В конце прошлой недели завершился 72-й Каннский кинофестиваль. Mind уже писал о самых заметных фильмах программы. А теперь мы подводим менее очевидные итоги Канн.
Для начала немного о главных наградах. Золотую пальмовую ветвь в этом году присудили «Паразиту» корейца По Чжун Хо. И это один из тех немногих случаев, когда критики и жюри, что называется, спелись. Возможно, виной тому любовь председателя жюри Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Выживший», «Бёрдмэн», «Сука-Любовь») к киноэкспериментам. Но, скорее всего, это просто проявление высшей справедливости.
«Паразит» – одна из немногих картин конкурса, в которой авторы не просто качественно «отрабатывают программу», а и двигают язык кино вперед. Это история о безработной семье неудачников. Они живут в полуподвальном помещении, питаются чем попало, но тут сын устраивается репетитором в богатую семью, где царят совсем другие порядки, и пытается перетянуть туда всех своих родственников. Конечно же, все не так просто.
По Чжун Хо мастерски смешивает жанры – от семейной комедии до кровавого триллера. «Паразит» не дает оценок, не пускается в банальности, удивляет зрителя и при этом озвучивает внятную мысль о причудах человеческой природы. Безусловно, это главный успех фестиваля.
У тех, кто ездит в Канны регулярно, в этом году мог случиться тот еще флешбек. К примеру, всего три года назад в конкурсной программе фестиваля были новые фильмы Альмодовара, братьев Дарденн, Кена Лоуча и Джармуша. В этом году все они также представили свои новые работы.
Конечно же, в конкурсе были и другие большие камбеки. Например, монументальное полотно Терренса Малика «Тайная жизнь», на премьеру которой режиссер пришел тайно (впрочем, зоркие журналисты все равно его разглядели и сфотографировали). Или Гаспар Ноэ, чей 50-минутный фильм собрал длиннющую очередь на сеанс – в 00:15 и несмотря на дождь.
Сначала Квентин Тарантино не был заявлен в основной программе, но за несколько недель до фестиваля появилась новость о том, что он таки успел смонтировать «Однажды в Голливуде» (в широком прокате лента появится в июле).
Для американца Канны – знаковое место. 25 лет назад именно здесь ему вручили награду за «Криминальное чтиво». «Однажды в Голливуде» никакого приза не получил, но это нисколько не помешало ему стать без преувеличения главным событием фестиваля (журналисты занимали очередь на первые показы за 2,5 часа и все равно многие не попали).
В новом фильме Тарантино открывает для себя более взрослый тон повествования, много цитирует классику 1960-х, а еще – самого себя. Впрочем, режиссера, чье имя уже давно стало нарицательным для мировой культуры, вряд ли кто-то в этом упрекнет.
Интеграция мусульманской повестки в мировой (в частности – европейский) культурный ландшафт достигла такого уровня, что это сложно не заметить в фильмах абсолютно разного жанра и направленности.
В основном конкурсе были показаны сразу три фильма, в которых звучит исламская тема.
Так, Гран-при фестиваля (вторая по величине награда после «Золотой пальмовой ветви») получила «Атлантика» – полнометражный фильм француженки сенегальского происхождения Мати Диоп. Это оригинальная (хотя и не рассчитанная на массового зрителя) работа, где соседствует и социальный реализм, и мистика с джиннами и привидениями.
Другой пример – новая лента бельгийских классиков братьев Дарденн «Молодой Ахмед». Фильм о школьнике, слишком буквально воспринимающем Коран и слова своего имама. Он решает напасть на школьную учительницу, после чего начинается короткая, но убедительная история о втором шансе. Или «Отверженные» – суровый социальный триллер о парижских пригородах. И это мы еще не добрались до второй программы «Особый взгляд», где тема тоже поднималась (см. мультфильм «Ласточки Кабула»).
Одним словом, мы точно живем во времена формирования нового социокультурного ландшафта.
Украину в этом году представлял полнометражный дебют Наримана Алиева «Домой» (Evge). И если обычно украинские фильмы везут в Канны с надрывом, как в первый и последний раз, то в этот раз лента выглядела в программе «Особый взгляд» на удивление естественно. Без сносок на отечественное кинопроизводство и без помпы, которую впоследствии невозможно оправдать.
«Домой» – не лишенный сценарных промахов, но вполне крепкий дебют. Крымский татарин (Ахтем Сейтаблаев) получает в киевском морге тело сына, убитого на войне. Он решает лично отвезти его домой, чтобы похоронить, и забирает с собой младшего сына, который учится в Киеве. Дальше начинается тихое роуд-муви о людях, личных и национальных травмах, отцах и детях.
Кстати, это было не единственное проявление Украины в программе. К примеру, в нашумевшей картине «Маяк» с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном роль русалки играет модель Валерия Караман. А еще в самых неожиданных фильмах (и в самых неочевидных для этого сценах) звучали украинские песни – например, «Ніч яка місячна» в американской бадди-комедии «Восхождение» (The Climb). Хочется верить, что все это не случайно.