Корейский триумф, Тарантино и украинские песни: 5 итогов Каннского фестиваля
Штрихи к портрету события, которые грех оставить за кадром

В конце прошлой недели завершился 72-й Каннский кинофестиваль. Mind уже писал о самых заметных фильмах программы. А теперь мы подводим менее очевидные итоги Канн.
По заслугам

По Чжун Хо
Для начала немного о главных наградах. Золотую пальмовую ветвь в этом году присудили «Паразиту» корейца По Чжун Хо. И это один из тех немногих случаев, когда критики и жюри, что называется, спелись. Возможно, виной тому любовь председателя жюри Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Выживший», «Бёрдмэн», «Сука-Любовь») к киноэкспериментам. Но, скорее всего, это просто проявление высшей справедливости.
«Паразит» – одна из немногих картин конкурса, в которой авторы не просто качественно «отрабатывают программу», а и двигают язык кино вперед. Это история о безработной семье неудачников. Они живут в полуподвальном помещении, питаются чем попало, но тут сын устраивается репетитором в богатую семью, где царят совсем другие порядки, и пытается перетянуть туда всех своих родственников. Конечно же, все не так просто.
По Чжун Хо мастерски смешивает жанры – от семейной комедии до кровавого триллера. «Паразит» не дает оценок, не пускается в банальности, удивляет зрителя и при этом озвучивает внятную мысль о причудах человеческой природы. Безусловно, это главный успех фестиваля.
Большие возвращения
У тех, кто ездит в Канны регулярно, в этом году мог случиться тот еще флешбек. К примеру, всего три года назад в конкурсной программе фестиваля были новые фильмы Альмодовара, братьев Дарденн, Кена Лоуча и Джармуша. В этом году все они также представили свои новые работы.

Конечно же, в конкурсе были и другие большие камбеки. Например, монументальное полотно Терренса Малика «Тайная жизнь», на премьеру которой режиссер пришел тайно (впрочем, зоркие журналисты все равно его разглядели и сфотографировали). Или Гаспар Ноэ, чей 50-минутный фильм собрал длиннющую очередь на сеанс – в 00:15 и несмотря на дождь.
Тарантино не нужны призы

Сначала Квентин Тарантино не был заявлен в основной программе, но за несколько недель до фестиваля появилась новость о том, что он таки успел смонтировать «Однажды в Голливуде» (в широком прокате лента появится в июле).
Для американца Канны – знаковое место. 25 лет назад именно здесь ему вручили награду за «Криминальное чтиво». «Однажды в Голливуде» никакого приза не получил, но это нисколько не помешало ему стать без преувеличения главным событием фестиваля (журналисты занимали очередь на первые показы за 2,5 часа и все равно многие не попали).
В новом фильме Тарантино открывает для себя более взрослый тон повествования, много цитирует классику 1960-х, а еще – самого себя. Впрочем, режиссера, чье имя уже давно стало нарицательным для мировой культуры, вряд ли кто-то в этом упрекнет.
Мусульманский вопрос

Мати Диоп (в центре)
Интеграция мусульманской повестки в мировой (в частности – европейский) культурный ландшафт достигла такого уровня, что это сложно не заметить в фильмах абсолютно разного жанра и направленности.
В основном конкурсе были показаны сразу три фильма, в которых звучит исламская тема.
Так, Гран-при фестиваля (вторая по величине награда после «Золотой пальмовой ветви») получила «Атлантика» – полнометражный фильм француженки сенегальского происхождения Мати Диоп. Это оригинальная (хотя и не рассчитанная на массового зрителя) работа, где соседствует и социальный реализм, и мистика с джиннами и привидениями.
Другой пример – новая лента бельгийских классиков братьев Дарденн «Молодой Ахмед». Фильм о школьнике, слишком буквально воспринимающем Коран и слова своего имама. Он решает напасть на школьную учительницу, после чего начинается короткая, но убедительная история о втором шансе. Или «Отверженные» – суровый социальный триллер о парижских пригородах. И это мы еще не добрались до второй программы «Особый взгляд», где тема тоже поднималась (см. мультфильм «Ласточки Кабула»).
Одним словом, мы точно живем во времена формирования нового социокультурного ландшафта.
Украинский след

Кадр из фильма «Домой» (Evge)
Украину в этом году представлял полнометражный дебют Наримана Алиева «Домой» (Evge). И если обычно украинские фильмы везут в Канны с надрывом, как в первый и последний раз, то в этот раз лента выглядела в программе «Особый взгляд» на удивление естественно. Без сносок на отечественное кинопроизводство и без помпы, которую впоследствии невозможно оправдать.
«Домой» – не лишенный сценарных промахов, но вполне крепкий дебют. Крымский татарин (Ахтем Сейтаблаев) получает в киевском морге тело сына, убитого на войне. Он решает лично отвезти его домой, чтобы похоронить, и забирает с собой младшего сына, который учится в Киеве. Дальше начинается тихое роуд-муви о людях, личных и национальных травмах, отцах и детях.
Кстати, это было не единственное проявление Украины в программе. К примеру, в нашумевшей картине «Маяк» с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном роль русалки играет модель Валерия Караман. А еще в самых неожиданных фильмах (и в самых неочевидных для этого сценах) звучали украинские песни – например, «Ніч яка місячна» в американской бадди-комедии «Восхождение» (The Climb). Хочется верить, что все это не случайно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].