтов и водных ресурсов. «Мы вспоминаем о воде, только когда находимся в кризисном режиме. Нужно дать фермерам возможность руководить их бизнесом с учетом воздействия на устойчивость в сфере водных ресурсов», – говорит Трюк Смур, директор Cargill по глобальному устойчивому развитию.
Количество голодающих растет. В 2019 году Всемирная продовольственная программа ООН оказала помощь 135 млн человек. Сегодня эта цифра составляет 350 млн. По словам Мартина Фрика, директора Глобального офиса Всемирной продовольственной программы (ВПП) в Берлине, в мире производится достаточное и даже излишнее количество продовольствия, которого хватило бы, чтобы обеспечить 10 млрд человек. Причина, почему ее не хватает даже нынешним 8 млрд – в неравномерном доступе к ресурсам и в системах распределения. «Кроме того, как в развитых, так и в развивающихся странах, большая часть зерна предназначена не для людей, а для животных и биоэнергии», – отметил он.
Производство товарных партий недорогих продуктов питания возможно только при интенсивном конвейерном производстве, которое все меньше совместимо с экологической повесткой. При этом в благополучных странах цикл «произведено – куплено – потреблено» постепенно заменяется нездоровым «произведено – куплено – выброшено», то есть имеет место производство для продажи, а не для целевого использования товара. Эта модель формирует излишек продуктов питания и при этом сохраняет голод в ряде регионов, что еще раз доказывает, что имеет место не дефицит продовольствия, а кризис распределения.
Так было нынешней весной в Великобритании, которая столкнулась с дефицитом фруктов и овощей. Основная, хоть и не единственная его причина – неурожай этой группы товаров в Испании из-за засухи.
Естественная реакция отрасли на эти вынужденные изменения – оценка рисков и изучение возможности их нивелирования. Как отметил один из представителей фермерского сообщества, излишне резкий переход без компенсаций может превратить их «from heros to zeros». «Мы не лезем в карман к фермерам. Но глобальные проблемы слишком долго игнорировали, поэтому горизонт реакции на них радикально сократился», – парирует Тиммерман.
Выход – создание коалиции с участием крупных компаний, финансового, страхового и государственного секторов, которые будут опираться на научные данные и инновации.
«Мы переехали в очень материалистическое общество. Раньше в школах больше времени уделялось изучению природы. Теперь они так заняты подготовкой молодых людей к тому, чтобы найти место в этих «крысиных бегах», подготовить их к тому, чтобы найти способ зарабатывать деньги, добиваться успеха, – сказала в своем выступлении доктор Джейн Гудолл, всемирно известный этолог и активист, основательница института своего имени. – Критически важно, чтобы люди понимали, что мы зависим от здоровой экосистемы, состоящей из сложной смеси животных и растений, и у каждого из них есть своя роль. Но во всем мире экосистемы разрушаются. Возможно, получив больше образования, больше примеров, мы сможем начать что-то менять».
Сельскохозяйственные методы должны развиваться так, чтобы устойчиво удовлетворять растущий глобальный спрос на продовольствие без причинения необратимого вреда почве и другим природным ресурсам.
Использование биологических средств защиты растений – все еще относительно новая сфера, которая быстро развивается в Украине, продолжаются исследования и разработки для повышения эффективности и применимости этих продуктов. Потенциальные преимущества биологического контроля устойчивого сельского хозяйства и продовольственной безопасности делают эту сферу все более интересной и важной для украинского сельскохозяйственного сектора.
Еще одна составляющая успеха – регуляторные системы, которые будут базироваться на научном подходе и оценке рисков.
Крупный бизнес с опережением в несколько лет перестраивает свои подходы к работе, корректируя их к нарастающим изменениям.
На практике это означает направление бюджетов в исследования и инновации, которые снижают климатическую нагрузку. В фокусе – разработка продуктов, которые должны объединить ранее считавшиеся взаимоисключающими характеристики: повышение продуктивности, сохранение биоразнообразия, уменьшение влияния на природные ресурсы и климат, а также минимальный углеродный след.
Самое невероятное это то, что компании продвинулись в решении этой задачи.
«Мы начинаем понимать, как обуздать силы природы, – сказал глава отдела устойчивого земледелия EAME в Syngenta Марк Холл, – Syngenta помогает фермерам производить культуры устойчивым путем, предоставляя им индивидуальные технологии. Такой подход позволить использовать меньше синтетических удобрений и ресурсов для того, чтобы выращивать урожай».
ChatGPT помогает решать текущие проблемы и находить решения, опираясь на Big Data. «В определенном смысле это раньше делали ассоциации, которые аккумулировали общий опыт отрасли, – говорит Ранвир Чандра, управляющий директор по исследованиям в промышленности и технический директор отдела агропродовольствия в Microsoft. – Теперь это может делать ваш смартфон». На вопрос, будет ли коммерциализироваться эта технология, он отметил, что, как и в случае с другими продуктами компании, основная цель – делать работу потребителей более продуктивной, ведь в итоге от этого выиграют все.
Скорость внедрения инноваций в АПК напрямую зависит от создания благоприятной юридической и политической среды, стимулирующей внедрение разработок.
Украина признала потенциал средств биологической борьбы и активно способствует их использованию в сельском хозяйстве. Так, Кабмин включил биологические средства борьбы в перечень рекомендуемых средств защиты растений, финансово поддержал исследования и разработки в этой области.
Среди украинских фермеров осознание преимуществ использования биологических инсектицидов для защиты растений планомерно повышается по мере наработки благоприятного опыта. Как следствие, за последние годы наблюдался постоянный рост использования этих продуктов.
В 2018 году украинский рынок средств биологической защиты растений оценивался примерно в $18 млн. Согласно отчету Mordor Intelligence, объем рынка биологических средств защиты растений в Украине в 2020 году составил около $22,5 млн. Это значительное увеличение для этого сегмента.
Все биопрепараты можно разделить на две группы – биостимуляторы и биоконтроль. Вторые – это биологический аналог пестицидов, а стимуляторы можно сравнить с удобрениями. По большей части у нас представлен такой вид биопродуктов, как биостимуляторы. Этот сегмент в Украине присутствует, развивается, в нем есть мощные игроки, в том числе международные. Также есть достаточное количество препаратов локального производства.
Одно из заметных достижений в этой области – разработка биофунгицидов для борьбы с грибковыми заболеваниями сельскохозяйственных культур. Эти продукты созданы на основе живых организмов, таких как Trichoderma и Bacillus spp., которые могут колонизировать корни растений и производить противогрибковые соединения, таким образом защищая растение от патогенов. Также есть прогресс в биологических продуктах для контроля возбудителя белой гнили. Агрохолдинги уже активно используют их на десятках тысяч гектаров.
Другим направлением исследований и разработок является использование энтомопатогенных нематод и грибов как биологических средств борьбы с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур. Эти организмы могут инфицировать и умерщвлять целевых насекомых, при этом безопасны для нецелевых организмов и окружающей среды.
Важным также является направление биологических продуктов для совершенствования питания растений: симбиотические и свободноживущие азотфиксирующие бактерии, фосфомобилизирующие бактерии и деструкторы.
В последние годы приобретает популярность использование продуктов азотфиксации, поскольку фермеры стремятся снизить свою зависимость от синтетических удобрений и применять более устойчивые практики.